Отличительной чертой первых школ античной философии является ее космоцентризм, направленность на осмысление «космоса», «природы». Даже человек, с его сознанием и душой, рассматривался ими, как неотъемлемая часть природы.
В развитии античной философии можно выделить следующие этапы: 1) становление древнегреческой философии— в центре внимания стояли проблемы космоса, природы; 2) классическая греческая философия — учения Сократа, Платона и Аристотеля — главное внимание уделяется проблемам человека, его сущности и познавательнымвозможностям; 3) греко-римский, или эллинистический, этап, связанный с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни из греческих полисов в столицу формировавшейся Римской империи.
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Зародилась она в г. Милете. Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии.
Фалес считал, что все сущее происходит из воды. Океан —река, окружающая Землю, а сама Земля подобно дереву плавает в воде. По Фалесу, вода является основой мира потому, что, как показывает наблюдение, все рождается из семени, а семя влажное. Фалес был монистом, т.е. принимал за основу всего сущего одно начало, не только в онтологии (учении о бытии), но и в гносеологии (учении о познании), хотя он и не подразделял вопросы онтологии и гносеологии. Его основное требование в познании заключалось в том, что все знание надо сводить к одной-единственной основе — чувственной видимости.
|
|
Хотя Фалес и отличал душу от тела, он считал ее материальной. Душа — движущее начало всех явлений природы. Все обладает душой, например, магнит обладает душой, так как он притягивает железо.
Известны высказывания Фалеса и в этике, например, «не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами», «учи и учись лучшему». Ему также приписывают знаменитую фразу «познай самого себя».
Фалес был первым греческим математиком. Он доказал ряд теорем геометрии. Фалес предсказал солнечное затмение, а в историю философии вошел еще и как мыслитель, впервые сформулировавший вопрос: «Что есть все?», то есть задумался над тем, из чего состоит мир, что является его первоосновой.
Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия первоначала («архе») — единая, первичная, вневременная, то есть беспредельная и бессмертная («не знает старости») субстанция, которая «объемлет все миры». Иначе говоря, это неопределенная материя (апейрон) — вещественное начало, лишенное границ, то есть без всяких качественных характеристик и количественно бесконечное. Отсюда апейрон не только субстанциальное, но и генетическое начало, он — основа всего сущего. Таким образом, апейрон является источником, из которого все возникает. Апейрон «всем управляет», поэтому Анаксимандр назвал его «божественным».
|
|
Первосубстанция (апейрон) превращается в различные земные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а те переходят друг в друга. Апейрон не только дает начало другим стихиям, но и ограничивает их, оставаясь как бы нейтральным в этой общемировой борьбе. Здесь присутствует наивная диалектика, представление о закономерности бытия, когда все в мире зарождается и движется по определенному порядку, то есть по законам времени. Все события в мире происходят в борьбе теплого и холодного, примером чего, по мнению Анаксимандра, является смена времен года.
Анаксимандр полагал, что природа, мир существуют объективно, а не созданы кем-то. В процессе выпаривания солнцем влаги возникли живые существа. Живое зародилось из ила под воздействием солнечных лучей и пребывает в постоянной эволюции. Человек, как и животные, произошел от рыб.
Чтобы познать сущность, должен быть исследован чувственный мир.
Анаксимен началом всего сущего считал воздух. Огонь — это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и, наконец, камнем. Анаксимен все многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха. Душа также состоит из воздуха. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам.
Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал. Милетцы были гилозоистами (любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами («Бог» и «природа» отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усматривали, прежде всего физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.
Пифагорейская школа. (Пифагор, Филолай, Алкмеон).
Пифагор придавал большое значение числу. Он явился основателем математики как научной дисциплины. Его философские взгляды в значительной мере обусловлены математическими представлениями. По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют вневременную природу, т.е. вечны. Они некая реальность, стоящая выше реальности вещей.
Отмеченные взгляды делают Пифагора фактически основателем рационалистической религии, согласно которой существует вечный мир, доступный интеллекту и недоступный чувствам.
Процесс познания мира, по Пифагору, есть процесс познания управляющих им чисел. Единица является основой всего ряда чисел. Он считал, что математические знания мы получаем, исходя из чистого мышления, минуя наблюдения, а ставя мысль выше чувств, подгонял чувственный мир к математическому идеалу.
В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством ее очищения. Самой высокой степенью очищения является «созерцательная жизнь», направленная на научные поиски истины и блага. Путь познания есть высшее общение и ведет к соединению души человека с Богом. Пифагор разработал учение о бессмертии души и посмертных переселениях душ, которые мигрируют через различные тела как людей, так и животных.
Пифагореец Филолай, характеризуя истину и добродетель, говорил: «Когда-нибудь ложь умрет через число», так как без числа «нельзя было бы ни мыслить, ни знать».
Уделяли пифагорейцы внимание и праву, считая, что «весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу», так как высшая власть у богов и именно эта власть самая справедливая. Затем следует подчиняться пророкам (чудотворцам), правителям, родителям, старшим и, наконец, законам. «Нет зла большего, чем безвластие (анархия)».