Конечные результаты изучения

СИЛЛАБУС

 

По дисциплине OZ 3225 «Общественное здравоохранение»

Для специальности 051301- «Общая медицина»

 

Объем учебных часов - 90

Курс - III

 

Семестр – V

 

 

Караганда 2014

Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Общественное здравоохранение» для специальности «Общая медицина», утвержденной         

                       

Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании  кафедры

 «___»____________ 2014 Протокол № ___

 

 

Заведующий кафедрой социальной медицины

и организации здравоохраненияк.м.н., доц.:                                  А.К. Султанов

 

 

 

· Сведения о преподавателях:

 

Султанов А.К. – зав. кафедрой, доцент, стаж педагогической работы – 20 лет, в 2001 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Особенности здоровья детей, воспитывающихся в специализированных детских учреждениях», опубликовано 30 печатных работ. Тема докторской диссертации – «Гигиеническая оценка состояния здоровья осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях»

 

Абжанов Е.А. –старший преподаватель, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы- 7 лет, опубликовано более 50 печатных работ.

 

Еремеев А.М.- доцент, стаж педагогической работы-40 лет, 1982 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Динамика работоспособности учащихся при различной организации урока», опубликовано 37 печатных работ. Научный интерес-«Состояние здоровья населения Казахстана»

 

Тулекбаева К.Т.- старший преподаватель, стаж педагогической работы-4 года. Опубликовано статьи-5.

 

Алданова Ж.А.- преподаватель, стаж педагогической работы 1 год.

 

Жаналина Г.А.- преподаватель, стаж педагогической работы 1 год.

 

Маканова У.К.- преподаватель, стаж педагогической работы 1 год.

 

· Контактная информация: кафедра расположена по ул. Гоголя 40, контактный         телефон 51 38 97, добавочный 121.

 

· Политика дисциплины:

 

Студенты при изучении «Общественного здравоохранения» должны усвоит предмет как науку об общественном здравоохранении, которая изучает закономерности влияния социальных и экономических факторов на здоровье населения и обосновывает систему государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране здоровья граждан.

Завершается изучение дисциплины экзаменом, который проводится по расписанию в письменной форме. К экзамену допускаются студенты, имеющие рейтинг допуска 50% и выше.

Студенты, пропустившие занятия по уважительной причине отрабатывают тему занятия устно дежурному преподавателю, согласно графику консультаций и индивидуальной работы кафедры с обучающимися. Пропущенные занятия по неуважительной причине не отрабатываются. Если количество пропусков составляет 50% и более от общего числа часов, отведенных на практические занятия, относящиеся к данному заданию, обучающийся не допускается к сдаче задания. В электронный журнал ставится «0».

Текущие оценки студенту выставляются преподавателем в учебном журнале по 100-бальной шкале за каждое выполненное задание (интегрированная тема, в которую входят несколько занятий). Текущая оценка за задание учитывает все виды учебной работы (лекции, практические занятия, СРСП, СРС). Рубежный контроль по дисциплине проводится на кафедре во время СРСП, согласно графику сдачи рубежного контроля. Рубежный контроль по дисциплине охватывает весь объем материала, пройденного до начала его проведения и включает вопросы занятий по практическим занятиям, СРСП и СРС.

Расчет рейтинга текущей успеваемости (рейтинг допуска) проводится вычислением среднеарифметического всех текущих оценок и рубежного контроля.

 

Введение

Общественное здравоохранение является интегральной теоретико-прикладной наукой, которая изучает закономерности влияния социальных и экономических факторов на здоровье населения и обосновывает систему государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране здоровья граждан.

Из этого следует, что общественное здоровье необходимо рассматривать с широких социальных позиций, а проблемы сохранения и укрепления здоровья выходят за рамки компетенции и ответственности сугубо органов и организаций здравоохранения и требуют солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина.

Все врачи в равной мере, помимо высокого уровня клинической подготовки, должны ясно видеть государственные цели и задачи общественного здравоохранения, поскольку являются носителями всего внешнего и внутреннего эффекта отрасли.

