В конце XVI — начале XVII в. в передовых странах Западной Европы зарождается капиталистический способ производства. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие науки и философии. Возникает новое мировоззрение, что приводит к созданию механистического материализма с присущим ему метафизическим методом исследования окружающего мира.
Ф.Бэкон — основатель опытной науки и философии Нового времени
ОП: «Новый Орган» - представлены материалистические взгляды на природу и дано обоснование индуктивному методу и его роли в познании; «Новая Атлантида» (ликвидация коррупции).
Высшей задачей познания Бэкон считал завоевание природы и совершенствование человеческой жизни. Знание — сила. Предметом философии по Бэкону должна быть материя, а также различные и многообразные ее формы.
Бэкон — родоначальник материализма и эмпиризма Нового времени. Его материализм обнаруживается главным образом в учении о методе и о познании. Но и здесь Бэкон постоянно прибегает к понятию Бога, подчеркивает, что даже самые выдающиеся успехи науки отражают лишь «вторичные причины», за которыми скрывается всемогущее и непознаваемое Божество. По мнению Бэкона, прогресс естественной философии ведет к разрушению суеверия и к укреплению веры. Материализм Бэкона был деистическим - учение, согласно которому признается существование Бога в качестве первопричины мира. При этом Бэкон отстаивал познаваемость природы. Природа познаваема, но на пути познания имеется множество заблуждений. Бэкон различает четыре вида заблуждений — четыре вида «идолов» (ложных образов), или призраков:
|
|
«Идолы рода» ведут к ложным представлениям о мире и являются следствием ограниченности человеческого ума, органов чувств. Люди Поэтому показания своих чувств люди постоянно должны сопоставлять с вещами, предметами природы, проверять их правильность и уменьшать вред, наносимый познанию призраками рода.
«Идолы пещеры» — это ложное восприятие действительности, свойственное отдельным людям. Каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир («свою пещеру»), который искажает его суждения о явлениях мира. «Призраки пещеры» вытекают из прирожденных свойств индивида, его образования, воспитания и т.п.
«Идолы рынка» — это ложные понятия, которые порождены употреблением неправильных слов, распространенных чаще всего на рынках. В одни и те же слова люди часто вкладывают различное понимание, что затрудняет познание вещей природы.
«Идолы театра» — это неправильное представление о мире, возникшее на основе некритического усвоения различных философских взглядов. Подобные представления изображают вымышленную картину мира, а не действительную природу вещей.
|
|
В критике «идолов» Бэкон пытался освободить сознание людей от пережитков схоластики, создать условия для научного изучения природы. Правильное познание ведет к господству людей над природой.
Бэкон подчеркивает исключительное значение естествознания для развития науки и философии. Однако он стоит на точке зрения теории «двойственности истины». Теология имеет своим объектом Бога, наука — природу. Нужно четкое и строгое разграничение сферы их компетенции. Бэкон признает Бога творцом мира и человека, но он может и должен быть объектом лишь веры. Однако знание независимо от веры. Философия основывается на разуме и опыте.
Источником человеческого знания Бэкон объявляет чувственный опыт. Он провозгласил важность опытного исследования, основанного на методе восхождения от единичных явлений к самым общим положениям. Процесс обобщения есть индукция. Суть этого метода состоит в: 1) наблюдении фактов, 2) в их систематизации и классификации, 3) в отсечении ненужных фактов, 4) в разложении явления на составные части, 5) в проверке фактов на опыте и 6) в обобщении. Бэкон был эмпириком в теории познания. Вместе с тем он считал, что познание не может ограничиваться только чувственными данными. Оно должно стремиться к раскрытию причинно-следственных связей и законов природы, что возможно только путем обработки данных органов чувств и опыта теоретическим мышлением, разумом.
Дуалистическая философия Декарта («Рассуждения о методе», «Начала философии»).
Декарт - создатель дуалистической философии (философская система на основе признания двух самостоятельных субстанциональных начал — материи и духа, тела и души). Представляя мир как творение Бога, Декарт отрицает единство мира и утверждает, что он состоит из двух самостоятельных независимых субстанций: духовной и материальной. Неотъемлемым свойством, или атрибутом, материальной, телесной субстанции он считал протяженность, атрибутом духовной субстанции — мышление.
Согласно учению Декарта, человек представляет собой лишь механическое соединение духовной и материальной субстанций, души и тела. Движения человеческого организма зависят от его тела, а мысли связаны лишь с душой.
Декарт не признавал качественного различия между неорганическими и органическими явлениями. Животные в его понимании — это своего рода машины. Человека Декарт также представлял в качестве своеобразного механизма. Разница заключалась лишь в том, что в человеке выступают две субстанции — телесная и духовная, и еще в том, что у человека имеются врожденные идеи, а у животного они отсутствуют.
Дуализм Декарта определил его теорию познания, а также учение о методе. Развивая рационализм, он полагал, что в акте познания разум человека не нуждается в чувственных вещах. Он считал, что духовная субстанция, имеет в себе изначально врожденные идеи, такие, как идея Бога, идея духовной субстанции, идея материальной субстанции. Жизненный опыт человека не имеет в данном случае никакого значения. Метод - математический. Преувеличивая роль данного метода, он представлял его как единственно всеобщий метод познания. И источник, и критерий истинности знаний он видел в разуме человека.
Единственным методом познания может выступать дедукция. Как и Бэкон, он сомневается в истинности того, что считалось несомненным знанием. Ни результаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают правдивого знания. Поэтому начинать надо с методологического сомнения. Но каким бы всеобщим оно ни было, есть в познании и то, что никакому дальнейшему сомнению не подлежит, то есть достоверное знание возможно.
|
|
Истинность познания, считает Декарт, вытекает также из существования врожденных идей. Врожденные идеи — это еще не готовые истины, а предрасположение разума. Поэтому в познании главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям. Разум неизбежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода. На основе своего рационализма Декарт создает учение о методе, в котором сформулированы четыре правила:
1) ясность и отчетливость познания;
2) разделять всякий исследуемый вопрос на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания;
3) мыслить по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных;
4) полнота познания.
Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно логически вывести все знания о мире.