График выполнения и сдачи заданий СРСП по дисциплине

Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания курса является развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса общей психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе семинарских и практических занятий.

Задачи изучения дисциплины:

Основной задачей изучения дисциплины является - овладение теоретическими знаниями и базовыми умениями научного изучения психических процессов, явлений, состояний.

- ознакомление с историческими предпосылками развития психологии как науки;

- заложить теоритические основы знаний психологии познавательных психических процессов, психических явлений, привить умение их научного изучения;

- изучение методологических основ психологической науки;

- приобретение профессиональных умений и навыков.

 

В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен приобрести:

- знание основ психологической науки, истории её становления, сформированность понятийного мышления применительно к психологической науке;

- умения научного изучения психических феноменов, умение свободно оперироватькатегориями психологической науки;

- навыки теоретического исследования психических сторон жизненных явлений.



Содержание дисциплины

Тематический план

№ тем Темы и их объем в часах Контрольные вопросы Цели и задачи занятий Проблемные вопросы
1 Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы (2 часа) 1. Предмет психологии. Принципы психологии. 2. Специфика психологического знания. 3. Общее понятие о психике. 4. Фундаментальные психологические науки. Прикладные психологические науки. 5. Методы психологии.   Ознакомление с предметной областью изучения и структурой психологической науки, анализ принципов и методов психологического исследования Методологическая функция общей психологии Теоретическое и прикладное значение результатов научно-психологического исследования Отрасли психологии и задачи психологической практики Измерения в психологии
2 Становление предмета психологии (1 час) 1. Донаучный этап развития психологии 2. Экспериментальная психология В.Вундта 3. Мировые психологические школы (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и тд) Ознакомление с этапами развития психологии, анализ основных мировых психологических школ   Кризис в психологии Динамика представлении о предмете психологической науки
3 Развитие психики и сознания(1 час) 1.Субъективные и объективные критерии наличия психики 2. Стадии развития психики 3. Общественно-историческая природа психики человека 4. Сознание как форма отражения у человека   Ознакомление с проблемой возникновения и развития психики, анализ сознания как высшей формы отражения Поиск критериев психики в истории психологии Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение Понятие биологического смысла
4 Деятельность(1 час) 1. Общее понятие о деятельности. Теория деятельности 2. Структура деятельности 3. Виды деятельности.   Ознакомление с видами и структурой деятельности Исследование психологических особенностей строения деятельности Зависимость операции от условий и наличных средств достижения цели Процессы целеобразования. Двигательный состав действия  
5 Общение (2 часа) 1. Структура, содержание, формы и механизмы общения 2. Виды коммуникации 3. Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения 4. Интеракция как предмет социально-психологических исследований 5. Понятие межличностного конфликта   Анализ процесса общения, ознакомление с коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторонами общения Специфика коммуникации между людьми Механизмы и эффекты восприятия Стратегии поведения человека в конфликте
6 Психология личности(1 час) 1. Понятие личности 2. Понятие о структуре личности 3. Сознание и самосознание в структуре личности 4. Индивидуальность личности   Формирование понятия личности и ее структуры Индивидуальность – высший уровень сознательной регуляции Соотношение социально-типического и индивидуально-своеобразного в личности
7 Внимание(1 час) 1. Определение понятия внимания. 2. Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования 3. Внимание и деятельность 4. Развитие внимание   Ознакомление с психологической характеристикой внимания Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности Пути развития высших форм внимания
8 Ощущение (1 час) 1. Ощущение – процесс отражения и познания окружающей действительности 2. Основные свойства ощущений 3. Основные виды ощущений   Ознакомление с психологической характеристикой ощущений, анализ свойств и видов ощущений.   Специфика образов ощущений Динамика чувствительности
9 Восприятие (1 час) 1. Восприятие – центральный процесс чувственного отражения 2. Свойства восприятия 3. Виды восприятия   Ознакомление с психологической характеристикой восприятия Индивидуальная и возрастная динамика восприятия Соотношение и диффернциация ощущений и восприятия  
10 Память(1 час) 1. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. 2. Виды памяти 3. Основные факты и закономерности психологии памяти.   Ознакомление с психологической характеристикой памяти Роль установок, мотивации и эмоции в мнемической деятельности Роль ассоциаций в процессах памяти
11 Мышление(2 часа) 1. Понятие о мышлении 2. Виды и формы мышления 3. Индивидуальные качества мышления     Ознакомление с особенностями мыслительного процесса, анализ видов, операции и индивидуальных качеств мышления Мышление как процесс Мышление как деятельность Методы исследования мышления
12 Воображение(1 час) 4. Общее понятие о воображении 5. Виды и формы воображения 6. Механизмы воображения   Ознакомление с психологической характеристикой воображения, анализ видов и механизмов воображения Особенности процесса воображения Соотношение форм и видов воображения
13 Психология эмоции (1 час) 1. Специфика психического отражения в эмоциях. 2. Сущность, структура и функции эмоций 3. Виды эмоциональных явлений   Ознакомление с психологической характеристикой эмоциональной сферы Анализ понятии «эмоция», «чувства» Эмоциональные состояния Виды чувств
14 Психология мотивации и воли(1 час) 1. Потребность как основа процессов мотивации. 2. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. 3. Сущность воли.   Ознакомление с психологической характеристикой мотивационной сферы и воли   Соотношение мотивации и потребностей Борьба мотивов Структура волевого процесса
15 Темперамент(1 час) 7. Понятие о темпераменте 8. Теории темперамента 9. Психологическая характеристика типов темперамента   Ознакомление с теориями темперамента, характеристика типов темперамента.   Гуморальные и соматические теории темперамента Роль темперамента в деятельности
16 Характер(1 час) 1. Понятие характера и факторы его формирования 2. Структура характера 3. Формирование характера   Ознакомление с факторами формирования характера, анализ структуры характера   Анализ критериев дифференциации характеров Типология характеров Соотношение темперамента и характера
17 Способности(1 час) 1. Понятие о способностях 2. Уровни способностей 3. Виды и структура способностей   Ознакомление с уровнями и видами способностей, анализ структуры способностей   Соотношение способностей и задатков Соотношение интеллектуальных и творческих способностей Проблема диагностики способностей
  Всего: 20 часов    

 

 

 

 

 


Тематический план семинарских занятий

 

Темы и их объем в часах Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); выполнение практи-ческих заданий Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе Изучение учебно-монографической литературы
1 Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы. 1 час 1. Психология как наука 2. Основные отрасли психологии 3. Место психологии в системе наук Развёрнутая беседа Глоссарий Активный семинар, интернет-консультации 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
2 Развитие психики и сознания. 1час 1. Понятие психики 2. Стадии развития психики 3. Сознание человека Развёрнутая беседа Глоссарий Активный семинар, интернет-консультации 1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М.: Изд-во МГУ, 2002. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
3 Общение. 1 час 1. Понятие и виды общения 2. Функции и структура общения   Развёрнутая беседа Контрольная работа Интернет-консультации 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
4 Психология личности. 1 час 1. Общее представление о личности 2. Структура личности 3. Формирование и развитие личности Доклад, взаимоопрос Глоссарий Круглый стол 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
5 Восприятие. 1 час 1. Свойства восприятия 2. Законы восприятия Развёрнутая беседа Демонстрация изображений, отражающих особенности восприятия Активный семинар, интернет-консультации 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
6 Память. 1 час 1. Общее представление о памяти, виды памяти 2. Теории и законы памяти 3. Расстройства памяти 4. Формирование и развитие памяти Круглый стол Глоссарий Активный семинар, интернет-консультации 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005.
7 Мышление. 1 час 1. Общее представление о мышлении 2. Психологические теории мышления 3. Особенности творческого мышления Доклад, взаимоопрос Контрольная работа Пресс-конференция, интернет-консультации 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005.
8 Психология эмоций. 1 час 1. Происхождение эмоций 2. Виды эмоциональных переживаний 3. Теории эмоций Устный опрос Решение психологических задач Интернет-консультации 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 6. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005.
9 Темперамент. 1 час 1. Типы темпераментов 2. Свойства темпераментов Развёрнутая беседа Тест Айзенка Активный семинар 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
10. Характер. 1 час 1. Определение характера 2. Типологи характеров 3. Формирование характера Развёрнутая беседа Решение психологических задач Активный семинар, интернет-консультации 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
  Итого:       10 часов

 


График выполнения и сдачи заданий СРСП по дисциплине

                                                                                                            

Название темы лекции Содержание задания по теме Рекомендуемая литература Форма проведения СРСП Неделя проведения СРСП
1 Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы. Методы исследования в психологии 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. Дискуссия 3 неделя 1 час
2 Становление предмета психологии Этапы развития психологической науки 1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М.: Изд-во МГУ, 2002. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 5. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. Пресс-конференция 3 неделя 1 час
3 Развитие психики и сознания Сознание и бессознательное 1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М.: Изд-во МГУ, 2002. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.   Круглый стол 4 неделя 1 час
4 Деятельность 1. Понятие и строение человеческой деятельности 2. Виды и развитие человеческой деятельности 3. Задачи и мотивы деятельности 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. Пресс-конференция 4 неделя 1 час
5 Общение Трансактный анализ общения 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. Презентация 5 неделя 1 час
6 Психология личности Современные теории личности 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. Пресс-конференция, презентации 6 неделя 1 час
7 Внимание 1. Основные виды внимания 2. Основные свойства внимания 3. Психологические теории внимания 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. Пресс-конференция 7 неделя 1 час
8 Ощущение 1. Понятие об ощущениях 2. Измерение и изменение ощущений 3. Классификация ощущений 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. Бригадный метод 8 неделя 1 час
9 Восприятие Виды восприятия 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. Пресс-конференция 9 неделя 1 час
10 Память Индивидуальные различия памяти у людей 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. Развёрнутая беседа 10 неделя 1 час
11 Мышление 1. Расстройства мышления 2. Развитие мышления 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. Развёрнутая беседа 11 неделя 1 час
12 Воображение 1. Определение и виды воображения 2. Функции воображения 3. Развитие воображения 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. Круглый стол 12 неделя 1 час
13 Воля 1. Волевые качества личности, их классификация 2. Структура волевых качеств 3. Патология воли 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 6. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005.   13 неделя 1 час
14 Характер Акцентуации характера 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. Деловая игра 14 неделя 1 час
15 Способности 1. Общая одарённость и специальные способности 2. Теории одарённости 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. Развёрнутая беседа 15 неделя 1 час
  Итого:       15 часов

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: