Структура курса международный маркетинг. Определение международного маркетинга. Сущность, цели, задачи и принципы международного маркетинга. Отличие понятий «международный маркетинг» и «экспорт». Комплекс международного маркетинга. Основные концепции международной маркетинговой деятельности.
Тема 2. Эволюциямеждународногомаркетинга
Генезис развития международного маркетинга. Особенности внешнеэкономической деятельности предприятий в СССР. Этапы либерализации внешнеэкономической деятельности России в 1990-е годы. Международная торговля и маркетинг. Значение международного маркетинга в условиях нарастающей конкуренции на международных рынках.
Тема 3. Интернационализациякомпанийкак фактор развитиямеждународногомаркетинга
Мотивы интернационализации предприятия. Этапы выхода предприятия на внешний рынок. Экспортный, международный и глобальный маркетинг. Интернационализация российских компаний: тенденции и последствия для национальной экономики. Крупнейшие российские компании по размеру зарубежных активов. Проблемы оптимизации качественной структуры зарубежных капиталовложений отечественного бизнеса. Значение зарубежной экспансии российского малого и среднего бизнеса.
|
|
Тема 4. Роль ТНК в развитиимеждународногомаркетинга
Позиции ТНК в мировой экономике. Оценка влияния ТНК на развитие международного рынка. Стратегические решения и глобальные цели ТНК в международном маркетинге. Значение аффилированных компаний.
Тема 5. Глобальнаямаркетинговаясреда
Архитектура глобальной маркетинговой среды: микро-, мезо- и макроуровни. Факторы внешней и внутренней среды. Концептуально-графические модели международной маркетинговой среды. Основные проблемы и тенденции развития международной маркетинговой среды.
Тема 6. Международнаяполитико-правоваясреда
Основные факторы политико-правовой среды в международном маркетинге. Соотношение национального, наднационального и международного права, пути разрешения коллизий. Международные обычаи. Принципы либерализации торговли и протекционизма в национальном и международном праве. Налоговые гавани и оффшорные центры.
Тема 7. Международнаяэкономическая и финансоваясреда
Факторы экономической и финансовой среды в международном маркетинге. Региональные экономические союзы: их влияние на международную маркетинговую деятельность компаний. Иностранные валюты и международная маркетинговая деятельность. Значение международных финансово-экономических организаций для регулирования международных экономических отношений.
|
|
Тема 8. Международнаясоциокультурнаясреда
Основные элементы культуры и их влияние на международные маркетинговые решения. Особенности национального самосознания и стереотипы мышления. Нормы поведения при общении с представителями других культур. Переговорный процесс в международном бизнесе. Социально-этические аспекты международного маркетинга. Особенности психологического восприятия товаров и услуг российского происхождения в различных регионах (странах).
Тема 9. Международныемаркетинговыеисследования
Информационная система в международном маркетинге. Структура, содержание и источники международной маркетинговой информации. Цели и методы международных маркетинговых исследований. Технология проведения международного маркетингового исследования. Виды маркетинговых исследований. Выбор исполнителей в зависимости от типа исследования. Методы обработки маркетинговой информации. Международные маркетинговые исследования в сети Интернет.
Тема 10. Сегментированиемеждународныхрынков. Позиционирование в международноммаркетинге
Международный рынок как объект сегментации. Критерии и признаки сегментации международных рынков. Этапы выбора внешнего рынка. Оценка конкурентного потенциала международных рыков: основные факторы привлекательности. Маркетинговый анализ по схеме товар/страна. Риски в международном маркетинге: методы их оценки. Управление рисками в международном маркетинге. Позиционирование в международном маркетинге: основные стратегии.
Тема 11. Стратегиипроникновения и формызакреплениякомпании на международныхрынках
Проблема выбора способов выхода компании на международные рынки в зависимости от этапов интернационализации фирмы: экспортные, контрактные, инвестиционные стратегии. Матрица выбора способов выхода на международные рынки. Формы организации международной деятельности компаний. Формы международного сотрудничества в области инновационного предпринимательства. Роль инвестиционно-производственной кооперации в формировании «внешнего сектора» российской экономики. Патентно-правовое обеспечение экспортных операций. Правовая защита и страхование иностранных инвестиций.
