Кризис власти 1993 г. С конца 1992 г. оппозиция объединилась вокруг Верховного Совета и Съезда народных депутатов, а сторонники реформ — вокруг Президента РФ и российского правительства, которое весной 1993 г. возглавил В.С. Черномырдин. Противостояние сторон привело к кризису законодательной и исполнительной власти. 25 апреля 1993 г. в стране был проведен всенародный референдум о доверии Президенту и политике реформ. Большинство россиян высказали доверие Президенту, таким образом поддержав реформы. Одновременно люди проголосовали за досрочные выборы депутатов и Президента, а также за принятие новой конституции. Однако кризис не был окончательно преодолен. К осени 1993 г. конфликт между законодательной и исполнительной властью усилился. Президент своим указом приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и назначил выборы в новый законодательный орган на 12 декабря 1993 г.
В ответ Верховный Совет решил освободить Б. Ельцина от обязанностей Президента и возложить их на вице-президента А. Руцкого, который в ночь на 23 сентября принял присягу. Сторонники обеих противоборствующих сторон вышли на улицы Москвы с митингами и демонстрациями. Оппозиционные депутаты Верховного Совета, занявшие «Белый дом», оказались блокированы правительственными силами. Начались вооруженные столкновения, в ходе которых погибли 152 человека.
|
|
3 октября 1993 г. Президент ввел в Москве чрезвычайное положение. На следующий день здание «Белого дома» полностью блокировали подошедшие войска, а из танков по нему открыли огонь. К концу дня руководители оппозиции, находившиеся в Белом доме, были арестованы.
Сторонники Президента, а значит, и сторонники продолжения радикальных реформ в стране, укрепили свои позиции.
После событий 3—4 октября указами Президента РФ была демонтирована вся советская система власти.
12 декабря 1993 г. в результате проведения референдума была принята новая Конституция Российской Федерации. В основу политического устройства России был положен принцип разделения властей. Российская Федерация определялась как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Главой государства является Президент, избираемый всенародным голосованием сроком на четыре годы. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Законодательную и представительную власть осуществляет Федеральное собрание, состоящее из двух палат: верхней — Совета Федерации и нижней — Государственной думы. Дума принимает законы, которые передает затем на рассмотрение в Совет Федерации. Закон вступает в силу после подписания его Президентом, который имеет право наложить вето на законопроект. Для преодоления президентского вето при повторном голосовании требуется большинство в 2/3 голосов депутатов в каждой из палат.
|
|
Исполнительную власть осуществляет правительство. Во главе правительства стоит его Председатель, которого назначает Президент по согласованию с Государственной думой. В компетенцию правительства входит проведение финансовой, кредитной и денежной политики, управление государственной собственностью, обеспечение государственной безопасности и обороны страны, осуществление внешней политики, единой государственной политики в области образования, науки и культуры, здравоохранения и социального обеспечения.
Высшую судебную власть реализуют Конституционный, Арбитражный и Верховный суды РФ. Конституционный суд рассматривает дела о соответствии Конституции федеральных законов и нормативных актов Президента и правительства, а также субъектов Российской Федерации. Верховный суд является высшим судебным органом по уголовным, гражданским и административным делам. Высший арбитражный суд разрешает экономические споры между предприятиями и организациями.
ще 31 марта 1992 г. все субъекты Российской Федерации, кроме Татарстана и Чеченской республики, подписали федеративный договор. Но этот договор не устранял противоречий, возникших во взаимоотношениях субъектов Федерации после распада СССР.
В некоторых республиках, краях и областях обострились сепаратистские настроения, они стали выступать за расширение своего суверенитета. Появилась угроза распада России на несколько мелких государственных образований. Чтобы избежать этого, российское правительство в 1994 г. подписало с Татарстаном, а потом и с другими республиками и областями договоры о разграничении полномочий, согласно которым они входили в состав РФ на правах ассоциированных членов. Некоторые из них получили статус суверенных государств и субъектов международного права. Единство Российской Федерации было сохранено.
Единственным субъектом РФ, не подписавшим договор с центром, была Чеченская республика.
Таким образом, после принятия Конституции 1993 г. Россия вступила в новый этап формирования государственности. Внутриполитический кризис был в основном преодолен, однако погасить сепаратистские настроения в полной мере не удалось. Тем не менее России необходимо было проводить дальнейшие экономические преобразования, несмотря на трудности, с которыми ей пришлось столкнуться.
В 1994 г. в обществе постепенно стало спадать политическое противостояние, вызванное кризисом 1993 г. В феврале 1994 г. Государственная дума приняла решение об амнистии всех участников событий 1993 г., с тем чтобы создать условия для прочного гражданского мира в стране. С этой же целью в апреле 1994 г. был подписан Договор об общественном согласии, под кторым поставили свои подписи свыше 800 представителей различных партий и общественных организаций. В мае 1994 г. было подписано соглашение между ведущими предпринимателями страны и Президентом России о взаимной поддержке в ходе реформ. Гражданский мир был необходим для продолжения реформ.