Общая схема хода научного исследования

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

 

Учебной и научной

Литературы

 

 

WWW.I-U.RU

 

 

Ф.А. Кузин

КАНДИДАТСКАЯ

ДИССЕРТАЦИЯ

Методика написания,

Правила оформления

И порядок защиты

Практическое пособие

для аспирантов и соискателей

ученой степени

Москва 1997

 

Введение

 

Диссертация (от лат. — "dissertatio" — рассуждение, исследование) — специальная скорма научного произведения, имеющего квалифика­ционный характер, подготовленная для публичной защиты и полу­чения ученой степени.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук со­гласно п.14 "Положения о порядке присуждения научным и науч­но-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения на­учным работникам ученых званий" (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 24 октября 1994 г. за № 1185) "должна быть научной квалификационной работой, в которой со­держится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обосно­ванные технические, экономические или технологические разра­ботки, обеспечивающие решение важных прикладных задач".

Такая диссертация готовится единолично. В ней должна содер­жаться совокупность новых научных результатов и положений, вы­двигаемых для публичной защиты. Как научное произведение она должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе ее автора в науку.

Новые решения, предложенные соискателем, должны быть стро­го аргументированы и критически оценены но сравнению с извест­ными решениями. В диссертациях, имеющих прикладное значение, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертациях, имеющих теорети­ческое значение, — рекомендации по использованию научных вы­водов.

Диссертация, как правило, подготавливается на русском языке. Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

В том случае, когда диссертации па соискание ученой степени кандидата наук. представляются в виде рукописи, их основные по­ложения должны быть опубликованы.

Диссертация должна давать научную информацию в наиболее полном виде, обязательно раскрывая результаты и ход изыскания и детально описывая методику исследования. Полнота научной ин­формации должна находить свое отражение и а том, чтобы приво­дить наиболее детализированный фактический материал, вклю­чающий подробные обоснования, гипотезы, широкие исторические экскурсы и параллели.

Основой содержания диссертации должен быть принципиально новый материал, включающий описание новых фактов, явлений и закономерностей, а также обобщение ранее известных сведений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте. В этой связи такой материал может содержать дискуссионные вопросы, связанные с пересмотром существующих взглядов и представле­ний. Содержание диссертации должно отвечать требованиям ори­гинальности, уникальности и неповторимости приводимых поло­жений.

Форма изложения содержания диссертации должна характеризо­ваться высокой степенью абстрагирования, активным применени­ем математического аппарата и средств логического мышления, а также аргументированностью суждений и точностью приводимых данных. Ориентируясь на читателей, профессиональная подготовка которых является наиболее высокой, диссертант должен включать в текст весь имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (формулы, графики, диаграммы, схемы, таблицы, латинские обо­значения и т.п.), т.е. все то, что составляет "язык науки", который понятен только специалистам. Языково-стилистическое оформле­ние материала должно определяться особенностями научного стиля речи, главной чертой которого является объективность, вы­текающая из специфики научного познания.

Таковы основные типологические характеристики кандидаткой диссертации как особого вида научного произведения. Рассмот­рим теперь, как должна она готовиться, чтобы в полной мере от­вечать всем предъявляемым к ней требованиям как квалификаци­онной работе, подготавливаемой для публичной защиты и получе­ния ученой степени кандидата наук.

Часть 1.

Общая методология

Научного творчества

Для начинающих исследователей весьма важно не только хо­рошо знать основные положения, характеризующие диссертацию как квалификационную научную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо, как показывает современная учебная практика высших учебных заведений, у таких исследователей на первых шагах к овладению навыками научной работы больше всего возникает вопросов именно методологического характера. Им прежде все­го недостает опыта в организации своей работы, в использо­вании методов научного познания и применении логических за­конов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.

Научное изучение как основная форма

Научной работы

Всякое научное исследование от творческого замысла до окон­чательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые об­щие методологические подходы к его проведению, которые при­нято называть изучением в научном смысле.

Современное научно-теоретическое мышление стремится про­никнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это воз­можно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.

Известно, что новые научные результаты и ранее накоп­ленные знания находятся в диалектическом взаимодействии.

Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Иногда позабытое старое вновь воз­рождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.

Изучать в научном смысле — это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фан­тазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследо­вания. Но в то же время научное изучение — это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Изучать в научном смысле — это значит быть научно объ­ективным. Нельзя отбрасывать факты и сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое приме­нение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

При научном исследовании важно все. Концентрируя вни­мание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на пер­вый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что имен­но такие факты скрывают за собой начала важных открытий.

В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, по­казать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.

Накопление научных фактов в процессе исследования — всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит за­мысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму от­ражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только от­ражен объект изучения, но и содержится сознание цели, пер­спективы познания и практического преобразования действи­тельности.

Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего ми­ра и потребностей жизни. В основе идей лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать но­вый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, ко­торую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу или, как говорят, пытались решить ее "в лоб".

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно соверша­ется как плановый процесс научного исследования. Хотя в на­уке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование на­дежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные за­кономерности в природе. В дальнейшем идет процесс продол­жения целевой и общеидейной обработки первоначального за­мысла, уточнения, изменения, дополнения и развития намечен­ной схемы исследования.

Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде сле­дующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результа­тов.

Обоснование актуальности выбранной темы — на­чальный этап любого исследования. В применении к диссер­тации понятие "актуальность" имеет одну особенность. Диссер­тация, как уже указывалось, является квалификационной ра­ботой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть не многословным. На­чинать ее описание издалека нет особой необходимости. До­статочно в пределах одной машинописной страницы показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться па понятии "проблема" более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания но­вых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее науч­ное знание оказывается недостаточным для решения новых за­дач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не при­няло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних те­оретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых про­блем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их са­мих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследова­ния вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную про­блему — значит показать умение отделить главное от второ­степенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизве­стно науке о предмете исследования.

Таким образом, если соискателю[1] удается показать, где про­ходит граница между знанием и незнанием о предмете исследо­вания, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Отдельные диссертационные исследования ставят целью раз­витие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких диссертаций могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже доста­точно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зре­ния той концептуальной установки, которой придерживается диссертант, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.

Между тем, соискатели часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широ­ким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятель­ными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и деталь­но. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

Актуальные научные решения, лежащие в основе диссерта­ционной работы, могут рассматриваться как заявки па изобре­тения и открытия, если они отличаются новизной и дают по­ложительный эффект.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследова­ния, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяс­нить..., вывести формулу и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно бо­лее тщательно, поскольку описание их решения должно соста­вить содержание глав диссертационной работы. Это важно так­же и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного про­цесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследо­вания. Именно на него и направлено основное внимание дис­сертанта, именно предмет исследования определяет тему диссер­тационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является вы­бор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым ус­ловием достижения поставленной в такой работе цели[2].

Описание процесса исследования — основная часть дис­сертационной работы, в которой освещаются методика и тех­ника исследования с использованием логических законов и правил[3].

Очень важный этап хода научного исследования — обсуж­дение его результатов, которое ведется на заседаниях про­филирующих кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценно­сти диссертации и коллективный отзыв.

Заключительным этапом хода научного исследования явля­ются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной дис­сертационной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: