1) обоснование темы;
2) историю вопроса, или библиографический обзор;
3) основную часть (основные положения и аргументы);
4) заключение (выводы).
Обоснование темы
В обосновании темы вы должны доказать, что занялись ею не
зря, что работа над ней правомерна и небесполезна для вас.
Обоснования для работы по той или иной теме могут быть
следующие:
1) недостаточная разработанность в науке выбранной вами
темы, устарелость оценок, диктующая необходимость пересмот-
ра, наличие нескольких противоречивых точек зрения на ее реше-
ние, вызывающих желание вступить в полемику;
2) общественная значимость темы;
3) педагогическая необходимость ее разработки.
Не следует, как это иногда делают неискушенные студенты, при-
давать обоснованию мемуарный характер, заявляя, что интерес к
избранной проблеме возник у него чуть ли не с колыбели, но выска-
зать личное отношение к исследуемой теме вполне уместно. Можно
настроить читателя курсовой удачно выбранным эпиграфом, воз-
можны также эпиграфы к каждому разделу и вводной части.
|
|
Обоснование должно быть сжатым и точным, поскольку оно
задает тон всей работе.
85
История вопроса, или библиографический обзор
Значение этого совершенно обязательного и очень важного для
всякой исследовательской работы раздела — показать, как реша-
лась избранная вами проблема с первых дней ее постановки в
науке до того дня, как вы решили ею заниматься. Поэтому если
изучение литературы по теме мы рекомендуем вам начинать с са-
мых поздних изданий, то библиографический обзор ведется с са-
мых ранних, самых первых работ, имеющих отношение к проблеме.
Если, предположим, вы пишете об истории создания картины
В. Сурикова «Степан Разин», то нужно начинать с анализа тех
высказываний о ней современников, которые появились в перио-
дической печати в момент появления ее на выставке.
Избегайте монотонного перечисления изданий. Анализируя
труды исследователей, сгруппируйте их так, чтобы была ощути-
ма ваша позиция. Обычно группировка, самая общая, идет по
типам изданий: сначала книги, посвященные проблеме, затем
главы в общих трудах по теории искусства, затем журнальные,
а в конце газетные статьи.
Если существуют различные точки зрения на решение про-
блемы, то источники могут быть объединены по сходству выска-
занных взглядов. Если оценка изучаемого явления претерпевает
эволюцию (например, отношение критиков к деятельности «Мира
искусства», творчеству КС- Петрова-Водкина, К.С. Малевича и
др.), выделяются основные этапы этой эволюции.
Однако единого рецепта написания этого раздела не суще-
ствует. Следует помнить, что его наличие — не формальность:
именно обзор литературы становится одним из важнейших пунк-
тов обоснования, он подчеркивает, что нового по сравнению с пред-
шественниками вам удалось отыскать, что — уточнить, переоце-
нить, понять по-своему.
|
|
Основная часть
В этом разделе никаких рецептов и вовсе быть не может, хотя
это самая главная часть работы, ее суть, то, ради чего проведено
исследование: сколько тем — столько способов подхода к их изло-
жению, сколько проблем — столько композиционных решений,
сколько людей — столько своеобразных стилей.
Но как бы ни была построена работа, сколько бы разделов,
глав и подглавок ни включала, изложение должно быть логич-
ным, стройным, ясным и грамотным.
86
Прежде чем приступить к написанию текста, постарайтесь
ответить на вопрос: что вы хотите доказать своей работой? Пост-
ройте четкий план аргументации своей точки зрения. Определите
аспекты решения проблемы. Именно эти элементы лягут в основу
структуры вашей работы.
Бывает так, что материал, который вы нашли и очень хотите
включить в повествование, нарушает логику изложения или про-
порциональное соотношение разделов. Лучший выход из такого
затруднения — вынесение его в примечания или приложения с
кратким пересказом в тексте.
Каждая структурная часть работы (раздел, глава, подглав-
ка) должна обладать внутренним единством и заключаться выво-
дами из рассуждений. Если выводы не могут быть сделаны —
значит, изложение просто лишено смысла.
Несколько большей определенностью отличается композиция
работы «прикладного» характера. В ней должны быть две обяза-
тельные части (не считая введения и заключения): текст (с пла-
ном-маршрутом в случае необходимости) и материалы, включаю-
щие не только историю создания произведений изобразительного
искусства и архитектуры, но и живой рассказ о людях, имеющих
к ним отношение (изображенных на портретах друзьях худож-
ника, принимавших деятельное участие в создании произведе-
ний, живших или трудившихся в зданиях, о которых идет речь),
о судьбе произведения и т. д. Если логика изложения материала
в первой части определяется подходом к материалу и, в конеч-
ном итоге, проблемой, лежащей в основе изложения, то во вто-
ром материалы экскурсии выстраиваются в соответствии с ее
планом-маршрутом.
Эта часть должна быть особенно тщательно продумана. Рабо-
тать над ее композицией следует там, где экскурсия будет прохо-
дить — в музее или на улицах города.
В музее учтите необходимость более или менее плавного дви-
жения. Нужно хорошо владеть группой, чтобы позволить себе
длинные переходы из одного зала в другой или частые перемеще-
ния внутри зала — из конца в конец и обратно. И все же такие
переходы иногда необходимы. Совершенно недопустима абсолют-
ная привязанность к экспозиции, при которой произведения рас-
сматриваются одно за другим в порядке их размещения. При
этом неизбежно нарушается логика изложения материала, хро-
нологические принципы (или иные, избранные вами). Продумай-
те логику переходов, четко отберите материал, который должен
быть изложен.
87
Составляя план-маршрут архитектурной экскурсии, постарай-
тесь по возможности сократить транспортные переезды, выби-
райте памятники, расположенные удобно для пешеходной про-
гулки, — учителю не так часто удается получить в свое распоря-
жение автобус для проведения экскурсии.