9-10 – 14 века – раннее средневековье.
Эпоха С. в русской музыки происходила в период перехода от родового строя к феодализму. 10-11 века – становление Киева, культурный и экономический центр. Развиваются все виды искусства.
Музыка – жанры народного творчества. Первые формы церковного пения, музыка для сопровождения ритуалов быта княжеского двора. Происходит рождение знаменного пения, кондакарное пение как первая форма письменной фиксации в крюковой записи, профессиональное музыкальное искусство.
Благодаря сближению с Византией – крещение Руси. Развитие былинного эпоса, основные принципы знаменного – вариантность.
13 век – первая половина – центр – Киев, середина 13 века – Новгород, потом – Москва.
Знаменное пение – хоровая монодия с преобладанием речетации, расцвет в первой половине 14 века. Ритмическая свобода, звукоряд от Соль (Б) до ре (1). Система крюков напоминающая невменное письмо. Особенно русской церковной музыки – вокальный характер. Мелодия знаменного пения вошла в строй русского музыкального языка, внеся в него свою семантику. Преимущественно она связана с образами суровых высказываний.
Былины изучались только на основе устных традиции. Периодизация былин:
- киевский период 11-12 века
- владимиро-суздальский – 12-14 – об Илье Мурамце
- 14-17 века былины не возникали, а перерабатывались старые.
Первый сборник с напевами создан во второй половине 18 века Кириллом Даниловым.
13-14 века – гимническая поэзия калик-перехожих, связанных с религиозным восприятием мира. Духовные стихи были связаны с народным и знаменным пением. Духовные стихи привлекали многих композиторов….
Деревня преобладала над городом => широкое проникновение народного творчества в художественную практику феодалов и церковное искусство.
Скоморохи, сказители. Из народа приходят головщики – руководители хорового пения.
Древнерусские храмы не только культовые, но и общественные. Зарождение в Киеве письменности в 11 веке.
14-16 века – позднее русское средневековье – развитие народного творчества:
1) лирические песни
2) исторические: былины, новеллы, скоморошины;
3) развитие многоголосия, подголосочная полифония.
Центр Новгород – расцвет скоморошества. Большое развитие – музыкальные инструменты – гусли, гудок, домра.
Церковная музыка:
1) развилась и окрепла традиция колокольного звона;
2) сложилась новгородская традиция распевов благодаря Роговым.
3) в церковную музыку введено многоголосие (Савва Рогов)
4) И. Шайдур – первый русский теоретик, труд «Сказания о пометах еже пишутся в пении под знаменами» - о киноварных пометах.
5) развитие театральных традиции и театрализация церковной службы.
С конца 14 века – подъем русской культуры после битвы на Куликовом поле. Творчество Андрей Рублева (Троица), фреска «Идут святые в рай» (Рублев, Черный), Дионисий – автор фресок Ферапонтова монастыря. Все искусство того времени устремилось от церкви к живому человеку. Тенденция к созданию единого русского стиля. Яркое проявление архитектуры – Московский Кремль, Храм Василия Блаженного. В 15-16 веке возникает многоголосный путевой (подготовленная система осмогласия) и демественный распев – Василий Рогов.
Возникает хор государевых певчих дьяков (15 век) и патриарших певческих дьяков (16 век). Возникает церковный обиход.
Тема 12. РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ХУШ-НАЧАЛАХ1Х ВЕКА
Особенности Просвещения в России. Влияние петровских реформ на развитие художественной культуры и искусства России в XVIII веке. Европеизация русского искусства.
Исторические процессы взаимовлияния национально-русских и западноевропейских форм музицирования и форм интонирования в первой половине XVIII века. Историческое значение творчества западноевропейских композиторов, работавших при российском императорском дворе (Ф. Арайи, Б. Галуппи, Т. Траэтты, Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы).
Переход от барокко к классицизму в хоровой музыке (60-е годы XVIII века). Панегирические канты Петровской эпохи. Жанр хорового концерта -монументальная разновидность традиционной для отечественной музыкальной культуры формы музицирования. Выдающееся историческое значение хоровых концертов классиков этого жанра М. Березовского и Д. Бортнянского.
Рецепция итальянской и французской оперы и инструментальных жанров в России. Придворная опера в России. Постановка оперы Ф. Арайи «Цефал и Прокрис» на русский текст А. Сумарокова (1755) - дата рождения русского оперного театра.
