Билет №50 Развитие права с середины 1960-х-80-х гг. Изменения в гражданском праве

Семестр

 

1. Октябрьская революция 1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов.

2. Первые правовые акты Советской власти: «Декрет о мире», «Декрет о земле», обращения «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и «К гражданам России».

3. Выборы в Учредительное собрание и его роспуск в январе 1918 г.

4. Развитие советской государственной системы: центральные органы власти и управления, местные Советы. Третий Всероссийский съезд Советов.

5. Деятельность Советского государства в области экономики с 1917-1918 гг.

6. Становление советской судебной системы: декреты о суде №1, №2, №3.

7. Положение о народном суде 1918г.

8. Создание системы революционных трибуналов.

9. Создание органов милиции с1917-1920гг.

10. Формирование советского права: гражданское право - общая характеристика.

11. Акты Советской власти по семейному праву. Кодекс законов о браке и семье РСФСР 1918 г.

12. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г.

13. «Руководящие начала по уголовному праву» 1919 г.- общая характеристика.

14. Конституция РСФСР 1918г – общая характеристика.

15. Основы государственности по Конституции РСФСР 1918 г.

16. Избирательная система по Конституции РСФСР 1918 г.

17. Государственный аппарат в годы гражданской войны (1918-1920 гг.)

18. Характеристика местных органов власти (местные Советы, революционные комитеты) в годы гражданской войны.

19. Формирование Красной Армии с 1918-1920 гг.

20. Развитие формы государственного единства в годы гражданской войны (1918-1920 гг.)

21. Переход к новой экономической политике (НЭПу).

22. Государственная система в условиях НЭПа.

23. Судебная реформа 1922 г

24. Реформа правоохранительных органов в 1922 г.

25. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

26. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

27. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.

28. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

29. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926г.

30. Образование СССР.

31. Конституция СССР 1924г.

32. Структура и компетенция государственных органов по Конституции СССР 1924 г.

33. Конституция РСФСР 1925 г.

34. Деформация политической жизни и государственной системы в 1930-40-е гг.

35. Реконструкция народного хозяйства в 1930-40-е годы.

36. Конституция СССР 1936г.- основные положения.

37. Государственный механизм по Конституции СССР 1936 г.

38. Права, свободы и обязанности граждан по Конституции СССР 1936 г.

39. Развитие советского права в 1930-40-е гг.

40. Изменения в государственном аппарате в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

41. Развитие права в годы Великой Отечественной войны.

42. Внешнеполитическая деятельность советского государства(1945-55гг.)

43. Развитие государственной системы в 1945 - 1955 гг.

44. Развитие советского права в 1945 - 1955 гг.

45. Изменения в государственном аппарате с середины 1950-х-1960-х гг.

46. Развитие формы государственного единства с середины 1950-х-1960-х гг.

47. Развитие советского права 1960-е годы.

48. Советское государство в период «застоя» (середина 1960-х-80-х гг.).

49. Конституция СССР 1977г.

50. Развитие права с середины 1960-х-80-х гг. Изменения в гражданском праве.

51. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г.

52. Изменения в трудовом праве в 1960-80-е годы.

53. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях 1980 г.

54. Советское государство в период «перестройки» (1985-1990гг.)

55. Распад СССР.

56. Основные направления развития права в середине 1980-х начала 1990-х гг.

57. Государство и право в эпоху реформ (1991-1993 гг.)

58. Конституция РФ 1993 г.- общая характеристика.

59. Основные положения Конституции РФ 1993г.

60. Государственный аппарат Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.

Билет №1 Октябрьская революция 1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов. Осенью 1917 г. в стране резко обострилась политическая ситуация. Временное правительство потеряло контроль над армией и окраинами страны.Социальную напряженность вызывали продолжавшаяся война и ухудшение положения в экономической сфере. В Пет­рограде находилось большое число вооруженных солдат, не желавших отправляться на фронт.В сентябре Петроградский Совет, в котором решающая роль принадлежала большевикам, принял новый политический курс, направленный на свержение Временного правительства и захват власти. 10 октября ЦК партии большевиков принял решение о подготовке и проведении вооруженного восстания.Военно-революционный комитет (ВРК) был образован 12 октября 1917 г. по инициативе ЦК партии большевиков. Комитет состоял из представителей армии, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, военных секций Советов и др.ВРК обладал реальной силой, он опирался на отряды Крас­ной гвардии, армейские части, матросов, Советы рабочих и солдатских депутатов и местные военно-революционные ко­митеты.По своей компетенции Военно-революционный комитет был всеобъемлющим чрезвычайным органом, так как больше­вики, взявшие власть в свои руки, еще не создали нового центрального государственного аппарата.Для осуществления своих полномочий при Комитете об­разовывались отделы и комиссии: обороны, снабжения, связи, информации, рабочей милиции и др.Таким образом, ВРК представлял собой орган, сосредото­чивший в своих руках всю власть и ставший мощным орудием большевистского Петросовета.Октябрьский переворот начался 24 октября 1917 г. (по старому стилю), к ночи 25–26 октября восставшие большевики овладели Зимним дворцом, резиденцией временного правительства, в целом взяли под контроль Петроград.Важная роль в становлении Советского государства и го­сударственного аппарата принадлежала II Всероссийскому съез­ду Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд начал свою работу уже вечером 25 октября и провозгласил себя высшим органом власти в России. Съезд, по расчетам большевиков, должен был официально признать и легализовать захват власти Советами. Часть делегатов съезда, представлявших партии меньшевиков и правых эсеров, покинула заседаниеСъезд носил учредительный характер. На нем были созда­ны руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для но­вой власти.II съезд Советов постановил образовать для управления страной до созыва Учредительного собрания временное рабо­че-крестьянское правительство, именуемое Советом народных комиссаров (СНК).В состав правительства вошли только большевики, возглавил правительство В.И. Ленин.Съезд Советов избрал Всероссийский Центральный Испол­нителКомитет (ВЦИК) – высший орган власти в период между съездами. Председателем Комитета был избран Л.Б. Ка­менев, скоро его сменил Я.М. Свердлов.II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских де­путатов принял два важных декрета: – Декрет о мире, предлагавший всем враждующим госу­дарствам заключить мир, опубликовать тайные дипломатиче­ские акты, отказаться от аннексий и контрибуций; – Декрет о земле, провозглашавший многообразие форм землепользования, конфискацию помещичьих земель и име­ний, отмену права частной собственности на землю, запрет на применение наемного труда и аренду земли.Съезд Советов принял также два обращения: «К гражданам России» и «Рабочим, солдатам и крестьянам», в которых го­ворилось о низложении Временного правительства и переходе власти к Военно-революционному комитету, съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, а на местах – к местным Советам.

Билет №2 Первые правовые акты Советской власти: «Декрет о мире», «Декрет о земле», обращения «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и «К гражданам России». Важная роль в становлении Советского государства и государственного аппарата принадлежала II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд начал свою работу уже вечером 25 октября и провозгласил себя высшим органом власти в России. Съезд, по расчетам большевиков, должен был официально признать и легализовать захват власти Советами. Часть делегатов съезда, представлявших партии меньшевиков и правых эсеров, покинула заседание.Съезд носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для новой власти.II съезд Советов постановил образовать для управления страной до созыва Учредительного собрания временное рабоче-крестьянское правительство, именуемое Советом народных комиссаров (СНК). В состав правительства вошли только большевики, возглавил правительство В.И. Ленин.Съезд Советов избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) – высший орган власти в период между съездами. Председателем Комитета был избран Л.Б. Каменев, скоро его сменил Я.М. Свердлов.II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял два важных декрета:– Декрет о мире, предлагавший всем враждующим государствам заключить мир, опубликовать тайные дипломатические акты, отказаться от аннексий и контрибуций;– Декрет о земле, провозглашавший многообразие форм землепользования, конфискацию помещичьих земель и имений, отмену права частной собственности на землю, запрет на применение наемного труда и аренду земли.Съезд Советов принял также два обращения: «К гражданам России» и «Рабочим, солдатам и крестьянам», в которых говорилось о низложении Временного правительства и переходе власти к Военно-революционному комитету, съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, а на местах – к местным Советам.

Билет №3 Выборы в Учредительное собрание и его роспуск в январе 1918 г. Политические партии, не принимавшие участия в работе II съезда Советов, негативно отнеслись к начавшимся преобразованиям. Правые партии ушли в подполье, некоторые политические группы перешли к террористическим методам.12 ноября 1917 г. состоялись выборы в Учредительное собрание.Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. Председателем Собрания был избран правый эсер В.М. Чернов. Председатель ВЦИК Я.М. Свердлов от имени ВЦИК и ЦК партии большевиков зачитал и предложил принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В ней формулировались главные политические, социальные и экономические цели партии. Большинство Учредительного собрания отказалось обсуждать Декларацию, после чего большевики покинули заседание.Была утверждена эсеровская повестка дня, в соответствии с которой предлагалось рассмотреть вопросы о верности союзникам и продолжении войны, подготовке аграрной реформы земельными комитетами, об организации государственной власти. Было принято постановление о том, что верховная власть в стране принадлежит Учредительному собранию.6 января 1918 г. ВЦИК принял Декрет о роспуске Учредительного собрания, а войска разогнали демонстрацию в Петрограде, организованную в его поддержку. 18 января СHK принял декрет, в соответствии с которым предписывалось устранить из принятых законов все ссылки на Учредительное собрание.

Билет №4 Развитие советской государственной системы: центральные органы власти и управления, местные Советы. Третий Всероссийский съезд Советов. После разгона Учредительного собрания высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Помимо него существовала система Советов крестьянских депутатов.Решение об объединении Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих и солдатских депутатов было принято на Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, прошедшем в ноябре 1917 г. Окончательное слияние Советов произошло в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов.10 января 1918 г. начал свою работу III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, 13 января – III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. На этих съездах произошло объединение Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. В стране образовался единый высший орган власти.Съезд одобрил роспуск Учредительного собрания и принял отвергнутую им Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Декларация определяла Россию как республику Советов.Другим важным актом III съезда Советов было постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики», согласно которому РСФСР учреждалась на основе добровольного союза народов России как федерация советских республик этих народов. Им закреплялась также система органов федеральной власти: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК.На III съезде Советов был переизбран состав ВЦИК; большинство получили представители большевиков.Высшим органом власти в стране в период между сессиями Всероссийского съезда Советов был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).Его структура и порядок работы утверждены в ноябре 1917 г. В структуру ВЦИК входили президиум, отделы и комиссии.В президиум входили представители партийных фракций. К его компетенции относились подготовка материалов к заседаниям ВЦИК, осуществление контроля за работой комиссий и отделов и др. Заседания президиума проходили несколько раз в неделю.Организация и ведение текущей работы возлагались на различные отделы ВЦИК: Военно-революционный комитет, казачий, по национальному вопросу, иногородний, агитационный и др.Согласно постановлению II Всероссийского съезда Советов для управления страной вплоть до созыва Учредительного собрания было образовано правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК).Было создано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения.К середине 1918 г. число народных комиссариатов было увеличено – образованы наркомат государственного контроля, промышленности и торговли, Высший совет народного хозяйства и др.Председатели всех народных комиссариатов входили в состав СНК.В январе 1918 г. была образована постоянно действующая комиссия СНК, состоявшая из заместителей наркомов. Ее решения утверждались правительством без повторного рассмотрения.Все три государственных органа – Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров – были наделены законодательными полномочиями.Система власти на местах в целом сложилась в период с октября 1917 г. по февраль 1918 г. Уже II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объявил о переходе всей власти на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.К февралю 1918 г. Советская власть была установлена в 9губернских и других крупных городах. Местные Советы были самостоятельны в решении местных вопросов, но должны были действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов.Местные Советы проводили в жизнь декреты центральной власти, создавали судебные органы, проводили реквизиции и конфискации, налагали штрафы, формировали вооруженные отряды и т.д. Они наделялись правом издавать местные нормативные акты, самостоятельно определять структуру своих исполнительных органов, наделять их различными полномочиями.Городские и земские органы местного самоуправления ликвидировались или продолжали работу под контролем местных Советов.Декретом ВЦИК и СНК от 2 декабря 1917 г. в качестве центрального органа по руководству экономикой страны учреждался Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве.ВСНХ должен был разрабатывать планы и нормы регулирования экономики страны. Он согласовывал и регулировал деятельность центральных и местных органов, занимавшихся топливом, металлургией, транспортом, продовольствием и др. ВСНХ предоставлялось право конфискации, реквизиции, секвестра и проведения других мероприятий. Все законопроекты по регулированию народного хозяйства вносились в СНК че-рез ВСНХ.Декретом ВЦИК от 9 мая 1918 г. подтверждалась государственная хлебная монополия. Крестьяне обязывались сдавать излишки хлеба по твердым ценам на закупочные государственные пункты.Проводимая продовольственная политика столкнулась с сопротивлением крестьянства. Для его подавления создавались вооруженные продовольственные отряды (продотряды), наделенные чрезвычайными полномочиями. Десятки тысяч рабочих были мобилизованы для похода за хлебомДекретом ВЦИК, принятым 11 июня 1918 г., в целях содействия государству в сборе у населения продовольственных излишков создавались комитеты бедноты (комбеды). Комбеды, оказывая помощь продотрядам и армии, могли получать часть конфискованного продовольствия. Они наделялись правом конфисковывать у сельской буржуазии имущество для последующего распределения между деревенскими бедняками.В январе 1919 г. ВЦИК принял Декрет о продовольственной разверстке. Согласно этому документу все количество хлеба и фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, развёрстывалось между губерниями, производящими хлеб. Крестьяне могли оставить себе в установленных пределах зерно для питания, фураж для скота и семенной фонд. Все остальное изымалось в качестве излишков по номинальным ценам или безвозмездно. Наркомпрод, возглавлявший систему продразверстки, мог использовать в необходимых случаях вооруженные продотряды.

Билет №5 Деятельность Советского государства в области экономики с 1917-1918 гг. Экспроприация частной собственности осуществлялась после-довательно и систематически. На II Всероссийском съезде Советов был принят Декрет о земле, согласно которому отменялась частная собственность на землю. Помещичьи имения, удельные, монастырские и церковные земли переходили в распоряжение земельных комитетов и уездных Советов. В декабре 1917 г. изымалась из оборота городская недвижимость, в августе 1918 г. она была передана в собственность государства. В начале 1918 г. были аннулированы все государственные долги. С апреля 1918 г. запрещены покупка, продажа и аренда торговых и промышленных предприятий. В мае 1918г. отменено право наследования.В области промышленности необходимо отметить следующие мероприятия новой власти: введение рабочего контроля и проведение национализации.

На II Всероссийском съезде было отмечено, что Советская власть установит рабочий контроль над производством. 14 ноября 1917 г. ВЦИК принял Положение о рабочем контроле. Согласно этому акту во всех промышленных, торговых, банковских, транспортных и других предприятиях в целях планомерного регулирования народного хозяйства над производст-вом, куплей, продажей, хранением, а также над финансовыми отношениями вводится рабочий контроль. Контроль должны были осуществлять рабочие предприятия через свои выборные органы.Национализация промышленности началась осенью 1917 г. Этот процесс прошел три стадии.На первой стадии (осень 1917 – весна 1918 г.) были национализированы предприятия, владельцы которых не соблюдали новые законы, эмигрировали или саботировали решения центральных или местных властей. В собственность государства перешли железные дороги. 14 декабря ВЦИК издал Декрет о национализации банков, в соответствии с которым банковское дело объявлялось государственной монополией. Все существовавшие частные банки объединялись с Государственным банком. В январе 1918 г. был национализирован морской и речной флот. В апреле 1918 г. национализирована внешняя торговля.

Вторая стадия – национализация целых отраслей промышленности – началась весной 1918 г. В мае–июне была проведена национализация сахарной и нефтяной промышленности. В июне 1918 г. СНК издает Декрет о национализации предприятий горной, металлургической, металлообрабаты-вающей, текстильной, лесопильной, деревообрабатывающей, табачной, стекольной и другой промышленности.Третья стадия национализации промышленности проходила в годы гражданской войны. К концу 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем была объявлена национализация средней промышленности. 20 ноября 1920 г. ВСНХ принял постановление, согласно которому все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии механического двигателя на предприятии) или десяти (без двигателя) человек объявлялись национализированными.

Декретом ВЦИК и СНК от 2 декабря 1917 г. в качестве центрального органа по руководству экономикой страны учреждался Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве.

ВСНХ должен был разрабатывать планы и нормы регулирования экономики страны.

 

Билет №6 Становление советской судебной системы: декреты о суде №1, №2, №3. Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия. Состав суда избирался местными Советами.Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда.Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами.В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.15 февраля 1918 г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции – окружных судов.Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам – в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение, как о факте преступления, так и о мере наказания.Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами.Создавались коллегии правозаступников, членыкоторыхподдерживали обвинение и осуществлялизащиту в суде.В суде допускалось судоговорение на местных языках. Предполагалось созданиеобластных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы.Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.13июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде № 3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.

Билет №7 Положение о народном суде 1918г. В ноябре 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда – народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.

Билет №8 Создание системы революционных трибуналов. Вместе с местными, окружными и кассационными судами для борьбы с противниками революции была создана система революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий, которые обладали широкими полномочиями.Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии.С созданием местных судов и в соответствии с Декретом СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были направить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями.В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов.Особенности судебного процесса революционных трибуналов: ускоренное судопроизводство, право применения высшей меры наказания, использование в качестве обвинения и защиты только штатных работников коллегий при Советах.В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.

Билет №9 Создание органов милиции с1917-1920гг. Органы милиции возникли по инициативе НКВД в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде. Сначала Советами рабочих и солдатских депутатов создавалась рабочая милиция. Вскоре стали создавать милицию и крестьянские Советы. Милиция формировалась на основе принципа добровольности. Военные и гражданские власти были обязаны со-действовать милиции в снабжении ее оружием и техническими силами.12 октября 1918 г. НКВД и Наркомюст утвердили совместную инструкцию «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции». Закреплялся штатный принцип организации милиции. Милиция строилась на классовой основе: на работу в милицию принимались граждане РСФСР, достигшие 21 года, имеющие рабочее или крестьянское социальное происхождение. Инструкцией определялись основные задачи милиции: охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, пресечение действий против власти, проведение в жизнь законов Советской власти и т.д.Руководство органами милиции осуществляло Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР.Система милицейских органов окончательно сложилась к июню 1920 г., когда было принято Положение о рабоче-крестьянской милиции. В соответствии с ним на органы милиции возлагались функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению следственных действий и дознания по уголовным делам.Систему органов милиции составляли:•городская и уездная милиция;•промышленная – фабрично-заводская, лесная, горно-промышленная и т.п.;•железнодорожная;•водная – речная, морская;

•розыскная милиция.Руководство системой органов милиции осуществлял НКВД.

Билет №10 Формирование советского права: гражданское право - общая характеристика. Советское гражданское право формировалось в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья.Государство признавало и защищало такую частную собственность граждан, которая была основана на личном труде.Была введена строгая централизация управления национализированными предприятиями, отношения между которыми строились на административном праве. Руководство ими осуществлялось через ВСНХ. Сокращались договорные отношения, так как отношения на национализированных предприятиях регулировались административно-правовыми методами.Декрет ВЦИК от 24 августа 1918 г. отменил право частной собственности на недвижимость в городах, которая переходила в собственность и передавалась в ведение органов местной власти. 27 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене наследования», по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию. После смерти владельца принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального обеспечения.Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб.Произошло сокращение торгового оборота. Денежные отношения вытеснялись натуральным продуктообменом.

Билет №11 Акты Советской власти по семейному праву. Кодекс законов о браке и семье РСФСР 1918 г. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, посвященные вопросам брака и семьи. Среди них особое место занимают следующие акты: 1) Декрет СНК РСФСР «О гражданском браке, детях и ведении книг, актов гражданского состояния» 1917 г.;2) Декрет СНК РСФСР «О расторжении брака» 1917 г.;3) Декрет СНК РСФСР «О рождении» 1917 г.;4) Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, 1918 г.;5) Инструкция НКЮ РСФСР «Об организации отделов записи браков и рождений» 1918 г.Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: согласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Устанавливалась свобода развода. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.

