Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов и других нормативных документов.
К маркировке предъявляются следующие требования:
1. Общие требования («Три Д»):
1) достоверность предполагает правдивость и объективность сведений о продукте, отсутствие в их представлении дезинформации и субъективизма, вводящих потребителей информации в заблуждение (например, фальсификация продуктов, недостаточные профессиональные знания субъектов, её представляющих);
2) достаточность - рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной информации (отсутствие определенных сведений о продукте, что зачастую обуславливает её недостоверность, т.е. продукты могут быть фальсифицированы), так и излишней информации (предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для её пользователей);
3) доступность или открытость сведений о продукте для всех потребителей - языковая доступность (в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» в России сведения о продукте должны быть указаны на русском языке), востребованность (требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязательность изготовителя или продавца её предоставлять по первому требованию, регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителей»), понятность (использование общепринятых понятий и терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных словарях и справочниках или которые не требуют дополнительных определений и пояснений);
2. Специфичные требования:
1) четкость текста и иллюстраций;
2) наглядность;
3) однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам продукта;
4) достоверность относительно количества, качества, изготовителя, страны, происхождения;
5) использование несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.
Оценка качества: понятие.
Оценка качества — это выбор показателей, определение их действительного значения и сопоставление их с базовыми показателями.
При выборе потребительских свойств и показателей важно выбрать такие показатели, которые имеют решающее значение.
В качестве базовых показателей приняты регламентированные значения стандартов или других нормативных документов (НД), а также стандартные образцы, эталоны. После сопоставления действительных значений измеряемого показателя сбазовым устанавливаются определенные градации, классы, товарные сорта, марки продукции.
Градация, класс, сорт — категория или разряд, присвоенный объектам в результате сопоставления действительных и базовых показателей.
Стандартный товар — товар, соответствующий установленным требованиям по всем выбранным показателям.
Нестандартный товар — товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным).
Брак — товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей.
Марки, номера — градации качества, отличающиеся значениями одного или нескольких определяющих показателей.
Сорт — градация качества товара по одному или нескольким показателям. Деление на сорта осуществляют в зависимости от наличия дефектов и отклонений по некоторым показателям потребительских свойств. Сорта обозначают порядковыми номерами — 1-й, 2-й, 3-й, иногда терминами — экстра, высший, прима.