Движение Просвещения в русской культуре Екатерининской эпохи и формирование национальной композиторской школы (М. Березовский, Д. Бортнянский, Е. Фомин, В. Пашкевич, И. Хандошкин). Придворный и просветительский классицизм в русском искусстве XVIII века. Элементы реализма в художественном творчестве (А. Радищев, А. Новиков, Д. Фонвизин, И. Крылов) и их влияние на музыкальное творчество.
Русская реалистическая опера-комедия бытового плана, ее связь с со циально-критическими тенденциями русской литературы и драматургии 70-х-ЭО-х гг. «Песенные оперы» XVIII века, характеристика в них народного быта. Антикрепостнические мотивы в оперном творчестве В.А. Пашкевича («Несчастье от кареты»).
Е. И. Фомин - крупнейший русский оперный композитор XVIII века. Отсутствие стилевого единства в его творчестве. Претворение фольклорного материала в жанрово-бытовой (комической) опере «Ямщики на подставе» - кульминации развития жанра «песенной оперы XVIII века». Отказ от локального национального колорита музыкального языка (песенной интонации) при обращении к возвышенно-трагедийной, мифологической теме (мелодрама «Орфей») как проявление нормативной эстетики классицизма.
Творчество И. Хандошкина и Д. Бортнянского в жанрах профессиональной инструментальной музыки (соната и симфония).
Русская музыкальная культура начала XIX века. Патриотический подъем русского народа, рост его гражданского самосознания, усиление стремления к свободе в период между Отечественной войной 1812 года и восстанием декабристов. Становление реализма в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова. Романтизм в литературе (поэты-декабристы, В. А. Жуковский, В.Ф. Одоевский). Влияние романтизма на русскую музыку предшественников и современников М. И. Глинки.
Развитие жанров вокальной лирики: от «российской песни» к бытовому и художественному романсу. Стилистика бытового романса: ведущая роль секстовых интонаций в мелодике, опевания и задержания, включение речитативных и декламационных оборотов. Творчество А. Алябьева, А. Варламова, А.Гурилева в жанре романса. Роль романсовой лирики этого периода в дальнейшем развитии русской музыкальной классики.
Музыкальный театр доглинкинского периода. Историко-героическая (опера К. Кавоса «Иван Сусанин») и волшебно-фантастическая (опера С. Давыдова «Леста, днепровская русалка») тематика. Балетный театр Ш. Дидло. Балет «Руслан и Людмила» А. Глушковского (1821). Жанры «трагедии на музыке», водевиля, дивертисмента. Песня-ария С. Давыдова «Среди долины ровныя» из дивертисмента «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» и ее позднейшее бытование в качестве народной песни.
А.Н. Верстовский - крупнейший русский композитор начала века, старший современник М.И. Глинки. Свободное претворение фольклорного (городского) материала в его творчестве. Черты романтизма в опере «Ас-кольдова могила» (1835).
Тема 13. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М. И. ГЛИНКИ
КАК ОСНОВОПОЛОЖНИКА РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ
Глинка - «Пушкин русской музыки». Новое воплощение народности в его творчестве. Глинка и декабристы. Характерные черты индивидуальности Глинки, черты классицизма и романтизма в его музыкеВыход русской музыки в лице Глинки на передовые позиции европейской музыкальной культуры. Б.В. Асафьев о занятиях Глинки с 3. Деном. Предвосхищение Глинкой новаторских достижений западноевропейского ладогармонического мышления (на материале «Марша Черномора»).
Опера Глинки «Жизнь за царя»: история создания, сценическая судьба и постановочные метаморфозы в последующие периоды отечественной музыкальной истории. Отклики на премьеру оперы в печати.
«Руслан и Людмила» Глинки: история создания, жанровая природа, сценическая судьба и воздействие на дальнейшую историю русской классической оперы. Эпические корни идейного замысла и драматургии «Руслана». Восточные сцены и образы «Руслана» и последующая история русской музыки о Востоке.
Глинка и предыстория русского симфонизма. Жанровое разнообразие симфонических произведений Глинки. Русское скерцо «Камаринская». Программность в испанских увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», претворение в них национально-самобытных черт испанской народной музыки. Лирико-драматические образы «Вальса-фантазии».
М.И. Глинка как основоположник русского классического романса.