Американские психологи Гилфорд и Торренс разработали различные методики для исследования креативности детей разного возраста

Характеристика одаренного ребенка

· Одаренные дети изобретательны в игре и деятельности.

· У них довольно ярко проявляется талант в сфере общения.

· Чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Способны следить за несколькими процессами одновременно.

· Обладают отличной памятью в сочетании с ранним языковым развитием.

· Обладают большим словарным запасом, изобретают собственные слова.

· Не терпят, когда им навязывают готовый ответ

· Некоторые одаренные обладают повышенными математическими способностями, что может повлиять на их прогресс в чтении.

· Отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задачи.

· Они остро реагируют на социальную и общественную несправедливость, часто борются за правду.

· Детей часто незаслуженно обвиняют во лжи, которая проявляется у них как фантазирование и сочинительство. Их яркое воображение не отличает реальность от вымысла.

· Они чувствительны к юмору.

· Очень красноречивы и оригинальны в характеристиках. Более тонко замечают детали и отрицательные поступки, которые критикуют, чем вызывают отрицательную реакцию окружающих.

· Тонкость психической организации часто выводит их из эмоционального равновесия, что проявляется в нетерпеливости и эмоциональной несбалансированности.

· Чувствительны к невербальным реакциям окружающих в общении.

· Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные нетерпеливы и порывисты.

· Для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.

· Проявляется повышенная активность личности.

· Наиболее ярко по сравнению с обычными детьми выражена эгоцентричность, что проявляется в оригинальном толковании событий и явлений, которое при общении выражается в раздражении, упрямстве и критике.

· Отличаются высоким энергетическим уровнем, причем спят они меньше обычного.

· Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

· Им сложно от социального неприятия и непонимания, что вызывает негативную реакцию при рефлексии. Одаренная личность в социуме часто или подавляется или эксплуатируется.

· Большинству педагогов мешают ученики с поражающими познаниями, им некогда заниматься одаренными. Такие дети склоны постоянно привлекать к себе внимание. Наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать – ведь педагог уверен, что он и так знает. Если же настойчиво пытается что-то сказать – становится «выскочкой». А когда он видит, что его активность учителю не нужна, и переключается на постороннее, не миновать недовольства, почему отвлекается. Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним в школе, а она ему не нужной, оказываются в конфликте с учителем. А он иногда не знает, чем такой ребенок из раздражает. Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам.

·  В общении с одаренными, способными детьми важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обост­ренное любопытство детей, их стремление обсуждать "взрослые темы", критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны, одаренные дети требу­ют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на ис­точник разнообразных знаний, эрудитов, которые знают ответы на все вопросы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые формируют у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым в дея­тельности результатам. Поэтому в общении с одаренным ребенком взросло­му следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопро­сы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность зани­маться интересующим делом. И в то же время следует помнить, что ода­ренный ребенок характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошколь­ных видов деятельности, помочь избежать преждевременного односторонне­го взросления.

· Желательно помнить, что у одаренного ребенка в творческой деятельности возможен естественный выход эмоций, который необходим для созидания. В противном случае эмоции проявляются в агрессии, упрямстве, злости, раздражительности и неприязни. Поэтому значимой становится возможность перенесения накопленного энергетического потенциала ребенка в эмоционально положительное русло творчества, направив его не на разрушение, а на созидание.

· Требования к личности педагога, работающего с одаренными детьми:

- Должен быть сам в первую очередь нестандартной личностью с выраженным креативным мышлением, ему противопоказано мыслить стандартно, стереотипно, шаблонами. Мышление должно отличаться гибкостью, широким кругом интересов, не говоря о высокоразвитом интеллекте.

- В общении педагог отличается безоценочным принятием ребенка, хорошо ориентируется в его индивидуальных особенностях с целью индивидуализации обучения.

- Педагог должен обладать позитивной Я-концепцией, личность с низкой самооценкой может быть легко поставлена в трудное положение смышленым ребенком, даже если ему всего 4 года.

- Должен уметь рефлексировать свои особенности, быть готовым к самосовершенствованию.



Исследование креативности

Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта.

Креативность, т е. способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разным материалом – преимущественно словесным при вербальной креативности и образным (предметами или их изображениями) при образной. Так как уровень развития этих двух видов креативности существенно отличается, то при диагностике рекомендуется использовать тесты, измеряющие каждый из них, не ограничиваясь изучением только образной или вербальной креативности.

Американские психологи Гилфорд и Торренс разработали различные методики для исследования креативности детей разного возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: