Эпоха Средневековья в истории русской музыки

 

9-10 – 14 века – раннее средневековье.

Эпоха С. в русской музыки происходила в период перехода от родового строя к феодализму. 10-11 века – становление Киева, культурный и экономический центр. Развиваются все виды искусства.

Музыка – жанры народного творчества. Первые формы церковного пения, музыка для сопровождения ритуалов быта княжеского двора. Происходит рождение знаменного пения, кондакарное пение как первая форма письменной фиксации в крюковой записи, профессиональное музыкальное искусство.

Благодаря сближению с Византией – крещение Руси. Развитие былинного эпоса, основные принципы знаменного – вариантность.

13 век – первая половина – центр – Киев, середина 13 века – Новгород, потом – Москва.

Знаменное пение – хоровая монодия с преобладанием речетации, расцвет в первой половине 14 века. Ритмическая свобода, звукоряд от Соль (Б) до ре (1). Система крюков напоминающая невменное письмо. Особенно русской церковной музыки – вокальный характер. Мелодия знаменного пения вошла в строй русского музыкального языка, внеся в него свою семантику. Преимущественно она связана с образами суровых высказываний.

Былины изучались только на основе устных традиции. Периодизация былин:

- киевский период 11-12 века

- владимиро-суздальский – 12-14 – об Илье Мурамце

- 14-17 века былины не возникали, а перерабатывались старые.

Первый сборник с напевами создан во второй половине 18 века Кириллом Даниловым.

13-14 века – гимническая поэзия калик-перехожих, связанных с религиозным восприятием мира. Духовные стихи были связаны с народным и знаменным пением. Духовные стихи привлекали многих композиторов….

Деревня преобладала над городом => широкое проникновение народного творчества в художественную практику феодалов и церковное искусство.

Скоморохи, сказители. Из народа приходят головщики – руководители хорового пения.

Древнерусские храмы не только культовые, но и общественные. Зарождение в Киеве письменности в 11 веке.

14-16 века – позднее русское средневековье – развитие народного творчества:

1) лирические песни

2) исторические: былины, новеллы, скоморошины;

3) развитие многоголосия, подголосочная полифония.

Центр Новгород – расцвет скоморошества. Большое развитие – музыкальные инструменты – гусли, гудок, домра.

Церковная музыка:

1) развилась и окрепла традиция колокольного звона;

2) сложилась новгородская традиция распевов благодаря Роговым.

3) в церковную музыку введено многоголосие (Савва Рогов)

4) И. Шайдур – первый русский теоретик, труд «Сказания о пометах еже пишутся в пении под знаменами» - о киноварных пометах.

5) развитие театральных традиции и театрализация церковной службы.

С конца 14 века – подъем русской культуры после битвы на Куликовом поле. Творчество Андрей Рублева (Троица), фреска «Идут святые в рай» (Рублев, Черный), Дионисий – автор фресок Ферапонтова монастыря. Все искусство того времени устремилось от церкви к живому человеку. Тенденция к созданию единого русского стиля. Яркое проявление архитектуры – Московский Кремль, Храм Василия Блаженного. В 15-16 веке возникает многоголосный путевой (подготовленная система осмогласия) и демественный распев – Василий Рогов.

Возникает хор государевых певчих дьяков (15 век) и патриарших певческих дьяков (16 век). Возникает церковный обиход.

Тема 12. РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ХУШ-НАЧАЛАХ1Х ВЕКА

Особенности Просвещения в России. Влияние петровских реформ на развитие художественной культуры и искусства России в XVIII веке. Ев­ропеизация русского искусства.

Исторические процессы взаимовлияния национально-русских и за­падноевропейских форм музицирования и форм интонирования в пер­вой половине XVIII века. Историческое значение творчества западноев­ропейских композиторов, работавших при российском императорс­ком дворе (Ф. Арайи, Б. Галуппи, Т. Траэтты, Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы).

Переход от барокко к классицизму в хоровой музыке (60-е годы XVIII века). Панегирические канты Петровской эпохи. Жанр хорового концерта -монументальная разновидность традиционной для отечественной музыкаль­ной культуры формы музицирования. Выдающееся историческое значение хоровых концертов классиков этого жанра М. Березовского и Д. Бортнянского.

Рецепция итальянской и французской оперы и инструментальных жан­ров в России. Придворная опера в России. Постановка оперы Ф. Арайи «Цефал и Прокрис» на русский текст А. Сумарокова (1755) - дата рожде­ния русского оперного театра.

Движение Просвещения в русской культуре Екатерининской эпо­хи и формирование национальной композиторской школы (М. Березовс­кий, Д. Бортнянский, Е. Фомин, В. Пашкевич, И. Хандошкин). Придворный и просветительский классицизм в русском искусстве XVIII века. Элементы реализма в художественном творчестве (А. Радищев, А. Новиков, Д. Фонви­зин, И. Крылов) и их влияние на музыкальное творчество.

Русская реалистическая опера-комедия бытового плана, ее связь с со циально-критическими тенденциями русской литературы и драматургии 70-х-ЭО-х гг. «Песенные оперы» XVIII века, характеристика в них народно­го быта. Антикрепостнические мотивы в оперном творчестве В.А. Пашкеви­ча («Несчастье от кареты»).

Е. И. Фомин - крупнейший русский оперный композитор XVIII века. Отсутствие стилевого единства в его творчестве. Претворение фольклорно­го материала в жанрово-бытовой (комической) опере «Ямщики на подста­ве» - кульминации развития жанра «песенной оперы XVIII века». Отказ от локального национального колорита музыкального языка (песенной инто­нации) при обращении к возвышенно-трагедийной, мифологической теме (мелодрама «Орфей») как проявление нормативной эстетики классицизма.

Творчество И. Хандошкина и Д. Бортнянского в жанрах профессио­нальной инструментальной музыки (соната и симфония).

Русская музыкальная культура начала XIX века. Патриотический подъем русского народа, рост его гражданского самосознания, усиление стремления к свободе в период между Отечественной войной 1812 года и восстанием декабристов. Становление реализма в творчестве А.С. Пуш­кина и А.С. Грибоедова. Романтизм в литературе (поэты-декабрис­ты, В. А. Жуковский, В.Ф. Одоевский). Влияние романтизма на русскую музыку предшественников и современников М. И. Глинки.

Развитие жанров вокальной лирики: от «российской песни» к быто­вому и художественному романсу. Стилистика бытового романса: веду­щая роль секстовых интонаций в мелодике, опевания и задержания, вклю­чение речитативных и декламационных оборотов. Творчество А. Алябье­ва, А. Варламова, А.Гурилева в жанре романса. Роль романсовой лирики этого периода в дальнейшем развитии русской музыкальной классики.

Музыкальный театр доглинкинского периода. Историко-героическая (опера К. Кавоса «Иван Сусанин») и волшебно-фантастическая (опера С. Давыдова «Леста, днепровская русалка») тематика. Балетный театр Ш. Дидло. Балет «Руслан и Людмила» А. Глушковского (1821). Жанры «тра­гедии на музыке», водевиля, дивертисмента. Песня-ария С. Давыдова «Среди долины ровныя» из дивертисмента «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» и ее позднейшее бытование в качестве народной песни.

А.Н. Верстовский - крупнейший русский композитор начала века, стар­ший современник М.И. Глинки. Свободное претворение фольклорного (городского) материала в его творчестве. Черты романтизма в опере «Ас-кольдова могила» (1835).

Тема 13. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М. И. ГЛИНКИ

КАК ОСНОВОПОЛОЖНИКА РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ

Глинка - «Пушкин русской музыки». Новое воплощение народности в его творчестве. Глинка и декабристы. Характерные черты индивидуаль­ности Глинки, черты классицизма и романтизма в его музыкеВыход русской музыки в лице Глинки на передовые позиции европей­ской музыкальной культуры. Б.В. Асафьев о занятиях Глинки с 3. Деном. Предвосхищение Глинкой новаторских достижений западноевропейского ладогармонического мышления (на материале «Марша Черномора»).

Опера Глинки «Жизнь за царя»: история создания, сценическая судь­ба и постановочные метаморфозы в последующие периоды отечествен­ной музыкальной истории. Отклики на премьеру оперы в печати.

«Руслан и Людмила» Глинки: история создания, жанровая природа, сценическая судьба и воздействие на дальнейшую историю русской клас­сической оперы. Эпические корни идейного замысла и драматургии «Рус­лана». Восточные сцены и образы «Руслана» и последующая история русской музыки о Востоке.

Глинка и предыстория русского симфонизма. Жанровое разнообра­зие симфонических произведений Глинки. Русское скерцо «Камаринс­кая». Программность в испанских увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», претворение в них национально-самобытных черт испанской народной музыки. Лирико-драматические образы «Вальса-фантазии».

М.И. Глинка как основоположник русского классического романса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: