Морфологические задачи

Теоретическая часть.

«Русский медвежонок» — самый популярный в стране конкурс школьников по русскому языку. Участвуют в конкурсе все желающие, без какого-либо предварительного отбора. Языкознание кажется многим школьникам сводом скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, с 2000 года ежегодно проводится международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех". Ежегодно она привлекает более 2 миллионов участников из России и десятков зарубежных стран

Составители старались подбирать задания, которые будили бы любопытство участников, побуждали их после игры заглядывать в учебники, словари, справочники и энциклопедии, помогали в работе учителям.

Ясно, что не каждого учащегося, имеющего по предмету отличную оценку, имеет смысл направлять на олимпиаду. Дело в том, что на выполнение олимпиадного задания отводится строго определенное время, в качестве задач предлагаются не задачи базового или повышенного уровня (по школьным меркам), а задания нестандартные. Эти задания могут быть простыми по формулировке, но выходящими за рамки школьной программы. Чаще всего это лингвистические задачи.

Лингви́стика (от лат. lingua — язык), языкозна́ние, языкове́дение — наука, изучающая языки.

Лингвистическая задача — Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуализированных представителях, задача, моделирующая деятельность лингвиста, для решения которой не требуется владение языком задачи (все материалы, существенные для решения, есть в условии). Бывает разных видов и типов. Довольно часто это задачи на перевод текста незнакомый решателю язык и установление соответствий между словами.

Самодостаточной лингвистической задачей называют задачу на лингвистическую тему, для решения которой не нужно никаких дополнительных знаний, кроме владения языком, на котором сформулировано условие задачи.

Первую серию самодостаточных лингвистических задач создал А.А. Зализняк в 1963 году, их распространение связано с олимпиадами по лингвистике для школьников в МГУ и РГГУ. Выпущено несколько сборников таких задач, о них много раз писала Е.В. Муравенко на страницах приложения "Русский язык" к газете "Первое сентября".

Самодостаточные лингвистические задачи мало распространены в повседневной школьной практике. По субъективному впечатлению, пока они воспринимаются как своеобразные головоломки, как некое "лакомство для ума". Кого-то отпугивают экзотические языки, на материале которых они построены, кому-то, наверное, кажется роскошью задача развития лингвистического мышления.

Жанр самодостаточной лингвистической задачи – гениальная форма. Задачи можно использовать в любой момент учебного процесса, для их решения не требуется никаких специальных знаний – вообще ничего, кроме головы. Зато, если решать их систематически, может получиться ученик, который имеет представление о принципах строения языка как такового и умеет с ним обращаться почти как профессиональный лингвист.

Самодостаточные лингвистические задачи хороши еще тем, что каждая из них проходит специальную проверку на корректность. А.Н. Журинский формулирует достаточно строгие критерии корректности задачи: "Можно назвать, по крайней мере, три вида некорректности задачи: (1) задача имеет паразитические решения (т.е. решения, логически правильные, но неверные с точки зрения данного языка); (2) описание языкового явления, обнаруживаемое в результате решения, содержит противоречия или темные места; (3) ответ на задачу не может быть обоснован тем материалом, который доступен решающему".

Определить, корректна ли задача, нельзя, не проверив, как разные люди ее решают, к каким ответам они приходят. Нужен психолого-педагогический эксперимент. В ходе которого может, например, выясниться, что неудачна формулировка задания, или что мало информации для выводов...

Итак, самодостаточные лингвистические задачи не требуют предварительного знакомства с какими-нибудь лингвистическими явлениями – в ходе решения задачи ученик самостоятельно их "открывает"; они направлены на развитие лингвистического мышления и демонстрацию методов работы с текстом; имеют "ответы", которые и выполняют обучающую функцию. Эти особенности жанра делают его весьма перспективным.

Пример задачи-

Эта задача была предложена выпускным классам в 1975 году на втором туре XII Московской традиционной олимпиады школьников по лингвистике для выпускных классов, её составил В. А. Терентьев.

Даны слова с одинаковым значением на языках A, B и С. Известно, что два языка имеют общее происхождение, третий не родственен им.

A                 B                      C                         Перевод:

daķiķa        dakika            daka                                минута

ra’s             kichwa            roš                          голова

daftar          daftari             maxberet             тетрадь

šams            jua                   šemeš             солнце 

nafs              moyo              nefeš                душа

habar           habari             xadaša                 известие

riğl                mguu               regel              нога

wizāra         wizara              misrad                      министерство

Решается она так. Сначала решающий замечает, что в языках B и C нет похожих слов среди данных. Значит, родственны либо A и B, либо A и C. У языков A и B общие слова — «минута», «тетрадь», «известие», «министерство». У A и C — «голова», «солнце», «душа», «нога». Следовательно, родственны A и С. На самом деле A — арабский язык, B — суахили, не родственный арабскому, но подвергшийся его сильному влиянию, а C — иврит, родственный арабскому и его влиянию не подвергавшийся.

 

Исследовательская часть.

Лингвистические задачи делятся на множество групп: лексические,  морфологические, логические, орфографические, фонетические, синтаксические, и т.п. Остановимся подробнее на каждой из этих групп.

Лексические задачи.

Лексика - центральная часть языка, передающая знания об объектах действительности. Лексика современного русского языка состоит более чем из миллиона слов. Словарный состав языка — наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Нарастающая сфера человеческих знаний, прежде всего, закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур — все это формирует новый тип современного общества, в котором формируется новый языковой стиль-стиль эпохи информационного развития. Рассмотрим олимпиадные задачи по лексике.

Задача №1.

Каким не может быть год? 

А) грядущим;   Б) наступающим;   В) текущим;   Г) уходящим;      

 Д) провожающим

Чтобы решить эту задачу нужно посмотреть могут ли образовываться словосочетания с существительным год: наступающий год, текущий год, грядущий год, уходящий год. А провожающими старый год бывают люди. Ответ: Д

 

Задача №2.

Какой фразеологизм является антонимичным по отношению к выражению не в своей тарелке?

А) иголка в стоге сена     Б) как рыба в воде    В) как в воду опущенный

Г) как сельди в бочке       Д) как рыба об лёд

Выражение «быть не в своей тарелке» означает чувствовать себя неуютно. Оборот «как иголка в стоге сена» применяется к предмету, затерянному среди множества других; «как в воду опущенный» - это опечаленный, приунывший; «биться как рыба об лёд» означает трудиться над чем-либо много, но безрезультатно; «как сельди в бочке» говорят о людях, слишком плотно заполнивших какое-либо помещение. А вот фразеологизм «быть как рыба в воде», т. е. чувствовать себя совершенно свободно, уверенно, действительно противоположен по значению фразеологизму «быть в не своей тарелке». Ответ: Б


 


Морфологические задачи

Морфология - это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию ее задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования и т.д.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри. В соответствии с этими двумя крупными задачами морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий.

Задача №1.

Какое название падежа не содержитв себе глагол в повелительном наклонении?

А)родительный     Б) винительный     В) творительный     Г) предложный

Д) все эти названия падежей содержат глагол в повелительном наклонении

В слове родителный заключены формы роди и родите, в слове винительный- вини и вините, а в слове творительный- твори и творите, а вот в слове предложный хочется выделить часть предлож, но она не может быть формой повелительного наклоненияни от какого глагола. Ответ: Г

 

 

Задача №2.

В каком из предложений слово какаду стоит в таких же числе и падеже,
что и слово самолёт в предложении «Лучше летите самолётом»?

(А) Я вижу какаду;     (Б) Я не вижу какаду;     (В) Я восхищаюсь какаду, который сидит на ветке;     (Г) Мне нравится какаду;     (Д) Я был возмущен поведением этих проклятых какаду.

Определяем падеж и число существительного «самолет» в предложении «Лучше летите самолётом». Падеж – творительный. Число – единственное. Теперь определим падеж и число существительного какаду во всех предложения: (А) Падеж - винительный, число – единственное; (Б) Падеж  - винительный, число – единственное; (В) Падеж – творительный, число – единственное; (Г) Падеж – именительный, число - невозможно определить; (Д) Падеж – родительный, число – множественное. Ответ: В

 


 



Логические задачи

Логика - это наука о правильном мышлении, способность к рассуждению. Логика входит в раздел философии, нормативная наука о методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности. Согласно основному принципу, правильность рассуждени.

Логика сходна с грамматикой. Грамматика тоже описывает формы языковых выражений, отвлекаясь от их содержания. Для иллюстрации этого обстоятельства известный лингвист Лев Владимирович Щерба приводил пример выдуманного им самим предложения: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка».

Мы ничего не можем сказать о содержании этого предложения, но знание грамматики позволяет нам утверждать, что слово «куздра» здесь является подлежащим, «будланула» - сказуемым, «бокра» - дополнением и т. д. Мы можем говорить о роде, числе, падеже наших существительных, не имея ни малейшего представления о том, что обозначают соответствующие слова. Аналогичное знание о формах мысли дает нам логика.          

Задача №1.

Рост, дух, прыть, горло… Каким словом можно продолжить этот список?

А) блюдце;     Б) голос;     В) колос;      Г) подсвечник;      Д) скорость

Слова рост, дух, прыть и горло часто употребляются в составе устойчевых выражений, имеющих вид «во весь Х»: (встать) во весь рост, (бежать) во весь дух, (мчаться) во всю прыть, (орать) во всё горло. Тем же свойством обладает существительное голос; выражение во весь голос стало даже название неоконченной поэмы В. В. Маяковского. Ответ: Б

Задача №2.

В одной детской книжке описывается «конспиративный язык», на котором между собой общаются мальчишки. Вот пример правильной фразы на этом языке: «Шара-вчеца шаяца шанаца шажин-уца шасъелца шашу-каца шаица шапил-выца шаю-чаца». Переведите на этот язык слово залив.

(А) шазаливца; (Б) шаив-залца; (В) шалив-заца; (Г) шаза-ливца;

(Д) среди вариантов (А) – (Г) нет правильного.                

При решении подобной задачи, внимание нужно обратить на одинаковые части слов.  В нашем примере это: «Ша» в начале слова и «ца» в конце. Пробуем прочитать без этих частиц, Получаем: «ра-вче я на жин-у съел шу-ка и пил-вы ю-ча». Не трудно догадаться, что теперь нужно поменять местами части слов написанных через дефис. Получается: «Вчера я на ужин съел кашу и выпил чаю». Нам надо перевести на этот язык слово залив. Меняем местами слоги: «лив-за». Подставляем в начале слова «Ша» и в конце «ца». В итоге получается: «Шалив-заца». После решения, эта задача оказывается очень простой. Для её решения не надо знать никаких правил правописания, нужно применить лишь свою логику. Ответ: Б

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: