ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ
Методические указания к курсовому проектированию
Омск – 2011
Составитель: В.Б. Масягин, канд. техн. наук, доц. каф. «Технология
машиностроения»
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Омского государственного технического университета
Редактор
ИД № 06039 от 12.10.2001
Сводный темплан 2011 г.
Подписано в печать 00.00.11. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.
Отпечатано на дупликаторе. Усл. печ.л. 2,0. Уч.-изд. л. 2,0.
Тираж 30 экз. Заказ .
_____________________________________________________________________
Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр-т Мира, 11, т. 23-02-12
Типография ОмГТУ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовое проектирование по дисциплине «Теория измерений» является самостоятельным этапом обучения, выполняемым студентами специальности 200101 «Приборостроение» в шестом учебном семестре. На этом этапе каждый студент выполняет самостоятельную работу по индивидуальному заданию параллельно с теоретическим изучением дисциплины. Практической основой курсового проектирования для студентов является материал лекций, методических указаний и справочников. Тематика курсового проектирования имеет учебный характер.
|
|
Тема курсового проектирования окончательно формулируется в течение первой учебной недели семестра, оформляется в виде задания, содержащего также календарный график выполнения основных этапов курсового проекта.
Цель и задачи курсового проектирования
Основная цель курсового проектирования – закрепить и расширить теоретические знания студента, выработать у него навыки анализа технологического процесса по выявлению основных погрешностей, возникающих при обработке; уяснить неразрывную связь между проектированием операций механической обработки и операций контроля, закрепить навыки использования нормативно-технической и справочной литературы при выполнении проектно-расчётных работ.
Курсовой проект способствует подготовке студента к прохождению технологической практики, выполнению курсового проекта по технологии приборостроения и технологической части в дипломном проекте.
В процессе проектирования студент закрепляет теоретические знания необходимые для изучения специальных дисциплин, осваивает методику решения следующих задач.
1. Анализ служебного назначения детали, технических требований, методов измерений и контроля.
2. Выбор типа заготовки, прогрессивного метода ее получения.
3. Проектирование технологического процесса механической обработки, включая операции технического контроля, со всеми необходимыми технологическими и техническими обоснованиями.
|
|
4. Выбор технологической и контрольной оснастки (приспособлений, инструмента, и т.п.) и оборудования для предложенной технологии.
5. Оценка эффективности действующих технологий, определение типа производства и его организационной формы для новых условий (согласно заданию), оценка технологичности конструкции детали.
Исходные данные
Темой учебной курсовой разработки, как правило, является усовершенствование действующих технологических процессов механической обработки заготовок деталей любого класса: корпусов, валов, втулок, дисков, зубчатых колес и т.д., требующих использования разнообразных технологических операций: токарных, сверлильных, фрезерных, шлифовальных и других.
Для учебной тематики проектирования исходными данными являются:
- чертеж детали (узла, изделия) со всеми техническими и условиями;
- действующий технологический процесс механической обработки заготовки;
- конструкторская документация на оснастку и инструмент для действующей технологии;
- годовая программа выпуска деталей (изделий).
Как правило, годовая программа задается руководителем проектирования.
Пути совершенствования действующей технологии определяются студентом самостоятельно. В основе принятия решений по изменению техпроцесса могут лежать:
- изменение типа производства и его организационной формы в соответствии с заданием руководителя (как результат изменения годовой программы выпуска);
- изменение конструкции детали (узла) для повышения технологичности изготовления;
- изменение конфигурации заготовки, метода ее получения; применение более или менее производительного оборудования (оснастка, инструмент) для повышения или снижения производительности производства.
Студент может предложить также иные пути совершенствования технологии, приведя их обоснование на основе анализа литературы.
График курсового проектирования и Объем курсового проекта
Результаты учебного проектирования оформляются в виде графической части и пояснительной записки, иллюстрирующих все основные этапы работы. Результаты оформления практических курсовых разработок [5,16] могут иметь ряд индивидуальных особенностей как по форме, так и по содержанию, что должно найти отражение в задании на проектирование.
Примерный график курсового проектирования:
1-я неделя учебного семестра: выдача задания;
3-я неделя: утвердить чертеж детали;
4-я неделя: выбор заготовки;
5-я неделя: утвердить чертеж заготовки;
6-я неделя: построение плана обработки;
7-я неделя: расчет технологических размеров;
9-я неделя: утвердить лист технологического процесса;
10-я неделя: расчет режимов резания;
12-я неделя: расчет технических норм времени;
13-я неделя: утвердить лист технологической наладки;
14-я неделя: оформление технологических карт;
15-я неделя: представить на проверку пояснительную записку;
16-я неделя: утвердить пояснительную записку;
17-я неделя: зашита курсового проекта.
Объём курсового проекта составляют следующие документы.
Расчётно-пояснительная записка на 25-30 страницах без учета приложений, включающая следующие разделы: титульный лист, задание на проектирование (бланк кафедры), аннотация, оглавление, введение; анализ исходных данных (эскиза детали, заготовки, маршрута обработки детали, типа производства); расчёт технологических размеров, обеспечивающих требуемую точность конструкторских размеров; разработка маршрута обработки с выбором оборудования, технологической и измерительной оснастки, обеспечивающих требуемые точность и качество обработки с разработкой схем контроля радиальных или торцовых биений; разработка операции; библиографический список; приложения: альбом технологических карт, распечатка результатов расчетов на ПЭВМ.
|
|
Графическая часть из четырех листов А1-А4 форматов: чертеж детали (1 лист); чертёж заготовки (1 лист); маршрут обработки детали с изображением схемы обработки и графа технологических размерных цепей (1 лист); изображение технологической наладки на проектируемую операцию (1 лист).
Задание на курсовое проектирование оформляется на бланке кафедры, в котором отражается перечень и объем графической части, календарный график выполнения курсового проекта, рекомендуемая литература.
Аннотация включает следующие сведения: тема курсового проекта, объем: графическая часть – количество листов с указанием формата, расчетно-пояснительная записка – количество страниц, таблиц, рисунков и использованных литературных источников. В тексте аннотации указываются: задача проекта, сведения о наиболее интересных инженерных решениях, краткие выводы.
В разделе «Введение» освещаются проблемы современного развития приборостроения, повышения технического уровня продукции, совершенствования технологии. Формулируются вопросы, подлежащие рассмотрению в курсовом проекте, отмечается актуальность и значение темы в связи с отмеченными проблемами.