Билет №12 Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. Трудовое право стало формироваться как самостоятельная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регламентировались гражданским законодательством.29 октября 1917 г. было принято постановление правительства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов.В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Создавались биржи труда.В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Кодекс содержал 137 статей, сведенных в девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предоставления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении производительности труда, об охране труда.Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму как на государственных, так и на частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам.Кодекс законов о труде предусматривал определенные основания увольнения трудящегося: ликвидация учреждения, предприятия или хозяйства; приостановка работ на срок более одного месяца; истечение срока работы; явная непригодность работника к работе (по болезни); желание самого трудящегося.По КЗоТу продолжительность нормального рабочего времени не должна была превышать 8 дневных или 7 ночных часов, а для лиц, не достигших 18 лет, продолжительность рабочего времени не должна была превышать 6 часов.КЗоТ содержал ряд приложений, в которых приводились правила о порядке установления нетрудоспособности, о выдаче пособий трудящимся во время их болезни, о безработных и о выдаче им пособий, о еженедельном отдыхе и о праздничных днях и т.д.Декрет «О гражданском браке, детях и ведении книг, актов гражданского состояния» 1917 г. положил начало зарождению системы органов загса.22 октября 1918 г. был принят первый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Он стал первым кодифицированным нормативным актом, регулирующим брачные семейные и опекунские отношения. Брак определялся как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением законодательства. Отменялся принцип общности имущества супругов и вводился принцип раздельности имущества супругов, родителей и детей. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, и, если они не выполняли данную обязанность, суду предоставлялись полномочия лишить их родительских прав. Запрещалось усыновление.Что касается опекунского права, то Кодекс содержал перечень органов опеки, определял порядок установления и снятия опеки и попечительства, назначения и увольнения опекуна, а также его права и обязанности.

Билет №13 «Руководящие начала по уголовному праву» 1919 г.- общая характеристика. 12 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом.Руководящие начала подразделяли преступления на обычные и государственные, или контрреволюционные, которые имели своей целью свержение правящего режима. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от преступников.Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.При определении меры наказания суд учитывал: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также дру-гие обстоятельства.Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.Основой данного правового акта был классовый подход, который наиболее выразился в определении и понятий преступления и задач уголовного права. Так, задачей уголовного права была охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс при помощи репрессий. В соответствии со ст. 2 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР «уголовное право имеет своим содержанием правовые нормы и другие правовые меры, которыми система правовых отношений данного классового общества охраняется от нарушения (преступления) посредством репрессии (наказания)».

Билет №14 Конституция РСФСР 1918г – общая характеристика. Решение о разработке Конституции РСФСР было принято III Всероссийским съездом Советов (январь 1918 г.). 30 марта 1918 г. Центральный комитет большевистской партии поручил Я.М. Свердлову организации комиссии для разработки конституции. Свердлов, являвшийся председателем ВЦИК, возглавил конституционную комиссию. В нее вошли представители партии большевиков, несколько эсеров, а также в комиссию были включены крупные ученые юристы и государствоведы, видные государственные деятели. 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция вступила в действие. Проект конституции 1918 г. готовился 4 месяца (с апреля по июль 1918 г.). Основы конституции РСФСР разрабатывались с учетом положений «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа».Структура конституции 1918 г. включала в себя следующие разделы:I. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (гл. I–IV).II.Общие положения Конституции РСФСР (гл. V).III. Конструкция Советской власти (гл. VI–XII).IV.Активное и пассивное избирательное право (гл. XIII–XV).VБюджетное право (гл. XVI).VI.О гербе и флаге РСФСР (гл. XVII).

 

Билет №15 Основы государственности по Конституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1918 г. закрепляла следующие положения: 1) политическую основу РСФСР – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;2) социальную основу – диктатуру пролетариата;3) монополию государства в сфере экономики;4) полную национализацию лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности;5) установление срока действия Конституции (переходный период от капитализма к социализму);6) объявление Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по государственному устройству федерацией.7) определение системы органов государственной власти и т.д.Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. II), субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.Важнейшим принципом федерации по конституции РСФСР провозглашалась добровольность. Так, ст. 2 Конституции РСФСР подчеркивала, что это государство «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Объединяясь в Российскую Федерацию, каждая нация реализовывала таким образом свое право на самоопределение.Конституция РСФСР 1918 г. закрепляла принцип демократического централизма, то есть вертикальное подчинение нижестоящих Советов вышестоящим. Конституция провозглашала ряд демократических прав и свобод граждан, которые предоставлялись только трудящимся.Ограниченность советской демократии проявлялась в ст. 10 Конституции, где говорилось: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах». Иными словами, носителями власти в советском государстве выступали только трудящиеся. Лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на не трудовые доходы, частные торговцы и другие назывались эксплуататорскими элементами. Первая советская Конституция допускала лишения эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся.Важным принципом советской демократии стал ее интернационализм. В Конституции говорилось, что РСФСР, «признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республике установление или допущение каких-либо привилегий или преимущества на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия»

Билет №16 Избирательная система по Конституции РСФСР 1918 г. Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Таким образом, гражданских прав, в том числе и избирательных, были лишены около 5 млн. человек: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии и др.Статья 64. Конституции перечисляла категории населения, которые следует считать трудящимися: рабочие, трудящиеся крестьяне, военнослужащие, граждане ранее трудившиеся, но потерявшие трудоспособность и др. Лишались избирательных прав нетрудовые элементы. Конституция закрепила многоступенчатую и непрямую систему выборов в Советы. Исключение составляли прямые выборы в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т.д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами, соотношение норм представительства было примерно 1:3 в пользу рабочих. Избиратели имели право отозвать своего депутата. В Конституции и не определялся порядок голосования, он отдавался на рассмотрение местных Советов.

Билет №17 Государственный аппарат в годы гражданской войны (1918-1920 гг.) В годы гражданской войны продолжали созываться Всероссийские съезды Советов. Состоялись VI, VII и VIII съезды в ноябре 1918 г., в декабре 1919 г. ив декабре 1920 г. соответственно. В перерывах между съездами Советов высшим органом власти являлся ВЦИК.В декабре 1919 г. был установлен сессионный порядок работы ВЦИК. Каждые два месяца созывались плановые сессии. По мере необходимости по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК могли созываться чрезвычайные сессии.С сессионным порядком работы ВЦИК изменился и характер деятельности его Президиума: он был наделен правом руководить заседаниями ВЦИК, наблюдать за выполнением его постановлений, назначать наркомов, инструктировать центральные и местные органы, отменять постановления СНК и др. В декабре 1920 г. Президиум ВЦИК был наделен законодательными полномочиями.Другим высшим органом государственного управления стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны.Состав СРКО включал: председателя Революционного военного совета республики, председателя ВЦИК, наркома путей сообщения, председателя Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместителя наркома продовольствия. В своей деятельности СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных.Перед СРКО ставились следующие задачи: мобилизация, вооружение, продовольственное снабжение и оперативное руководство армией.В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (СТО), действовавший на правах комиссии при СНК. Возглавлял Совет председатель Правительства РСФСР.9 апреля 1919 г. ВЦИК было принято Положение о государственном контроле. В соответствии с декретом ВЦИК от 8 февраля 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКП). РКИ выполняла следующие функции: наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах и др. РКИ основывалась на принципах выборности ее членов и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ.

Билет №18 Характеристика местных органов власти (местные Советы, революционные комитеты) в годы гражданской войны. Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов. Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны Коммунистической партии.Резолюцией «О советском строительстве», принятой VIII съездом Советов, определялась организационная структура губернских и уездных исполкомов, при которых создавались отделы: управления, военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия и др.В 1920 г. ВЦИК принял Положения о сельских Советах и волостных исполнительных комитетах, сформировав тем самым низовое звено советской системы.Наряду с конституционными органами власти на местах возникали чрезвычайные органы — революционные комитеты (ревкомы). Ревкомы образовывались для организации обороны и поддержания «революционного порядка». В соответствии с положением «О революционных комитетах», принятым ВЦИК 24 октября 1919 г., они могли создаваться в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу. Им принадлежала вся полнота власти на местах.В задачи ревкомов входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизации. Ревкомы наделялись правами реквизиций имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами.Существовало три вида революционных комитетов:

1) местностей освобожденных от неприятеля, образованные решением Реввоенсовета, которые передавали свою власть местным Советам;2) прифронтовой полосы, исполняющие функции исполкомов Советов;3) тыла, создаваемые в губерниях и уездах, действовавшими совместно с исполкомами местных Советов.  

 

Билет №19 Формирование Красной Армии с 1918-1920 гг. Вооруженные силы были главным органом государства в его защите от внешних и внутренних врагов.Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армии. В декабре 1917 г. СНК были приняты декреты «О выборном начале организации власти в армии» и «Об уравнении всех военнослужащих в правах». В соответствии с ними отменялись воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Командиры стали избираться на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня — на съездах соединений или совещаниях комитетов соединений.Рабоче-Крестьянская Красная Армия была создана декретом СНК в январе 1918 г. Новая армия формировалась на основе принципа добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций.Постановление ВЦИК «О порядке замещения должностей в Рабоче-Крестьянской Красной Армии», изданное в апреле 1918 г., изменило порядок формирования армии. Принцип добровольности сменил принцип всеобщей воинской повинности, от выборов командиров перешли к их назначению. В мае 1918 г. ВЦИК принял Декрет о введении всеобщей воинской повинности, впоследствии это положение было закреплено в Конституции.2 сентября 1918 г. для осуществления руководства всеми вооруженными силами страны постановлением ВЦИК был образован Революционный военный совет республики – Реввоенсовет.

Билет №20 Развитие формы государственного единства в годы гражданской войны (1918-1920 гг.) Некоторые территории, в частности Финляндия входившая в состав Российской империи отделилась от России в декабре 1917 г. воспользовавшись правом народов на самоопределение, провозглашенным «Декларацией прав народов России». В 1918 г. этим правом воспользовалась и Польша, став самостоятельным государством. К весне 1918 г. на большей части бывшей Российской империи власть перешла к Советам.В годы гражданской войны происходит становление независимых социалистических республик во главе с РСФСР. На территории РСФСР 1918–1920 гг. возникло более 20 национальных автономных образований.В марте 1919 г. III Всеукраинский съезд Советов принял Конституцию Советской Украины.В том же году I съездом Советов Белоруссии была принята Конституция Белорусской ССР. В начале 1919 г. советская власть была установлена и в Прибалтике. В июне 1919 г. ВЦИК издает декрет «Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». В 20-е годы советская власть в Прибалтике была разгромлена: Латвия, Литва и Эстония стали независимыми буржуазными государствами. 1920–1921 гг. в Грузии, Азербайджане и Армении была установлена советская власть. В 1921 г. I съезд Советов Азербайджанской ССР принял первую Конституцию Советского Азербайджана. В начале 1922 г. съезды Советов Армянской ССР и Грузинской ССР приняли свои первые конституции. Эти основные законы советских республик были созданы по образцу Конституции РСФСР 1918 г.В Средней Азии в 1920 г. были образованы Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика.В 1918–1920 гг. продолжается процесс федерализации Советской России. В конце 1918 г. в соответствии с декретом СНК РСФСР «О немецких колониях Поволжья», в окрестностях Саратова была образована Трудовая Коммуна немцев Поволжья. В начале 1919 г. была создана Башкирская автономная республика в составе России. К 1920 г.состоялся первый съезд Советов Башкирской АССР в это же время, была закреплена автономия Татарии в составе Российской Федерации. 1919 г. по инициативе Симферопольского Военно-Революционного комитета в Крыму была создана Крымская ССР, позже ставшая автономной республикой в составе Советской России.1920 г. на среднеазиатской территории была учреждена Киргизская АССР в составе России. В период гражданской войны в составе Советской России возникает также Калмыцкая, Марийская, Чувашская, Вотская (Удмуртская переименована в 1932 г.) автономные области.

Билет №21 Переход к новой экономической политике (НЭПу). 1.После окончания гражданской войны крестьянское хозяйство, разоренное войнами и неурожаем, к весне 1921 г. находилось в тяжелом положении. Крестьяне, недовольные политикой «военного коммунизма», организовывали выступления против Советской власти. Требовались немедленные меры, чтобы поднять производительные силы деревни. В тя-желом положении находилась и промышленность, не работали многие фабрики и заводы. Рабочие проявляли недовольство, некоторые стали уходить в деревню. Классовая база диктатуры пролетариата стала ослабевать.В течение 1918–1920 гг. неоднократно выдвигались предложения о замене продразверстки натуральным налогом и о переходе от коллективного продуктообмена с крестьянством к индивидуальному продуктообмену. В феврале 1921 г. В.И. Ленин передал в комиссию Политбюро записку с про-ектом реформы: заменить продразверстку продналогом, уменьшить размеры обложения, разрешить свободное распоряжение продовольственными излишками.В марте 1921 г. X съезд Коммунистической партии принял решение о переходе от продразверстки к продналогу и о переходе к новой экономической политике (нэпу).Период нэпа можно разделить на несколько этапов:первый этап (1921–1925 гг.) – восстановление народного хозяйства, разоренного войной;второй этап (1926–1929 гг.) – индустриализация, цель которой была в превращении СССР из аграрной страны в индустриальную;третий этап (1930–1936 гг.) – массовая коллективизация, ликвидация капиталистических элементов, построение основ социалистической экономики.21 марта ВЦИК принял декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Декретом устанавливался размер налога, который оказался почти в 2 раза меньше продразверстки. После уплаты налога крестьянин мог свободно распоряжаться урожаем. К 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня.Нэп, начавшись в области сельского хозяйства, затронул и другие сферы: промышленность, финансы, трудовые отношения. Проведение нэпа привело к улучшению положения в промышленности. К 1925 г. валовая продукция достигла 75% от довоенного уровня. Производство электроэнергии превы-сило довоенные показатели.Принятый 24 мая 1921 г. СНК Декрет «Об обмене» разрешил частную торговлю. Система централизованного снабжения была заменена на систему свободного товарооборота.«Положением о трестах» от 10 апреля1923 года была отменена система «главкизма», государственные тресты наделены правами юридического лица, правом свободно распоряжаться произведенной продукцией и правом действовать на принципах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли. 1921 г. было принято решение о развитии мелкой промышленности и кооперации и об открытии частных предприятий. Национализированные средние и мелкие предприятия передавались на правах аренды частным лицам.Также одной из форм государственного капитализма являлись концессии (сдача в аренду иностранцам хозяйственных объектов). Концессионеры были обязаны выполнять установленные советским государством условия по оплате труда и организации режима рабочего времени.

Актуальной стала проблема организации денежной экономики. Народному хозяйству требовалась стабильная твердая валюта.Вопросы денежной реформы начали обсуждаться осенью 1921г. с созданием специальной комиссии по валютной политике. На IX съезде Советов, прошедшем в декабре 1921 г., было поддержано предложение Наркомфина о переходе к золотой валюте и ограничении выпуска бумажных денег. 1922 г. была проведена деноминация (обмен денежных средств старого образца на новые) из расчета 10 000 рублей к 1. С 1922 г. предполагалось начать выпуск новой валюты.

В июле 1922 г. СНК поручил Госбанку выпуск новых банкнот – червонцев. С февраля 1924 г. старые денежные знаки были уничтожены и в том же году были выпущены денежные знаки – червонцы которые обеспечивались золотом и товарной массой.

Билет №22 Государственная система в условиях НЭПа. По окончанию гражданской войны происходит реорганизация советской системы государственных органов.Состав ВЦИК был значительно увеличен за счет включения представителей новых автономных и союзных республик.В 1923 г. была произведена реорганизация РКИ: ее органы были объединены с органами Центральной контрольной комиссии (ЦКК) партии. Таким образом, партийная контрольная комиссия получила возможность осуществлять через РКИ прямой контроль за деятельностью государственной администрации.В феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия – Госплан. Госплан составлял отраслевые планы, после 1925 г. перешел к разработке перспективного планирования народного хозяйства.1923 г. образовывается Экономическое Совещание РСФСР для координации работы местных хозяйственных органов. В 1923 г. создается Главное экономическое управление и Центральное управление государственной промышленности, которая осуществляла руководство отраслевыми трестами.

Билет №23 Судебная реформа 1922 г 31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:•народный суд в составе постоянного народного судьи;народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;•губернский суд;• Верховный суд РСФСР и его коллегии.Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной – для губернских судов, первой инстанцией – по делам об особо опасных преступлениях.Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

Билет №24 Реформа правоохранительных органов в 1922 г. 25 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В соответствии с ним на прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием за деятельностью органов ГПУ; поддержка обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры –Государственная прокуратура. Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ЦИК этих республик. Прокуратура автономных республик была подчинена и подотчетна Прокурору РСФСР. Прокурору республики предоставлялось право: входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.Постановление об упразднении ВЧК было принято IX Всероссийским съездом Советов. Во исполнение решения съезда Советов ВЦИК декретом от 6 февраля 1922 г. упразднил ВЧК и ее местные органы.Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР.В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений.На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осуществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались процессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

Билет №25 Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Он состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право и наследственное право. Разделы делились на главы, а главы, в свою очередь, – на статьи. Всего ГК РСФСР 1922 г. содержал 435 статей.В Общей части (ст. I) ГК закреплялось положение о том, что гражданские права охраняются законом, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-хозяйственным назначениемОбъем гражданской правоспособности не зависел от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения. Никто не мог быть лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе как в случаях и порядке, определенных законом. Правоспособность и дееспособность в полном объеме наступали по достижении 18-летнего возраста.Закон различал следующие виды собственности: государственная, кооперативная и частная. Предпочтение отдавалось первой. Так, земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли находиться только в собственности государства. С отменой частной собственности на землю было ликвидировано и деление имущества на движимое и недвижимое. ГК РСФСР ограничивал объем и размеры права частной собственности (круг объектов, которые могли находиться в частной собственности, установление предельного размера и т.д.).В ГК были предусмотрены основания возникновения и прекращения обязательств. Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств, а также последствия их нарушения. Гражданскому законодательству были известны следующие виды договоров: купли-продажи, мены, дарения, подряда, имущественного найма и др.ГК регламентировал наследование по закону и по завещанию. В сфере наследственного права необходимо выделить положение об ограничении имущества, передаваемого по наследству, в пределах 10 тыс. золотых рублей. 29 января 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР ограничение размера наследования было отменено, однако наследование имущества стало облагаться высоким налогом. Запрещалось завещать имущество лицам, которые не являлись наследниками по закону.Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. с изменениями и дополнениями действовал до 1964 г.Развитие гражданского оборота требовало усиления судебной зашиты гражданских прав. В январе 1923 г. Наркомюст РСФСР издает Временную инструкцию «Об основных нормах гражданского процесса».10 июля 1923 г. второй сессией ВЦИК десятого созыва был принят Гражданский процессуальный кодекс, который вводился в действие с 1 сентября 1923 г. ГПК РСФСР 1923 г. состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей.

Первая часть содержала основные положения, нормы о представительстве в суде, подсудности, процессуальных сроках, о вызовах в суд и др. Вторая часть состояла из норм об исковом производстве. Третья часть была посвящена регулированию особого производства. Четвертая содержала положения об обжаловании и пересмотре решений. Пятая часть регулировала исполнение судебных решений и определений.

Билет №26 Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Земельный кодекс РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г. Он состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.Кодекс закрепил отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяйственного назначения стали составлять единый государственный земельный фонд, который находился в ведении Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного поль-зования землями предоставлялось трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Запрещались покупка, продажа, завещание, дарение и залог земли. Декларировалась свобода выбора крестьянами форм землепользования.Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота. При этом допускалась только трудовая аренда.

15 декабря 1928 г. ЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства Союза ССР и союзных республик. Начала регулировали отношения землепользования, землеустройства, переселения. Большое внимание уделялось коллективным формам землепользования.

Земельный кодекс РСФСР 1922 г. действовал с изменениями и дополнениями до 1970 г.

Билет №27 Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ) был утвержден постановлением ВЦИК 9 ноября 1922 г. Он состоял из 17 глав и 192 статей. В Общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение.Отменялась всеобщая трудовая повинность. Трудовые отношения возникали в результате заключения трудового или коллективного договора.Трудовой договор являлся соглашением двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение. Закон регламентировал порядок заключения трудовых договоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, труд несовер-шеннолетних и женщин. Коллективные договоры являлись соглашением, заключаемым профсоюзом как представителем рабочих и служащих и нанимателем, которое устанавливало условия найма и труда для отдельных предприятий и учреждений или их групп.Дела о нарушениях законов о труде и все трудовые споры должны были решаться либо в принудительном, либо в примирительном порядке.КЗоТ РСФСР 1922 г. вместо социального обеспечения вводил социальное страхование на государственных, общественных, кооперативных, концессионных, арендных, смешанных и частных предприятиях, в учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат, которые производились из средств данного предприятия или лица.Закон предусматривал санкции для нарушителей трудового законодательства. В апреле 1922 г. СНК РСФСР принял Декрет о наказаниях за нарушение постановлений по охране труда, в мае 1924 г. – Декрет о порядке привлечения инспекцией труда нанимателей к ответственности.Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. действовал до принятия нового Кодекса законов о труде в 1972 г.

Билет №28 Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР был утвержден третьей сессией ВЦИК девятого созыва 26 мая 1922 г. и вступил в действие 1 июля 1922 г. Кодекс состоял из введения и двух частей – Общей и Особенной. Части делились на главы, а последние – на 227 статей.Под преступлением УК РСФСР понимал всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.Действие УК распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как ее гражданами, так и иностранцами, не пользовавшимися правом экстерриториальности.Целями наказания являлись: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, лишение преступника возможности совершать новые преступления.Уголовная ответственность наступала с 14 лет. В отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет могли быть назначены меры медико-педагогического воздействия.Система наказаний включала в себя: общественное порицание, изгнание за пределы РСФСР, лишение свободы, принудительные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: