Жизнь в коллективе и социальная жестокость

Своей целью школа объявляет образование. Тем не менее, обучаясь вначальной школе, маленькие дети думают, что их единственная задача --завоевать положение в коллективе и удерживать его в постоянной борьбе, падаяи снова поднимаясь. На более старших ступенях,   хотя требования,предъявляемые к домашним заданиям, растут, в той же степени растет исложность взаимоотношений со сверстниками. Начинается период социальнойжестокости. Неуверенность в себе и безжалостная борьба авторитетов могутпобудить учеников быть жестокими друг к другу, как никогда прежде. Издевательство становится правилом распорядка дня. Гораздо приятнеевысмеивать чужие качества и черты характера, чем ждать, пока столь жеуязвимые черты не обнаружат в тебе самом. Издевательство -- это акт обороны.Потешаться над другими становится серьезной игрой. Зачинщик отпускаетоскорбительные остроты, забавляя окружающих, а тот, в кого они летят,чувствует себя обиженным. Слова -- это оружие, и из него нужно выстрелить,чтобы успеть атаковать раньше, чем атакуют тебя: начнут распространять слухиза твоей спиной, посылать клеветнические записки и сплетничать по телефону.Ребенок может быть совершенно невинен с социальной точки зрения, но споявлением в классе неформальных групп от его невинности не останется иследа. Социальная подлость становится нормой жизни, тактикой, позволяющейоставлять позади других претендентов, в то время как социальная лесть Применяется теми, кто хочет чего-то добиться. Лидеры действуют как хулиганы, их последователи, из страхаприсоединяясь к той группе, где их меньше мучают, -- как трусы, а объектытакого обращения чувствуют себя жертвами. Родители-одиночки должны внимательно следить за тем, как их отпрыскиприспосабливаются к жизни в средней школе, чтобы вовремя заметить, неподвергаются ли они действительно серьезным оскорблениям, не издеваются лисами над другими. Если ребенок постоянно является жертвой издевательств,страдает его достоинство. Чтобы защитить себя, он только отступает исъеживается. Он боится выражать свои чувства, высказываться, показывать, чтообиделся. Такой ребенок не может постоять за себя. Он может избегать людей,замыкается в себе, ему трудно заводить знакомства. Он боится препятствий истыдится своего страха -- а это тоже прямая дорога к одиночеству. Заметив такие отклонения, одинокие родители должны постараться помочьребенку: 1. Они могут посочувствовать ребенку, и у него появится шанс спокойновыговорить свою боль. 2. Они могут посоветовать ребенку, как вести себя, не провоцируя и неусиливая жестокого обращения. 3. Они могут показать ситуацию в перспективе и объяснить, что подобное обращение зависит от возраста, а вовсе не отличности ребенка. 4. Они могут объяснить, что, становясь старше, товарищи будут лучшеобращаться друг с другом, потому что будут чувствовать себя увереннее. 5. Они могут поощрять смелость ребенка, который, зная, что ждет его вшколе, все-таки решается отправиться туда. 6. Они должны всячески поощрять более агрессивную позицию противжестокости, если попытки игнорировать ее ни к чему не приводят. Принеобходимости можно даже помочь практическим советом. 7. Они могут научить детей не принимать издевательства близко к сердцу,не считать дурное отношение заслуженным, а себя -- недостойным человеком. 8. Они должны поощрять участие ребенка в любой внешкольнойдеятельности. Ведь на школе свет клином не сошелся, существуют и другиесоциальные круги, в которых царит другой тип отношений и где ребенок будетчувствовать себя увереннее. Наконец, если все эти попытки не увенчались успехом, они могутобратиться к учителю и потребовать, чтобы на случаи социальной жестокости вшколе не смотрели сквозь пальцы. Учитель должен объявить всем ученикам, чтотакой вид общения неприемлем и будет преследоваться. Это запрещение должносогласовываться с позицией учителя, который уже установил правила общения иповедения в классе. Если ваш ребенок получает удовольствие от жестокого обращения содноклассниками, вы обязаны принять меры. Чувство удовольствия при виденесчастий других, жажда социального превосходства -- все это может сослужитьплохую службу вашему ребенку в будущем. Более того, учась нападать,запугивать, хулиганить, унижать, прогонять, обзывать, клеветать илиразрушать, ребенок осваивает поведение, которое может привести к плачевнымпоследствиям для всей семьи. Такому ребенку нужно строго внушить: "Тот факт,что твои товарищи по школе плохо обращаются друг с другом, не дает тебеправа мучить брата и сестру". 32.СТАНОВЯСЬ СТАРШЕ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: