Эволюция русской государственности в 9-17 веках

Система государственного управления при первых киевских князьях

Элементы Функции
Князь киевский Военная, судебная, фискальная (полюдье), религиозная
Племенные князья Военная, судебная, фискальная, религиозная
Вечевые сходы Военная, судебная, фискальная. Приглашение князя.
Дружина Военная, фискальная

Система государственного управления при князьях владимире и ярославемудром

Элементы Функции
Князь киевский Законодательная, административная, военная, судебная, фискальная (повоз), дипломатическая.
Наместники Административная, военная, судебная, фискальная
Вечевые сходы Военная, судебная, фискальная.
Дружина (старшая и младшая) Военная

Система государственного управления в удельных княжествах XIII-XIV вв.

Элементы Функции
Удельный князь Законодательная, административная, военная, судебная, фискальная, дипломатическая.
Боярская дума Совещательная
Дружина Военная

Система государственного управления при иване III

Элементы Функции
Великий князь Законодательная, административная, военная, судебная, фискальная, дипломатическая.
Боярская дума Законосовещательная. Местничество
Дворец. Казна Управление землями великого князя, судебная. Канцелярия, хранилище, дипломатическая.
Наместники и волостели Судебная. Фискальная. Система кормлений
Боярское ополчение и дворянское войско Военная

Влияние византийской и монгольской государственных традиций

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ

Евразийский характер государства

Складывание сильной самодержавной верховной власти

1. Идеократический характер государства 1. Система государственных учреждений и должностей
2. Слияние церкви и государства 2. Приоритет фискальных функций
  3. Политическая нестабильность

 

система государственного управления при иване iv грозном(самодержавная монархия)

Элементы Функции
Царь Законодательная, административная, военная, судебная, фискальная, дипломатическая.
Боярская дума Законосовещательная. Ограничение местничества
Приказы Исполнительная, распорядительная
Земский собор Совещательная. Утверждение монархов на троне.
Губные и земские старосты Судебная. Фискальная
Стрелецкое войско Военная

Правовое строительство в 9-19 веках – общий обзор.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Принятие христианства на Руси. В.О.Ключесвкий о влиянии христианства на политическую систему Киевского государства.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Причины:

1. необходимость формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси

2. укрепления международных связей

3. Упрочнение международного положения Руси

4. Укрепление власти Великого Киевского Князя

5. Появление сильного союзника – Византии

Причины принятия христианства, а не другой религии: наличие в исламе запретов на употребление в пищу свинины, вина, специфическая восточная обрядность, в том числе обрезание, а также забой лошадей противоречили сложившемуся образу жизни древнерусских племен. Вряд ли стремление пап подчинить светскую власть могло вызвать симпатию к католицизму у киевского князя, ставившего перед собой прямо противоположные задачи, главной из которой было укрепление своей власти. В Византии же православная церковь не только отличилась политической беспомощностью, но и полным подчинением императорам. Поэтому выбор пал на христианство.

Последствия:

1. Русь была признана как христианское государство

2. Жители разных земель стали объединяться в единую культурную и политическую общность

3. Появление на базе византийской культуры уникальной русской средневековой культуры

4. Церковь принесла на Русь письменность

5. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину»

6. Появление церковного суда, ведавшего делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

 

О большинстве митрополитов XI столетия до нашего времени дошли крайне скудные сведения, об одних – просто упоминание в Летописи, о других известно чуть больше. Почти все митрополиты киевской эпохи были греками, то есть людьми греческой культуры. Незнание языка не могло не затруднять их отношений с духовенством и народом.Но греческое происхождение первых митрополитов Киевских имело и благие последствия для Церкви и Русского государства. Их независимость от местного великого князя в известной мере ограждала церковь от неправомерного вмешательства в ее внутренние дела со стороны княжеской власти. А в эпоху, когда началось дробление русской земли на уделы, независимые от князей митрополиты оставались средоточием и символом единства Руси. В княжеских междоусобицах они являли себя миротворцами, гарантами соблюдения княжеских договоров. В княжеских распрях епископы выступали гарантами незыблемости договоров. Своими свидетельствами они скрепляли договоры, при этом обычно давали мирящимся князьям крест для целования.Епископы участвовали и в поставлении князей на великокняжеский и удельные престолы. Таким образом, церковь через епископа благословляла князя на княжение. В князьях епископы видели защитников и слуг церкви, и когда те совершали клятвопреступления, беззакония и насилия, церковь их обличала.

 

 

Феодальная раздробленность в Западной Европе и на Руси. История русский земель (по выбору).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: