Опишите концепцию школы научного управления и назовите представителей этой школы

Сущность школы научного управления заключается в рациональной организации труда, анализе операций ручного труда и их дальнейшем совершенствовании. Сторонники данной школы первыми заговорили о том, что менеджмент – это наука, которая строится по определенным законам и правилам.

Особенности школы научного управления

Для этого направления менеджмента можно выделить несколько особенностей.

Например: утверждение менеджмента как самостоятельной науки;

первостепенная задача – повышение эффективности организации;

подход к организации как к целостной системе;

разделение исполнительских и управленческих функций;

отбор рабочих по научным критериям, их дальнейшее систематическое обучение;

жесткая иерархия в организации.

Представители научной школы управления

Представителями научной школы управления являются:

Ф. Тейлор

Ф. и Л. Гилберт

Г. Гантт.

Основные научные школы управления

Подходы к научному менеджменту несколько отличаются у различных ученых, хотя, безусловно, имеют общие черты. Поэтому с именами представителей связаны соответствующие концепции внутри школы научного управления.
Ф. Тейлор работал над стандартизацией ручных операций, а также заложил основы нормирования труда. Кроме того, он выступал за сдельную заработную плату («сколько сделал, столько и получил»), так как такое поощрение больше стимулирует работников.
Ф. и Л. Гилберты исследовали, как увеличить эффективность труда, уменьшив усилия. Им принадлежит термин «управление кадрами», что подразумевает научно обоснованные подбор, обучение и расстановку работников.
В отличие от Ф. Тейлора, Г. Гантт выступал за фиксированную оплату труда, но за перевыполнение нормы работнику полагалась премия. Он писал и о важности человеческого фактора, поэтому большое внимание уделял теории лидерства.




Положения школы научного управления

В теории школы научного управления существуют четыре основных положения, разработанных еще Ф.Тэйлором:

развитие знаний о трудовой деятельности – работодателю необходимо знать, какой объем работы сотрудник теоретически может выполнить в идеальных условиях. Это поможет вычислить нормы выработки и оптимизировать работу в целом.

отбор и переподготовка работников – наем сотрудников должен производиться по научным критериям.

тесное сотрудничество – взаимодействие работников, выстраивание иерархии, которя поможет повысить эффективность.

разделение администрации и работников – разграничение обязанностей управляющих и управляемых, специализация труда.

Про школу научного управления кратко

Если кратко, то основополагающей идеей школы научного управления в классическом понимании является то, что трудовая деятельность должна изучаться при помощи объективных научных методов.

Согласно принципам Ф. Тейлора, организация должна строиться на жесткой иерархии, разграничении управленческих и исполнительских функций, введении рациональной организации труда, отборе и обучении кадров по научным критериям.

 

Опишите концепцию и укажите представителей административной школы управления

Административная школа менеджмента (или классическая школа управления в менеджменте) начала развиваться в 1920-е годы. Задачей административной школы менеджмента стал поиск универсальных закономерностей и принципов, которые смогут повысить эффективность любой организации. Особое внимание уделялось вертикали подчинения.

Представители административной школы менеджмента

Основателем и основным представителем классической школы управления является А. Файоль. Будучи директором крупной горнодобывающей компании, он имел возможность изучать работу организации изнутри.

Файоль заинтересовался общими законами управления, которые подошли бы для любого рабочего коллектива. Саму управленческую деятельность он также рассматривал как объект исследования и разделял на 5 направлений:

прогнозирование

планирование

организация

координация

контроль.

Среди других представителей административной школы менеджмента можно выделить

Г. Эмерсона

Л. Урвика

М. Вебера

Принципы управления административной (классической) школы менеджмента

В рамках административной школы менеджмента А. Файоль сформулировал 14 универсальных принципов управления организацией:

Разделение труда – когда каждый выполняет конкретную задачу, организация работает эффективнее;

Полномочия и ответственность – каждый несет ответственность за свою часть работы;

Единоначалие – каждый работник подчиняется одному непосредственному руководителю;

Дисциплина – обязательства между работником и работодателем строго соблюдаются в двухстороннем порядке, в случае нарушений – наказание;

Единообразие в действиях – одинаковые действия, используемые для достижения одинаковых целей, выполняются одинаково;

Подчинение личного общественному – интересы коллектива важнее интересов одного человека;

Хорошая оплата труда – кто хорошо трудится, тот потом хорошо отдыхает;

Справедливость – ее законами руководствуются на всех уровнях управления;

Централизация – управление организацией должно исходить из ее центра;

Иерархия или скалярная цепь – хорошая коммуникационная лестница, по которой передаются команды сверху вниз, при этом не стоит слишком увлекаться иерархией, чтобы не получить сплошную «цепь начальников»;

Порядок – четкая организация труда, наличие рабочего места у каждого работника, отсутствие хаоса;

Инициативность работников – персональная инициатива поощряется;

Отсутствие «текучки» кадров – постоянный коллектив, который заинтересован работать на благо организации;

Корпоративный дух (или единство коллектива) - перекликается с предыдущим правилом, хороший микроклимат среди работников помогает сплотить усилия и направить на достижение одной цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: