Эстетические приоритеты Павла 1. Черты культурной жизни

Воцарение на российском престоле 6 ноября 1896 года 42-летнего Павла Петровича наложило своеобразный отпечаток на облик и художественную культуру города. Присловутая фронтомания императора вела к расширению фронтовой территории: началось строительство местных войск на Фонтанке, Семеновских казарм, Измайловских, Кавалергардских в начале Литейного, Конногвардейских. Знамением времени было использование Таврического дворца и Эрмитажного театра для размещения и обучения солдат. Царицын луг, любимое место гуляния петербуржцев, был превращен в Марсово поле- главный плац. В 1799 году распоряжением столичного обер-полицмейстера было запрещено танцевать вальс, иметь бакенбарды, большие широкие букли на парике и т.д. Строгая регламентация всего. Общеизвестно демонстративная ненависть ко всему, что любила его мать. Потому амнистия 1796 года коснулась прежде всего ее персональных оскорбителей Новикова, Костюшко, Радищева. Возвратились из ссылок и были обласканы императором масоны Трубецкой, Тургенев, Лопухин, Куракин. Вернулся в Петербург гениальный архитектор Василий Иванович Баженов, повергнутый Екатериной 2 репрессиям за принадлежность к масонству. Баженов был назначен вице-президентов академии Художеств и приступил к строительству Михайловского замка. Павел поверг опале Екатерину Дашкову. отношение к Дашковой он перенес на возглавляемые ею Российскую Академию – государь прекратил финансирование, отнял принадлежащее ей здание на Фонтанке. Павел отличался рыцарским духом сентиментальности. Ненавидел классицизм, обожаемый матерью - в Европе его называли не иначе как «русским Гамлетом» и он всячески поддерживал этот имидж. В искусстве он разбирался гораздо тоньше и глубже, чем его матушка. За несколько часов до смерти он со слезами на глазах расцеловал сервиз с изображением Михайловского замка. Апофеозом политического романтизма Павла стало гроссмейстерство над Мальтийским орденом. В связи с рыцарской идеей повышается значимость жеста, эмблемы, герба, цвета, формы. В позиции официально охранительного дела ничего не изменилось. В условиях цензурного гнета и жандармского контроля неуклонно росло количество учебных заведений. При Павле в СПб были основаны: Медико-хирургическая академия, повивальный институт со школой акушерок, училище для военных сирот, солдатские школы. Основной тенденцией эпохи было сближение противоположных полюсов просвещения на почве неприятия французской революции – она породила кризис идеологии просвещения. Ужасы революции возродили ностальгию по безмятежному покою. И потому в 90-е году идиллически мотивы в Европейском искусстве становятся чуть ли не доминантными. Французская революция отрезвила даже Радищева - начал писать шуточную антимонархическую поэму «Говор» - в них представлена галерея тиранов. В это же время убежденный монархист Карамзин опубликовал стихотворение «Тацит». Павел заморозил русскую литературу в тот момент, когда она вышла на международную арену. Иван Ивановича Дмитриев, баснописца, арестовали в 1796 году по ложному обвинению в покушении на Павла, но вскоре освободил и назначил обер-прокурором сената. Но Дмитриев прагматично оценивая ситуацию - подал в отставку. В Москве Карамзину удавалось печататься, но в 1798 году запретили «Письма русского путешественника», повесть «Аглая». В 1800 году Крылов написал «Тримф-трумф или подщипа»- злая сатира на правительство. Героем же времени стал Марин – дебют в 1796 году по его переводу Вольтера «Миропа» - поставлен спектакль в драматическом театре. К Державину Павел относился покровительственно. Написал оду, где воспел в дифирамбах Павла, но одновременно писал стихи, посвященные опальным деятелям предыдущего царствования (послания «Витязю» и «Возвращение Зубову из Перми»)-что было опасно для его свободы. В итоге ссылка – в Калугу, потом вернул. Противоречивость личности Павла отразилось на арх. строительстве. С одной стороны - архитектурный вандализм, с другой - начало формирование нового ампирного образа СПб. Отношение императора к сооружению поражала варварством, ликвидирована комиссия по каменному строительству СПб и Москвы. передача мрамора от Иссакия для Михайловского дворца. Погрому подверглось Царское Село. Прекратилось всякое строи-тельство, материалы передали Бренне в распоряжение. Павлу СПб обязан Возведению Михайловскому замку, зданию Публичной библиотеку, Марсовому полю, кадетский корпус, второй кад. Корпус. Мальтийская капелла, Екатерининский институт, воен. – хир. Академии. Не сохранились: собор Сергия Радонежского, церковь Покрова в Коломне. началось строительство здания Думы, монетного двора. По указу старый литейный дом должен был превратиться музей, был сооружен Румян. Обелиск, памятник Петру Растрелли, Суворову. Утвержден проект Исаакиевского собора. Выполнена большая часть работ по реконструкции Большого каскада. Приобрели законченный вид Гатчина и Павловск. Появились египетские мотивы, ампирный декор, нарядные перекрытия, заимствованные из римской ренессансной архитектуры. Планировка района казарм Измайловского полка – Волков. В 1798 году указов Павла I он был назначен главным архитектором до смерти 1818. Вскоре на обширной территории между берегом Ждановки он спроектировал комплекс зданий Второго кад. корпуса. Часть СПб стороны впервые получила регулярную планировку, доминантное положение получил кадетский корпус. В первой половине 90 годов были возведены корпуса Строгановского дворца. Это приписывают Демерцову. Заново оформил залы (боковую, минеральный кабинет). К 1800 он построил Собор Сергея Радонежского – собор являлась вершиной правильно треугольника, основанием которого служила прямая линия. (Анны и Симеона, Пантелеймоновская) была выбрана композиция храма корабля: базилика. наружный декор был сдержан, а интерьер был богат, с купольной церковью. В 1799 г. Демерцов построил дом Аракчеева: наб. Мойки 35. их отношения были дружескими. При Павле придворным архитектором был назначен Бренна. Перестроил интерьеры Гатчины и каменноостровские интерьеры. В Гатчине надстроил боковое каре, галереи сделал закрытыми. Дворцовый плац закрыл 4 мостами - средневековые черты. Главное творенье - Михайловский замок. Не установлено участие Баженова. Декоративные мотивы, рождающего ампира, проникли в творчестве Кваренги и Воронихина, и Луиджи Руска. принимал участие в строительстве Обуховской больницы, конногвардейских казарм Таврического дворца, постройки в Ораниенбауме. Его привлекли к оформлению Эрмитажа. С Бренной занимался в Исаакии и Михайловском дворце. Воронихин под руководством Демерцова участвовал в реконструкции Строгановского дворца в 1793 году. В новом корпусе отделал жилые комнаты, а к женитьбе Павла Строганова – столовую сумасшедшей красоты. Зарекомендовал себя как мастер классицистического интерьера. Первой его индивидуальной постройкой была деревянная оштукатуренная Строганова дача на Большой Невке (1795-1796 г.г.). Не сохранилась. В 1800 году за проект Большого каскада в Петергофе Воронихин получает звание архитектора. Воцарение Павла I отразилось на Павловске. В первую же неделю поступил приказ о переименовании села Павловского в город. Павловск был владением императрицы Марии Федоровны. Были внесены коррективы в оформлении парка – взамен снесенной искусственной руины Бренна построил большую каменную лестницу (64 ступени), большие круги, Круглый зал - музыкальный салон. Начал перестройку Мариенталя (крепость Бип) в неоготическом стиле. Художественным апофеозом царствования Павла I стала реконструкция Большого каскада в Петергофе. По замыслу императора её планировалось завершить в 100-летию города.. В октябре 1799 года утвержден проект реконструкции Большого каскада, составленный Воронихиным. Проект предусматривал обрамление ковша Самсона правильной колоннадой. Смысловой центр – статуя Самсона – лучшее творение М.И. Козловского. Феодосий Федорович Щедрин создал для Большого каскада статуи Персеи, Нева и 2 группы Сирен. Нева и Волхов (скульптор Прокофьев) – русские фольклорные образы, не античные! Появление русских персонажей среди античных образов – это знамение романтизма, который уравнял значение античного эпоса и отечественного. Но в отличие от Козловского Щедрин остановился на пороге романтизма. Самый большой заказ – 5 статуй, получил Жан Доменик Рашетт. Он исполнил Юпитера, Юнону, Галатею и 2 фонтанные группы – Наяд с Тритоном. На левом каскаде вблизи Персея была установлена статую Пандоры, выполненная Ф. И. Шубиным. Она свидетельствует о выдающемся лирико-драматическом таланте скульптора. Актеон – И. П. Мартос. Отливал все статуи великий литейщик В.П. Якимов (1758 – 1837). Золотил статуи Большого каскада Паоло Брюллов.

10. Изобразительное искусство Павловского времени.

11. Архитектура Павловского Петербурга. Большой каскад Петергофа.

12. Романтическая эстетика. Условия расцвета романтизма.    

Романтизм - художественная система, включающая: 1) исторически обусловленный тип художественного мироощущения, объединяющий ведущие виды искусств конца XVIII - середины XIX в.; 2) устойчивые черты стиля жизни, мышления, этики, присущие данной эпохе (например, С.Ф. Платонов характеризовал время Павла I и начало правления Александра I как «переход от рационализма к ранним фазам романтизма»)9; 3) влияние этих компонентов на форму, содержание и дух современных романтизму произведений ампирного и реалистического искусства. В развитии санкт-петербургского романтизма выделяются следующие этапы: 1) 1760-е - 1801 - предромантизм. Формирование художественных принципов романтизма в рамках господствующей эстетики классицизма и просветительского реализма; 2) 1801-1815 - ранний романтизм, определяемый в искусствознании разных стран как «пассивный», «созерцательный», «немецкий», «мистический», «идиллический»; 3) 1815-1825 – романтизм «бунтарский», «байронический», «английский», «скептический»; 4) 1825 - конец 1830-х гг. - расцвет романтизма во всем многообразии его интернациональных и национальных идей, форм и жанров, но с утратой бун-тарской политической остроты; 5) 1840-1850-е гг. - кризис романтизма, вытеснение его на периферию художественной жизни, превращение в вариант «чистого искусства». Принципы романтизма - Свобода художественного творчества. Романтиков отличало почти религиозное преклонение перед искусством и его творцами. Интерес к категориям «национальное» и «народное». Если для классицизма характерен эстетический космополитизм, то для романтизма – поиск ярко выраженных национальных идеалов, художественных форм и приемов. Александровская эпоха была периодом учения и первых творческих шагов ведущих представителей русского музыкального романтизма – Алябьева, Верстовского, Глинки. В творчестве музыкантов-романтиков центральное место занимает интерпретация народных песен. Этот термин впервые применил Н.А. Львов. Главным объектом художественного исследования стал внутренний мир личности. В связи с этим повысилось значение портретного жанра. В живописи он играл ту же роль, что элегия, дружеское послание и эпиграмма в поэзии. В трактовке личности доминиро-вали эгоцентризм и саморефлексия. Культ исключительности. романтизм предполагает, помимо яркой живописности деталей, эмоционально взволнованное воспроизведение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах. В жизни и искусстве романтиков привлекало все необычное, яркое, талантливое, титаническое, загадочное, непредсказуемое. От классицизма они унаследовали контрастное сопоставление добра и зла, человеческой воли и рока-судьбы, прекрасного и безобразного. неприятие действительности. Эпоха революций, мировых войн и социальных потрясений создавала почву для распространения в жизни и искусстве бунтарских настроений. Неприятие действительности и обреченность индивидуального бунта порождали центральную идею романтизма - бегство от повседневной реальности.

Условия расцвета Романтизма.

1. Неприятие методов и результатов Великой Французской революции

2. Личность Наполеона Бонапарта.

3. Наполеоновские войны 1805-1815 гг. Наполеоновские войны обострили Национальное самосознание европейских народов, породив подъем романтического интереса к национальной истории и культуре.

4. Феодальная реакция в Европе – «заговор царей против народов» - вызвал в передовых слоях европейского общества «мировую скорбь», усилив в искусстве мотивы узничества, неприятия действительности и бегства от нее. Внимание романтиков стали вызывать фатальные обстоятельства его жиз-ни: непостижимая неуязвимость под огнем, удачливость при покушениях, последняя запись в школьной тетради по географии.

5. Революционный подъем в Германии и России, революции 20-х гг. в Италии, Испании, Португалии, Латинской Америке, война Греции за независимость, восстание декабристов, революции 1830 г. во Франции и Польше создавали почву для усиления революционных и обличительно-тираноборческих мотивов.

6. Мотивы разочарования и бегства от действительности усилились под влиянием последствий урбанизации и промышленной революции.

7. Обострение Восточного вопроса. Колониальные войны Франции в Алжире и Марокко, проникновение Англии в Иран, Египет, Турцию, присоединение к России Закавказья, Русско-иранские и Русско-турецкие войны, Большая Кавказская война усилили ориентальную тематику романтизма, сделав ее преобладающей.                                        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: