Система государственного управления при первых киевских князьях
Элементы | Функции |
Князь киевский | Военная, судебная, фискальная (полюдье), религиозная |
Племенные князья | Военная, судебная, фискальная, религиозная |
Вечевые сходы | Военная, судебная, фискальная. Приглашение князя. |
Дружина | Военная, фискальная |
Система государственного управления при князьях владимире и ярославемудром
Элементы | Функции |
Князь киевский | Законодательная, административная, военная, судебная, фискальная (повоз), дипломатическая. |
Наместники | Административная, военная, судебная, фискальная |
Вечевые сходы | Военная, судебная, фискальная. |
Дружина (старшая и младшая) | Военная |
Система государственного управления в удельных княжествах XIII-XIV вв.
Элементы | Функции |
Удельный князь | Законодательная, административная, военная, судебная, фискальная, дипломатическая. |
Боярская дума | Совещательная |
Дружина | Военная |
Система государственного управления при иване III
Элементы | Функции |
Великий князь | Законодательная, административная, военная, судебная, фискальная, дипломатическая. |
Боярская дума | Законосовещательная. Местничество |
Дворец. Казна | Управление землями великого князя, судебная. Канцелярия, хранилище, дипломатическая. |
Наместники и волостели | Судебная. Фискальная. Система кормлений |
Боярское ополчение и дворянское войско | Военная |
Влияние византийской и монгольской государственных традиций
|
|
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ | МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ |
Евразийский характер государства | |
Складывание сильной самодержавной верховной власти | |
1. Идеократический характер государства | 1. Система государственных учреждений и должностей |
2. Слияние церкви и государства | 2. Приоритет фискальных функций |
3. Политическая нестабильность |
система государственного управления при иване iv грозном(самодержавная монархия)
Элементы | Функции |
Царь | Законодательная, административная, военная, судебная, фискальная, дипломатическая. |
Боярская дума | Законосовещательная. Ограничение местничества |
Приказы | Исполнительная, распорядительная |
Земский собор | Совещательная. Утверждение монархов на троне. |
Губные и земские старосты | Судебная. Фискальная |
Стрелецкое войско | Военная |
Правовое строительство в 9-19 веках – общий обзор.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
Принятие христианства на Руси. В.О.Ключесвкий о влиянии христианства на политическую систему Киевского государства.
В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.
|
|
Причины:
1. необходимость формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси
2. укрепления международных связей
3. Упрочнение международного положения Руси
4. Укрепление власти Великого Киевского Князя
5. Появление сильного союзника – Византии
Причины принятия христианства, а не другой религии: наличие в исламе запретов на употребление в пищу свинины, вина, специфическая восточная обрядность, в том числе обрезание, а также забой лошадей противоречили сложившемуся образу жизни древнерусских племен. Вряд ли стремление пап подчинить светскую власть могло вызвать симпатию к католицизму у киевского князя, ставившего перед собой прямо противоположные задачи, главной из которой было укрепление своей власти. В Византии же православная церковь не только отличилась политической беспомощностью, но и полным подчинением императорам. Поэтому выбор пал на христианство.
Последствия:
1. Русь была признана как христианское государство
2. Жители разных земель стали объединяться в единую культурную и политическую общность
3. Появление на базе византийской культуры уникальной русской средневековой культуры
4. Церковь принесла на Русь письменность
5. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину»
6. Появление церковного суда, ведавшего делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
О большинстве митрополитов XI столетия до нашего времени дошли крайне скудные сведения, об одних – просто упоминание в Летописи, о других известно чуть больше. Почти все митрополиты киевской эпохи были греками, то есть людьми греческой культуры. Незнание языка не могло не затруднять их отношений с духовенством и народом.Но греческое происхождение первых митрополитов Киевских имело и благие последствия для Церкви и Русского государства. Их независимость от местного великого князя в известной мере ограждала церковь от неправомерного вмешательства в ее внутренние дела со стороны княжеской власти. А в эпоху, когда началось дробление русской земли на уделы, независимые от князей митрополиты оставались средоточием и символом единства Руси. В княжеских междоусобицах они являли себя миротворцами, гарантами соблюдения княжеских договоров. В княжеских распрях епископы выступали гарантами незыблемости договоров. Своими свидетельствами они скрепляли договоры, при этом обычно давали мирящимся князьям крест для целования.Епископы участвовали и в поставлении князей на великокняжеский и удельные престолы. Таким образом, церковь через епископа благословляла князя на княжение. В князьях епископы видели защитников и слуг церкви, и когда те совершали клятвопреступления, беззакония и насилия, церковь их обличала.
Феодальная раздробленность в Западной Европе и на Руси. История русский земель (по выбору).