Цель преподавания дисциплины
Целью преподавания курса является развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса общей психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе семинарских и практических занятий.
Задачи изучения дисциплины:
Основной задачей изучения дисциплины является - овладение теоретическими знаниями и базовыми умениями научного изучения психических процессов, явлений, состояний.
- ознакомление с историческими предпосылками развития психологии как науки;
- заложить теоритические основы знаний психологии познавательных психических процессов, психических явлений, привить умение их научного изучения;
- изучение методологических основ психологической науки;
- приобретение профессиональных умений и навыков.
В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен приобрести:
- знание основ психологической науки, истории её становления, сформированность понятийного мышления применительно к психологической науке;
|
|
- умения научного изучения психических феноменов, умение свободно оперироватькатегориями психологической науки;
- навыки теоретического исследования психических сторон жизненных явлений.
Содержание дисциплины
Тематический план
№ тем | Темы и их объем в часах Контрольные вопросы | Цели и задачи занятий | Проблемные вопросы |
1 | Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы (2 часа) 1. Предмет психологии. Принципы психологии. 2. Специфика психологического знания. 3. Общее понятие о психике. 4. Фундаментальные психологические науки. Прикладные психологические науки. 5. Методы психологии. | Ознакомление с предметной областью изучения и структурой психологической науки, анализ принципов и методов психологического исследования | Методологическая функция общей психологии Теоретическое и прикладное значение результатов научно-психологического исследования Отрасли психологии и задачи психологической практики Измерения в психологии |
2 | Становление предмета психологии (1 час) 1. Донаучный этап развития психологии 2. Экспериментальная психология В.Вундта 3. Мировые психологические школы (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и тд) | Ознакомление с этапами развития психологии, анализ основных мировых психологических школ | Кризис в психологии Динамика представлении о предмете психологической науки |
3 | Развитие психики и сознания(1 час) 1.Субъективные и объективные критерии наличия психики 2. Стадии развития психики 3. Общественно-историческая природа психики человека 4. Сознание как форма отражения у человека | Ознакомление с проблемой возникновения и развития психики, анализ сознания как высшей формы отражения | Поиск критериев психики в истории психологии Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение Понятие биологического смысла |
4 | Деятельность(1 час) 1. Общее понятие о деятельности. Теория деятельности 2. Структура деятельности 3. Виды деятельности. | Ознакомление с видами и структурой деятельности | Исследование психологических особенностей строения деятельности Зависимость операции от условий и наличных средств достижения цели Процессы целеобразования. Двигательный состав действия |
5 | Общение (2 часа) 1. Структура, содержание, формы и механизмы общения 2. Виды коммуникации 3. Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения 4. Интеракция как предмет социально-психологических исследований 5. Понятие межличностного конфликта | Анализ процесса общения, ознакомление с коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторонами общения | Специфика коммуникации между людьми Механизмы и эффекты восприятия Стратегии поведения человека в конфликте |
6 | Психология личности(1 час) 1. Понятие личности 2. Понятие о структуре личности 3. Сознание и самосознание в структуре личности 4. Индивидуальность личности | Формирование понятия личности и ее структуры | Индивидуальность – высший уровень сознательной регуляции Соотношение социально-типического и индивидуально-своеобразного в личности |
7 | Внимание(1 час) 1. Определение понятия внимания. 2. Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования 3. Внимание и деятельность 4. Развитие внимание | Ознакомление с психологической характеристикой внимания | Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности Пути развития высших форм внимания |
8 | Ощущение (1 час) 1. Ощущение – процесс отражения и познания окружающей действительности 2. Основные свойства ощущений 3. Основные виды ощущений | Ознакомление с психологической характеристикой ощущений, анализ свойств и видов ощущений. | Специфика образов ощущений Динамика чувствительности |
9 | Восприятие (1 час) 1. Восприятие – центральный процесс чувственного отражения 2. Свойства восприятия 3. Виды восприятия | Ознакомление с психологической характеристикой восприятия | Индивидуальная и возрастная динамика восприятия Соотношение и диффернциация ощущений и восприятия |
10 | Память(1 час) 1. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. 2. Виды памяти 3. Основные факты и закономерности психологии памяти. | Ознакомление с психологической характеристикой памяти | Роль установок, мотивации и эмоции в мнемической деятельности Роль ассоциаций в процессах памяти |
11 | Мышление(2 часа) 1. Понятие о мышлении 2. Виды и формы мышления 3. Индивидуальные качества мышления | Ознакомление с особенностями мыслительного процесса, анализ видов, операции и индивидуальных качеств мышления | Мышление как процесс Мышление как деятельность Методы исследования мышления |
12 | Воображение(1 час) 4. Общее понятие о воображении 5. Виды и формы воображения 6. Механизмы воображения | Ознакомление с психологической характеристикой воображения, анализ видов и механизмов воображения | Особенности процесса воображения Соотношение форм и видов воображения |
13 | Психология эмоции (1 час) 1. Специфика психического отражения в эмоциях. 2. Сущность, структура и функции эмоций 3. Виды эмоциональных явлений | Ознакомление с психологической характеристикой эмоциональной сферы | Анализ понятии «эмоция», «чувства» Эмоциональные состояния Виды чувств |
14 | Психология мотивации и воли(1 час) 1. Потребность как основа процессов мотивации. 2. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. 3. Сущность воли. | Ознакомление с психологической характеристикой мотивационной сферы и воли | Соотношение мотивации и потребностей Борьба мотивов Структура волевого процесса |
15 | Темперамент(1 час) 7. Понятие о темпераменте 8. Теории темперамента 9. Психологическая характеристика типов темперамента | Ознакомление с теориями темперамента, характеристика типов темперамента. | Гуморальные и соматические теории темперамента Роль темперамента в деятельности |
16 | Характер(1 час) 1. Понятие характера и факторы его формирования 2. Структура характера 3. Формирование характера | Ознакомление с факторами формирования характера, анализ структуры характера | Анализ критериев дифференциации характеров Типология характеров Соотношение темперамента и характера |
17 | Способности(1 час) 1. Понятие о способностях 2. Уровни способностей 3. Виды и структура способностей | Ознакомление с уровнями и видами способностей, анализ структуры способностей | Соотношение способностей и задатков Соотношение интеллектуальных и творческих способностей Проблема диагностики способностей |
Всего: 20 часов |
|
|
|
|
Тематический план семинарских занятий
№ | Темы и их объем в часах | Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов | Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); выполнение практи-ческих заданий | Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе | Изучение учебно-монографической литературы |
1 | Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы. 1 час 1. Психология как наука 2. Основные отрасли психологии 3. Место психологии в системе наук | Развёрнутая беседа | Глоссарий | Активный семинар, интернет-консультации | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. |
2 | Развитие психики и сознания. 1час 1. Понятие психики 2. Стадии развития психики 3. Сознание человека | Развёрнутая беседа | Глоссарий | Активный семинар, интернет-консультации | 1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М.: Изд-во МГУ, 2002. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. |
3 | Общение. 1 час 1. Понятие и виды общения 2. Функции и структура общения | Развёрнутая беседа | Контрольная работа | Интернет-консультации | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. |
4 | Психология личности. 1 час 1. Общее представление о личности 2. Структура личности 3. Формирование и развитие личности | Доклад, взаимоопрос | Глоссарий | Круглый стол | 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. |
5 | Восприятие. 1 час 1. Свойства восприятия 2. Законы восприятия | Развёрнутая беседа | Демонстрация изображений, отражающих особенности восприятия | Активный семинар, интернет-консультации | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. |
6 | Память. 1 час 1. Общее представление о памяти, виды памяти 2. Теории и законы памяти 3. Расстройства памяти 4. Формирование и развитие памяти | Круглый стол | Глоссарий | Активный семинар, интернет-консультации | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. |
7 | Мышление. 1 час 1. Общее представление о мышлении 2. Психологические теории мышления 3. Особенности творческого мышления | Доклад, взаимоопрос | Контрольная работа | Пресс-конференция, интернет-консультации | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. |
8 | Психология эмоций. 1 час 1. Происхождение эмоций 2. Виды эмоциональных переживаний 3. Теории эмоций | Устный опрос | Решение психологических задач | Интернет-консультации | 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 6. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. |
9 | Темперамент. 1 час 1. Типы темпераментов 2. Свойства темпераментов | Развёрнутая беседа | Тест Айзенка | Активный семинар | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. |
10. | Характер. 1 час 1. Определение характера 2. Типологи характеров 3. Формирование характера | Развёрнутая беседа | Решение психологических задач | Активный семинар, интернет-консультации | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. |
Итого: | 10 часов |
|
|
График выполнения и сдачи заданий СРСП по дисциплине
№ | Название темы лекции | Содержание задания по теме | Рекомендуемая литература | Форма проведения СРСП | Неделя проведения СРСП |
1 | Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы. | Методы исследования в психологии | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | Дискуссия | 3 неделя 1 час |
2 | Становление предмета психологии | Этапы развития психологической науки | 1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М.: Изд-во МГУ, 2002. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 5. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. | Пресс-конференция | 3 неделя 1 час |
3 | Развитие психики и сознания | Сознание и бессознательное | 1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М.: Изд-во МГУ, 2002. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | Круглый стол | 4 неделя 1 час |
4 | Деятельность | 1. Понятие и строение человеческой деятельности 2. Виды и развитие человеческой деятельности 3. Задачи и мотивы деятельности | 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. | Пресс-конференция | 4 неделя 1 час |
5 | Общение | Трансактный анализ общения | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | Презентация | 5 неделя 1 час |
6 | Психология личности | Современные теории личности | 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | Пресс-конференция, презентации | 6 неделя 1 час |
7 | Внимание | 1. Основные виды внимания 2. Основные свойства внимания 3. Психологические теории внимания | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | Пресс-конференция | 7 неделя 1 час |
8 | Ощущение | 1. Понятие об ощущениях 2. Измерение и изменение ощущений 3. Классификация ощущений | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | Бригадный метод | 8 неделя 1 час |
9 | Восприятие | Виды восприятия | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | Пресс-конференция | 9 неделя 1 час |
10 | Память | Индивидуальные различия памяти у людей | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. | Развёрнутая беседа | 10 неделя 1 час |
11 | Мышление | 1. Расстройства мышления 2. Развитие мышления | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. | Развёрнутая беседа | 11 неделя 1 час |
12 | Воображение | 1. Определение и виды воображения 2. Функции воображения 3. Развитие воображения | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | Круглый стол | 12 неделя 1 час |
13 | Воля | 1. Волевые качества личности, их классификация 2. Структура волевых качеств 3. Патология воли | 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 6. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. | 13 неделя 1 час | |
14 | Характер | Акцентуации характера | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | Деловая игра | 14 неделя 1 час |
15 | Способности | 1. Общая одарённость и специальные способности 2. Теории одарённости | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | Развёрнутая беседа | 15 неделя 1 час |
Итого: | 15 часов |