МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ЛОГИСТИКА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по
Академическим вопросам
____________ Дуйсенгулова Н.С.
«_____» ___________ 2011 г.
Образовательная программа бакалавриат
Специальности 050508 «Учет и аудит»
СИЛЛАБУС
По дисциплине «МАКРОЭКОНОМИКА»
Курс: 2
Семестр: 3
Количество кредитов: 2
Преподаватель кафедры Макенова Г.У.
Телефон: 3022136, 8 701 7279089, кабинет 115
Алматы 2011
Составитель: старший преподаватель Макенова Г.У.
Силлабус курса «Макроэкономика» разработан на основе рабочей программы для специальности 050508 «Учет и аудит»
Силлабус рассмортен на заседании кафедры «Экономика и Логистика»
от «27» августа 2011 г. Протокол №1
Зав.кафедрой ______________________________ Сайлаубеков Н.Т.
Силлабус утвержден на заседании УМС МАБ
Протокол № __ от «___» сентября 2011 г.
МАКРОЭКОНОМИКА
Преподаватель: ст. преп. Макенова Г.У.
Пререквизиты: для освоения изучаемого курса необходимо знание основ высшей математики, основы экономической теории, теории статистики, навыки работы с компьютером и знакомство с экономической бизнес средой Республикик Казахстан.
Постреквизиты: международная экономика, экономика отрасли, менеджмент, маркетинг и др.
Краткое описание курса: Макроэкономика – одна из динамичных и интересных экономических дисциплин. Макроэкономика – составная часть экономической теории, изучающая экономические процессов на государственном уровне.
Глава первая посвящена макроэкономическому анализу, ее первой части содержит краткий исторический экскурс. Изучение любого курса или предмета всегда целеобразно начинать с ознакомления с теоритеческими и методологическими подходами; дисциплина «Макроэкономика» - не исключение. Теоритический аспект включает познание общих законов и закономерностей развития экономики стран.
Особое место в макроэкономическом курсе отводится практической стороне предмета: ведь теория без взаимосвязи с практикой не имеет под собой твердой почвы. Другими словами, науно-теоретические выводя и прдложения без их апробации на практике не представляют какого-либо интереса.
Цель данного курса заключается в том, чтобы помочь студентам в изучении основ микроэономической теориии, в овладении инстрементарием микроэкономичесокого анализа, оценки, принятия экономических решении в конкретных ситуациях.
При изучении данного курса студент должен уметь понимать и выявлять экономическую проблему, определять факторы, способы и средства ее решения, делать выводы, рекомендации и предложения по исследуемой работе.
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести системные знания сущности экономических явлении, формировании спроса и предложения, максимизации прибыли на рынке совершенной и несовершенной конкуренции; механизмов саморегулирования рынка в условиях гораниченных ресурсов; приципов государственного регулирования задач;
Навыки как в осуществлении процедур расчетов по формулам, так и в проведении всестороннего микрокономического анализа, включая экономическую интерпретацию решения задач;
Навыки аналитического мышления, компетентного поиска путей решения социально-экономических проблем с учетом особенностей казахстанской модели социально-ориентированной рыночной экономики.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Наименование темы | Распеделение по неделям | |||
лекции | Практические занятия | СРС | СРСП | ||
1 | Тема 1. Предмет макроэкономики и особенности макроэкономики | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Тема 2. Макроэкономические показатели | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Тема 3. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица. Инфляция. | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Тема 4. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD-AS. | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 |
5 | Тема 5. Потребление и сбережение. | 6 | 6 | 6 | 6 |
6 | Тема 6. Спрос и предложение денег. | 7 | 7 | 7 | 7 |
Рубежный контроль 1
| 7 нед. | ||||
7 | Тема 7. Макроэкономическое равновесие на товарном рынках. Модель IS-LM. | 8,9 | 8,9 | 8,9 | 8,9 |
8 | Тема 8. Бюджетно-налоговая политика. | 10 | 10 | 10 | 10 |
9 | Тема 9. Накопление капитала и экономический рост. | 11 | 11 | 11 | 11 |
10 | Тема 10. Бюджетный дефицит и государственный долг. | 12 | 12 | 12 | 12 |
11 | Тема 11. Платежный баланс и валютные курсы. | 13 | 13 | 13 | 13 |
12 | Тема 12. Режим обменного курса и совокупный спрос. | 14 | 14 | 14 | 14 |
13 | Тема 13. Международная торговля и торговая политика. | 15 | 15 | 15 | 15 |
Рубежный контроль 2
| 15 нед. | ||||
Экзаменационная сессия | 16-18 |
Содержание практических занятии, форма контроля и оценка
темы № | Вопросы практических занятии | Цель содерж. задании | Реко мен. лит.-ра | Форма конроля | недели | Макс. балл |
№ 1 | Изучение о предмете макроэкономики. Освоить методы макроэкономичес- кого анализа. Узнать о макроэкономических моделях. Изучить модель круговых потоков и «Утечки» и «инъекции», о Запасах и потоках. Ознакомится с общими условиями макроэкономического равновесия и макроэкономической политики. | Изучения фундаментальных основ макроэкономики использованием экон.-х категории, методов познания и методологии; овладение инструментарием макроэкономики. | Основная №1, стр 4-15, Доп. №1, стр 5-11 | Устный опрос | 1 | 100 |
№ 2 | Изучить основные макроэкономические показатели на практике уметь расчитать методы расчета ВВП, номинальный и реальный ВВП и дефлятор ВВП, индекса потребительских цен. Сравнить потребительскую корзину базового года с текущим годом. Узнать о необходимости другиех показателей системы национальных счетов. Кругооборот доходов и расходов. | Выработка у судентов навыко решения задач на отдельном примере: определение макро показателей и расчитать ВВП,ВНП по доходам и по расходам и др.. | Основная №2, стр. 17-22, Доп. №2, стр. 16-24 | Решение задач | 2 | 100 |
№3 | 1. Изобразить графически экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Рассчитать потенциальный ВНП и регулирование уровня безработицы. Изучить сущность и виды инфляции и инфляцию издержек, Инфляцию спроса. Формы безработицы и ее естественный уровень. Определить и рассчитать Закон Оукена с данными текущего года. Изобразить взаимосвязь инфляции и безработицы на кривой Филлипса. | Выработка у студентов навыков решения задач на отдельном примере: на определение уровня безработицы, темпа инфляции, по закону определить уровень ВВП страны и др. | Основная №3, стр. 33-36, Доп. №4, стр. 28-35 | Письменный опрос. Решение задач | 3 | 100 |
№4 | Практическое освоение определения механизмов совокупного спроса и его составляющих. Изучение неценовых детерминантов совокупного спроса. Освоение определения графически равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах закрытой экономики. Изучение теории макроэкономической политики в модели AD-AS. | Изучение и практическое освоение различных методов и подходов решения основных макроэкономических проблем с точки зрения студентов навыков решения задач на отдельном примере. | Основная №1, стр. 38-45, Доп. №2, стр. 45-52 | Решение задач | 4,5 | 100 |
№5 | Изучение предпосылок модели «доходы-расходы», располагаемого дохода, потребление и сбережение, функция потребления и функция сбережения. Изучение понятия инвестиции и их видов, фактические и планируемые расходы. Освоение на графическом изображении механизмы построения кейнсианского креста и мультипликатора Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства. | Изучение теории производства с использованием инструментариев макроэкономического анализа, оценки и принятия решении кейнсианского креста и мультипликатора Кейнса. Приобретение навыков в осуществлении процедур расчетов по фоормулам и в проведении всестороннего анализа. | Основная №3, стр. 45-56, Доп. №4, стр.68-69 | Устный опрос | 6 | 100 |
№6 | Изучение функция денег. Денежных агрегатов M1, M2, M3. Решение задач по теории денег. Изучение классической и кейнсианской теории спроса на деньги и Моделя Баумоля-Тобина. | Приобретение навыков в осущетсвлении процедур расчетов по формулам и в проведении всестороннего анализа, включая графическую интерпретацию решения задач. | Основная №4, стр.68-71, Доп. №5, стр.74-89 | Письменный опрос | 7 | 100 |
№7 | Изучение основных переменных и уравнения модели IS-LM и равновесия на товарных и денежных рынках. Изобразить на графике вывод кривых IS и LM, наклон и сдвиг кривых IS и LM,равновесие в модели IS-LM. Взаимосвязь моделей AD-AS и IS-LM. | Выработка у студентов навыков основных переменных и уравнения модели IS-LM и равновесия на товарных и денежных рынках. Изобразить на графике вывод кривых IS и LM, наклон и сдвиг кривых IS и LM,равновесие в модели IS-LM. | Основная №5, стр. 78-85, Доп. №1, стр 89-93 | Контрольная работа | 8,9 | 100 |
№8 | 1. ЦИзучение целейбюджетно-налоговой политики и ее инструментов и дискреционной и автоматической фискальной политики, мультипликатор налогов, стимулирующие бюджетно-налоговой политики при изменений уровня цен. | Получение навыков в применении на практике инструментов наологовых инструментов. | Основная №4, стр.96-102, Доп. №6, стр. 89-96 | Индивидуальная работа. Решение задач. | 10 | 100 |
№9 | Изучение понятии и форм накопления капитала и «Золотого правила» накопления, а также экономического роста: целей, типов, факторов и темпы. Освоение и изучение кейнсианской модели экономического роста и неоклассической модели Р.Солоу и влияние роста населения и научно-технического прогресса на экономический рост и основного направления стимулирования экономического роста. | Освоение и изучение кейнсианской модели экономического роста и неоклассической модели Р.Солоу и влияние роста населения и научно-технического прогресса на экономический рост и основного направления стимулирования экономического роста. | Основная №4, стр. 98-112, Доп. №3, стр.123-132 | Индивидуальная работа | 11 | 100 |
№10 | Изучение определении внутреннего и внешнего государственного долга и последствия государственного долга, а также структуру государственного бюджета и балансирование государственного бюджета и финансирование дефицита государственного бюджета, управления задолженностью государства. | Освоение определении внутреннего и внешнего государственного долга и последствия государственного долга, а также структуру государственного бюджета и балансирование государственного бюджета и финансирование дефицита государственного бюджета. | Основная №4, стр. 118-121, Доп. №3, стр.133-139 | Решение задач | 12 | 100 |
№11 | Изучение платежного баланса и его структуру, взаимосвязи счетов платежного баланса и модель малой открытой экономики, модель IS-LM для открытой экономики, валютную систему и валютный курс, паритет покупательной способности, модели Манделла – Флеминга. | Освоение платежного баланса и его структуру, взаимосвязи счетов платежного баланса и модель малой открытой экономики, модель IS-LM для открытой экономики, валютную систему и валютный курс, паритет покупательной способности, модели Манделла – Флеминга. | Основная №4, стр. 122-132, Доп. №3, стр.142-152 | Индивидуальная работа. Решение задач. | 13 | 100 |
№12 | Изучение равновесия в открытой экономике при фиксированном обменном курсе и бюджетно-денежной политики в условиях полной мобильности капитала, а также открытой экономики с плавающим обменным курсом, влияния фискальной экспансии и денежной политики на выпуск и обменный курс. | Освоить равновесия в открытой экономике при фиксированном обменном курсе и бюджетно-денежной политики в условиях полной мобильности капитала. | Основная №2, стр 96-109, Доп. №4, стр.125-129 | Индивидуальная работа. Решение задач. | 14 | 100 |
№13 | Изучение теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо и теорию внешней торговли Хекшера – Олина, а также изучение междунународных торговых отношении, их структуры и тенденции развития мировой торговли, инструменов торговой политики, тарифных и нетарифных ограничении в международной торговле. | Осоение теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо и теорию внешней торговли Хекшера – Олина, а также изучение междунународных торговых отношении, их структуры. | Основная №3, стр.97-125, Доп. №6, стр. 135-138 | Индивидуальная работа. Решение задач. | 15 | 100 |