Тема 12. Товарнаяполитика в международноммаркетинге
Роль товара в международном маркетинге. Особенности международной товарной политики. Систематизация факторов, определяющих выработку международной торговой политики. Требования, предъявляемые к экспортному товару. Особенности формирования экспортного ассортимента. Управление качеством экспортируемых товаров и услуг, стандарты и нормы международных организаций. Оптимальные сроки выхода на международный рынок. Проблемы адаптации товара к зарубежным рынкам.
Тема 13. Особенностиценообразования в международноммаркетинге
Значение цены в международном маркетинге. Понятие мировой цены. Основные виды мировых цен и их особенности. Факторы ценообразования на внешних рынках. Механизм и этапы формирования экспортной цены. Ценовые стратегии на международных рынках. Проблемы ценовой дискриминации. Особенности ценовой политики ТНК.
Тема 14. Сбытоваяполитика в международноммаркетинге
Организация каналов распределения и продвижения товаров в международном маркетинге. Основные типы сбытовых структур. Собственные органы сбыта. Сторонние организации сбыта. Сбытовые организации за рубежом. Критерии выбора каналов распределения товара на внешних рынках. Значение международной логистики. Проблемы нелицензионной торговли в международном маркетинге.
Тема 15. Коммуникационнаяполитика в международноммаркетинге
Значение коммуникаций в международном маркетинге. Основы организации коммуникативной политики в международном маркетинге. Основные элементы международного коммуникационного процесса. Каналы международных маркетинговых коммуникаций. Коммуникативный микс в международном маркетинге. Коммуникационная политика в системе международного бизнес-взаимодействия. Эволюция носителей международных маркетинговых коммуникаций. Этические аспекты глобальных маркетинговых коммуникаций.
|
|
Тема 16. Международный маркетинг услуг
Особенности услуг как объекта международной торговли. Специфика международного маркетинга услуг. Расширенный маркетинговый микс для услуг. Основные модели международного маркетинга услуг. Особенности продвижения услуг в международном маркетинге: отраслевой и региональный аспекты. Перспективы и тенденции развития международного рынка услуг.
Тема 17. Особенностиуправлениямеждународноймаркетинговойдеятельностью. Стратегическоепланирование в международноммаркетинге
Экономическая оценка эффективности международной маркетинговой деятельности компании. Значение организации международной маркетинговой деятельности компании. Международный маркетинг-менеджмент. Этапы международного стратегического планирования. Сравнительная характеристика национального и международного стратегического маркетингового планирования. Основные разделы маркетингового плана при выходе компании на внешние рынки. Международный маркетинговый контроль.
Тема 18. Современныетенденции в международноммаркетинге
Международный маркетинг и глобализация. Рост мирового протекционизма. Усиление роли ТНК. Гармонизация мировых стандартов. Влияние новейших информационных технологий и электронных коммуникаций на развитие международной маркетинговой деятельности. Международный маркетинг и мировой экономический кризис.
Основная литература:
1. Диденко Н.И., Скрипнюк Д.Ф. Международный маркетинг. Учебник для бакалавров.[Текст] — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 556 с.
2. Диденко Н.И., Скрипнюк Д.Ф. Международный маркетинг. Основы теории: учебник для бакалавриата и магистратуры.[Текст] — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 153 с.
|
|
3. Международный маркетинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / под общ. ред. И. В. Воробьевой, К.Пецольдт, С.Ф. Сутырина. — М.:ИздательствоЮрайт, 2016. — 398 с.
4. Международный маркетинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / под общ. ред. А. Л. Лбаева, В.А. Алексуняна, — М.:Издательство Юрайт, 2016. — 362 с.
Управление продуктом