Следовательно, необходимо целостное и системное понимание стратегии и тактики развития системы здравоохранения в контексте устойчивого развития казахстанского общества с позиций максимизации инвестиций в человеческий капитал, а также эффективного использования имеющихся ресурсов с целью достижения высокого уровня здоровья нации.

Цель дисциплины

  • Формирование будущего специалиста здравоохранения, способного принимать управленческие решения, направленные на совершенствование общественного здоровья и модернизацию системы общественного здравоохранения

Задачи дисциплины

  • Научить методологии и методикам оценки и управления общественным здоровьем;
  • Обучить системному подходу к анализу общественного здоровья;
  • Сформировать готовность к решению проблем общественного здравоохранения;

Конечные результаты изучения

Дескрипторы

Конечные результаты обучения Компетенции*

 

А

Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области

Описывать показатели и тенденции здоровья населения в связи с динамичными социально-экономическими условиями 1,2,4
Называть теоретические и методические основы статистики здоровья: основы демографической статистики, статистики заболеваемости, инвалидности и физического здоровья 2,4
Описывать современное состояние здоровья населения Казахстана, включая уровни и структуру смертности и заболеваемости населения. 1,2,4
Называть основы законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья населения и функционирования системы здравоохранения 2,4,5
Называть основы организации первичной медико-санитарной, квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи 2,4
Объяснять основы экономики и экономических отношений в здравоохранении 2,4
Объяснять основы менеджмента в здравоохранении, роль менеджера в обеспечении функционирования медицинской организации   2

 

В

Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне

Оценивать и рассчитывать показатели состояния здоровья населения в связи с социально-экономическими условиями 1,2,3,6
Выявлять основные причинно-следственные связи, оценить направление и степень воздействия факторов на здоровье населения 1,2,3,6
Применять медико-статистические методы изучения здоровья населения 1,2,3,6

 

 

С

Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области

 

Оценивать деятельность лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической организации здравоохранения 1,2,3,4,6
Разработать предложения для устранения влияния неблагоприятных факторов и укрепления здоровья населения 1,2,4
Оценивать организационно-методическую работу в медицинской организации. 1,2,4

 

D

 

 

Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений

Способен оценивать механизмы управления в системе здравоохранения, формулирует основные навыки управления системы менеджмента качества в здравоохранении, рассчитывает и оценивает показатели состояния здоровья населения, делает личные суждения, оформляет в виде рефератов, презентации, проектов и представлять ее на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференции 1, 2, 3, 4, 6  
Способен передавать студентам, преподавателю, экзаменатору собственные выводы по вопросам социальной медицины, управления системы менеджмента качества в здравоохранении 1, 2, 3, 4, 5, 6
Способен передавать студентам собственные знания и умения по работе с учебной, справочной, научной информацией 1, 2, 3, 4, 5, 6    
Сообщать информацию, идеи и проблемы решения, как специалистам, так и не специалистам Способен выступить с сообщением с представлением собственных суждений, анализом и синтезом информации в изучаемой области  3

 

* Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук 3. Коммуникативные навыки. 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм. 8. Клинические навыки или Навыки в сфере лекарственного обеспечения или Навык профилактической медицины и управления общественным здравоохранением.

Пререквизиты дисциплины: политология, информатика, экология, социология, основы права, основы экономической теории, биостатистика

Постреквизиты дисциплины:  Основы доказательной медицины, внутренние болезни, хирургия, акушерство и гинекология, детские болезни, общая врачебная практика, психиатрия, наркология, неврология

Краткое содержание дисциплины:

  Общественное здоровье-предмет общественного здравоохранения. Здоровье как социальная ценность и основа демографического, экономического, трудового, социального, культурного, оборонного потенциала страны. Здоровье как жизненная ценность и личная собственность гражданина.

Методы изучения состояния здоровья населения:статистические, социологические, анализ медицинской документации.

Население как объект демографической статистики. Значение демографических данных для характеристики здоровья населения и в практике здравоохранения.

Репродуктивные права граждан и гарантии их осуществления. Планирование семьи. Регуляция плодовитости, определение, методы. Аборт как медико-социальная проблема.

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ, 10-й пересмотр ВОЗ) принципы построения. Источники и методы изучения заболеваемости населения.

Причины инвалидности. Группы инвалидности и принципы их определения.

Принципы организации амбулаторно-поликлинической, больничной помощи населению

  

  • Тематический план

Тематический план лекций:

Наименование темы Форма проведения продолжительность
 

Кредит №1

1 Общественное здравоохранение как наука и предмет преподавания. Социальные факторы здоровья. вводная лекция 1
2 Медико-социальные аспекты демографии. проблемная лекция 1
3 Заболеваемость населения и методы ее изучения. проблемная лекция 1
4 Комплексная оценка здоровья населения. проблемная лекция 1
5 Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. Модели систем здравоохранения мира. обзорная лекция 1
 

Кредит №2

1 Планирование в здравоохранении обзорная лекция 1
2 Экономика в здравоохранении. Финансирование в здравоохранении обзорная лекция 1
3 Здравоохранение в рыночных условиях проблемная лекция 1
4 Менеджмент и маркетинг в здравоохранении проблемная лекция 1
5 Предпринимательство в здравоохранении. Контроль качества в здравоохранении. проблемная лекция 1

 

Тематический план практических занятий:

 

Наименование темы Форма проведения продолжительность
 

Кредит №1

1 Медико-социальные аспекты демографии TBL 2
2 Заболеваемость населения и методы ее изучения практическое занятие 2
3 Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. Модели систем здравоохранения мира. практическое занятие 2
4 Организация акушерско-гинекологической помощи. Охрана материнства и детства. практическое занятие 2
5 Организация экспертизы трудоспособности в организациях здравоохранения TBL 2
 

Кредит №2

1 Планирование в здравоохранении практическое занятие 2
2 Экономика в здравоохранении. Финансирование в здравоохранении практическое занятие 2
3 Менеджмент и маркетинг в здравоохранении TBL 2
4 Предпринимательство в здравоохранении. Контроль качества в здравоохранении. практическое занятие 2
5 Стандартизация в здравоох-ранении. Аккредитация и лицензирование медицинской деятельности практическое занятие 2

 

Тематический план СРОП:

Наименование темы Форма проведения продолжительность
 

Кредит №1

1 Медико-социальные аспекты демографии Решение ситуационных задач 1
2 Заболеваемость населения и методы ее изучения Решение ситуационных задач 2
3 Комплексная оценка здоровья населения. Составление и решение ситуационных задач 2
4 Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. Модели систем здравоохранения мира. коллоквиум 2
5 Принципы организации лечебно-профилактической помощи населению тестирование 1
6 Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению Составление и решение ситуационных задач 2
7 Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению Составление и решение ситуационных задач 2
8 Организация экспертизы трудоспособности в организациях здравоохранения Решение ситуационных задач 2
  Рубежный контроль №1   1
 

Кредит №2

1 Экономика в здравоохранении. Финансирование в здравоохранении тестирование 2
2 Здравоохранение в рыночных условиях тестирование 2
3 Менеджмент и маркетинг в здравоохранении Решение ситуационных задач 2
4 Предпринимательство в здравоохранении. Контроль качества в здравоохранении. Составление и решение ситуационных задач 2
5 Стандартизация в здравоох-ранении. Аккредитация и лицензирование медицинской деятельности тестирование 2
6 Алма-Атинская декларация-великая хартия здравоохранения ХХ века презентация 2
7 Зарубежное здравоохранение. Информационные технологии в здравоохранении тестирование 2
  Рубежный контроль №2   1

 

Время консультаций:

Консультации проводятся дежурным преподавателем согласно графику индивидуальных консультаций и пропущенных занятий студентами по уважительным причинам - по субботам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: