Тема ПI. Психолого-педагогическая культура современной семьи

I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Группа ПЗ Психология семейного воспитания

Курс III Подготовка бакалавров Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень Характеристики учебной дисциплины
Количество кредитов – 1,5 Количество модулей - 1 Количество содержательных модулей - 1 Количество часов - 45 Недельных часов - 2 0301 Социально-политические науки 6.030102 «Психология» Организационная психология Бакалавр   Обязательная Год подготовки – 3 Семестр – 6 Лекции - 12 Практические занятия - 12 Самостоятельная работа – 21 Индивидуальная работа – 4 Контрольная работа - 8

II. ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Формирование современных взглядов на психологические особенности воспитания ребёнка в семье, овладение знаниями основ процесса педагогического взаимодействия практического психолога с родителями в условиях образовательного или социально-педагогического учреждения, выработка умений бесконфликтного общения и консультирования родителей, оказания всех видов психолого-педагогической помощи семье ребёнка.

 

III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Психология семейного воспитания» является составной частью фундаментальной подготовки специалиста - практического психолога. Учебная дисциплина помогает студенту осознать актуальность проблемы взаимодействия практического психолога с родителями школьника и обусловлена ориентацией современной педагогической теории и практики на гуманизацию воспитательного процесса в семье, демократизацию взаимоотношений детей и взрослых в соответствии с новым семейным законодательством Украины и Конвенцией ООН о правах ребёнка и необходимостью построения партнёрских отношений семьи и школы. Педагогическая и социальная целесообразность данной дисциплины определяется обострением демографической ситуации в обществе, эпидемией разводов, психологически конфликтным и экономически неблагополучным существованием большинства семей учащихся, низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей.

Успешность изучения дисциплины «Психология семейного воспитания» обеспечивается межпредметными связями с другими учебными дисциплинами: возрастной психологией, педагогической психологией, социальной психологией, этикой, социальной педагогикой, физиологией, юридической психологией, антропологией, демографией, социологией, правом и др. Программа курса предполагает активное творческое восприятие получаемой информации, большой объем самостоятельной работы студентов, выполнение индивидуальных творческих заданий. В результате изучения дисциплины студенты:

- должны знать:

1. Основные характеристики психологии семейного воспитания как науки: закономерности развития, предмет, объект, принципы и методы исследования, цели, задачи;

2. Характеристику семейного воспитания, ее функций, структуру, динамику;

3. Характеристику воспитательных стилей и отношений в семье, виды межличностного общения;

4. Психологические основы воспитательного процесса;

5. Психологические условия преодоления нарушений в семейном воспитании.

6. Профессиональные и этическими стандартами работы с родителями.

- должны уметь:

  1. Применять знания психологии семейного воспитания для проведения анализа всех видов родительской деятельности;
  2. Проводить изучение, диагностику, коррекцию, реабилитацию, консультирование и психологическое сопровождение родителей как первых педагогов своих детей;
  3. Использовать техники различных направлений консультативной психологии в практике работы с родителями;
  4. Производить подбор наиболее эффективных форм, методов, способов и приемов психологического влияния на процессы семейного воспитания.

- должны ознакомиться:

  1. С законами и принципами семейной политики и защиты прав ребёнка в семье в Украине;
  2. С перспективой развития психологии семейного воспитания как науки;
  3. С особенностями семейного воспитания в различных типах семей (неполная семья, многодетная семья, семья, воспитывающая ребёнка-инвалида, молодая семья и т.д.).

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль 1 «Психология семейного воспитания»

Содержательный модуль 1. «Феноменология и практика семейного воспитания»

Тема I. Понятие семейного воспитания. Психология родительства

Общая целевая установка дисциплины. Основные понятия: семейное воспитание, стили семейного воспитания, психологические особенности и условия семейного воспитания. Семья как отдельная педагогическая система. Современный институт родительства: проблемы, парадоксы, закономерности. Основные характеристики семейного воспитания: принципы, функции, структура и динамика. Типология семейных отношений. Характеристика условий семейного воспитания (авторитет родителей, знание цели семейного воспитания, морально-эмоциональные отношения между членами семьи и т.д.).

Тема II. Введение в психологию семейного воспитания

Общенаучная характеристика и история развития психологии семейного воспитания в Украине и мире. Предмет, задачи, структура психологии семейного воспитания. Методы исследования в психологии семейного воспитания. Научные программы семейного воспитания ребёнка в соответствии с периодизацией его развития в онтогенезе. Роль семьи в формировании личности ребёнка. Семья как объект потребностей личности в детях и родительстве. Конфликты во взаимодействии ребенка и родителей. Психотравмирующие последствия конфликтов.

Тема ПI. Психолого-педагогическая культура современной семьи

Основные методологические позиции изучения психолого-педагогической культуры современной семьи: основные понятия, виды, структура, содержание. Семья как объект потребностей личности в детях и родительстве. Психология воспитательного потенциала современной семьи. Классификации групп родителей в соответствии с уровнем сформированности психолого-педагогической культуры. Родительский социально-психологический всеобуч - университеты, курсы, клубные формы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: