Предмет макроэкономики. Цели макроэкономического анализа

Тема 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Возникновение макроэкономической теории

Предмет макроэкономики. Цели макроэкономического анализа.

Методологические и методические особенности макроэкономического анализа.

Макроэкономика и проблемы формирования экономической политики государства.

Структура макроэкономики.

Возникновение макроэкономической теории.

Несмотря на то, что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVIII веке (начиная с работы Д. Юма 1752 года, посвященной изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е - 40-е годы XX века. Катализатором для этого послужила великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения этих стран оказалась на гране нищеты. Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.

Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона МейнардаКейнса «Общая теория занятости, процента и денег» положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике.

Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономический явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.

В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы.

Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.

Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.

Кейнсианская модель достаточно адекватно описывала экономику и широко использовалась до 70-х годов XX века. В 70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику. Произошла так называемая Кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во главе с ее основателем Милтоном Фридманом. Они вернулись к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег. Стабильное предложение денег, а не непрерывное его изменение для проведения активистской кейнсианской политики, является залогом стабильной макроэкономической ситуации согласно монетаристам. Монетаризм породил новую волну экономических теорий, которые основывались на саморегуляции рынков и сформировали неоклассическую макроэкономику.

Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей.

Предмет макроэкономики. Цели макроэкономического анализа.

Макроэкономика – это раздел экономической теории, изучающий процессы, проявление воздействия которых, отражается на функционировании всего национального хозяйства.

Что же изучает макроэкономика и в чем ее отличия от микроэкономики? На эти вопросы мы дадим ответ в данном вопросе.

Основными проблемами макроэкономического анализа являются:

· Выявление мотивов поведения экономических субъектов, с целью определения воздействия результата их экономических решений на функционирование экономики в целом.

· Определение закономерностей функционирования экономической системы, с целью анализа результатов и прогнозов ее функционирования.

· Выявление обобщающих (агрегированных) характеристик субъектов и объектов макроэкономического анализа. 

· Раскрытие факторов, определяющих систему взаимосвязей между различными рынками и формирование равновесия на них.

· Поиск ответа на вопрос, что лежит в основе макроэкономической нестабильности и как сглаживать проявление макроэкономических колебаний. А так же, каковы источники экономического роста, определение его параметров.

 Констатация этих проблем побуждает к выявлению отличий макроэкономики от микроэкономики.

Первое отличие состоит в том, макроэкономика оперирует агрегированными(обобщающими) показателями, характеризующими уровень и тенденции развития экономики в целом и отражающих наиболее общее существенные характеристики субъектов и объектов макроэкономического анализа.

Макро и микроэкономика различаются аспектом и методикой исследования. Микроанализ направлен на изучение поведения и выявление условий согласования индивидуальных экономических интересов (прежде всего, посредством механизма ценообразования). Для макроэкономики свойственен концептуальный подход. Здесь, на основе системного подхода, выявляются причинно-следственные связи между явлениями и процессами и проводится многосторонний анализ их влияния на экономику. То есть, исследуется результат функционирования экономики в целом.

Более того, формирующиеся в ходе данного анализа разнообразные концепции могут оказывать реальное влияние на формирование экономической политики государства, и оказывать воздействие на принятие решений на микроуровне.

Необходимость концептуального подхода объясняется и тем, что если в микроэкономике проще скоординировать цели и критерии функционирования экономических субъектов, то на макроуровне результат реализации индивидуальных решений, может отразиться совершенно противоположным образом. Примером может служить обоснованный Кейнсом парадокс бережливости, согласно которому рост сбережений отражает рост величины имущества отдельных субъектов, но не приводит к увеличению богатства всей нации.

Все выше сказанное позволяет выявить еще одну отличительную черту. Макроэкономика, при исследовании функционирования рынков, уделяет внимание не особенностям индивидуальных решений реализуемых на отдельных рынках, как это делает микроэкономика, а изучает характер взаимосвязей и взаимозависимостей экономических субъектов на всей системе рынков.

Характеризуя отличия, можно сказать, что в системе макроанализа расширяется число субъектов. В их число включается государство и заграница.

Проблемы рассматриваемые в макроэкономике, ее специфические особенности позволяют определить цели и задачи науки.

Целями изучения макроэкономики являются:

· Посторонние формальных моделей типичного поведения на основе анализа принятия коллективных решений экономических субъектов.

· Выявление общих закономерностей экономического развития на основе анализа существующих изменений и тенденций.

· Анализ механизма взаимодействия экономических субъектов и выявление характера последствий принимаемых ими решений для экономической конъюнктуры на всей системе рынков.

· Проведение собственно макроэкономического анализа, то есть статистическое подтверждение теоретических концепций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: