Специальная неврология

СПРАВОЧНИК СТУДЕНТА

ПО циклу  «НЕВРОЛОГИя»

(для медицинского, педиатрического,

медико-профилактического факультетов)

 

 

Составил: доц., к.м.н. Бараненко О.М. на основе учебной программы по неврологии для студентов медицинских вузов ІІІ-ІУ уровней аккредитации по специальности «лечебная справа», «педиатрия», «медико-профилактическое дело» (Киев,2007, 2012 гг.).

 

Обсуждено на заседании кафедры от “28”августа 2013 г.

Протокол № 1

 

Заведующая кафедрой неврологии и офтальмологии

Заслуженный врач Украины, д.м.н, профессор ________________В. Г. Школьник

 

 

Днепропетровск 2013



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНИ

Неврология как учебная дисциплина на основывается на изучении студентами медицинской биологии, биологической и биоорганической химии, гистологии, физиологии и патологической физиологии, анатомии человека и патологической анатомии и интегрируется с этими дисциплинами; на изучении студентами пропедевтических дисциплин терапевтического профиля, фармакологии, радиологии и интегрируется с этими дисциплинами; интегрируется с другими клиническими дисциплинами (внутренней медициной, нейрохирургией, онкологией, психиатрией, медицинской генетикой, и т.п.); проходит дифференциацию - формирование отдельных направлений неврологической науки, которые имеют самостоятельные международные организации: эпилептология; цереброваскулярная патология; нервно-мышечные болезни; мигрень и головная боль; паркинсонология; учение о рассеянном склерозе и демиелинизирующие болезни; дегенеративно – дистрофические заболевания главного мозга.

 

БАЗА ОБУЧЕНИЯ – кафедра неврологии и офтальмологии, неврологическое отделение №1 областной клинической больницы им. Мечникова, Октябрьская пл. 14

 

Состав кафедры (неврология):

Профессор Школьник Валерий Маркович – заведующий кафедрой.

Доцент Бараненко Александр Николаевич – ответственный за учебную работу.

Доцент Погорелов Алексей Викторович – ответственный за научную работу

Доцент Юдина Татьяна Викторовна

Доцент Соколов Александр Борисович ответственный за лечебную работу

Ассистент Кальбус Александр Иванович - ответственный за СНК

Ассистент Петров Александр Сергеевич (5 ГДКБ, ул. Фучика, 5)

Ассистент Шастун Наталья Петровна


  1. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура

учебной

дисциплины

Количество часов, из них

Годы

обучения

Вид

контроля

Всего

Аудиторных

СРС

Лекций Практических занятий
  165 20 90 55 4  
Кредитов ЕСТS 5,5          
Общая неврология Содержательных модулей 2 69 ч. / 2,0 кредита ЕСТS 8 34 22   текущий
Специальная неврология Содержательных модулей 3 96 ч. /2,5 кредиты ЕСТS 12 56 33   текущий
 В том числе, итоговый модульный контроль усвоения дисциплины 14 ч./0,5 кредита ЕСТS   6 8   итоговый
Недельная нагрузка 4,2 ч. /0,14 кредитов ЕСТS          



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНИ.

Основной целью курса нервных болезней появляется обучения студентам теоретическим основам топической диагностики заболеваний нервной системы, приемам обследования неврологических больных, методологии постановки неврологического диагноза и определение тактики лечения.

Студенты на лекциях и практических занятиях изучают пропедевтический и клинический курс заболеваний нервной системы. Важно выработать у студентов представления о значении нервной системы в развитии неврологических заболеваний, а также понимание патологических механизмов их возникновение, обосновывать диагностику, лечение и методы профилактики поражения нервной системы.

Во время изучения общей неврологии студенты приобретут практические навыки умения самостоятельно исследовать нормальные и патологические рефлексы, чувствительность, двигательные системы (пирамидную, экстрапирамидную, координаторную), исследование черепно-мозговых нервов, нарушений речи, вегетативных нарушений. На основании проведенного исследование студенты выявляют патологические симптомы, групирують их в синдромы. В конечном итоге устанавливают локализацию патологического процесса (топический диагноз). Итак, при изучении пропедевтического курса студенты приобретут практические навыки исследования нервной системы человека и постановки топического диагноза. Знакомство с основными клиническими формами заболеваний нервной системы позволяют выработать у студентов практические навыки в распознавании отдельных форм патологии нервной системы, построении клинического диагноза, назначение рационального лечения. Обращается внимание на выявление ранних форм заболевания и их предупреждение, подчеркивается роль диспансеризации. Развивать у студентов любознательность, наблюдательность, научить их клиническому мышлению. Выработать у студентов умение решать задачи врачебно-трудовой экспертизы, утраты временной и стойкой трудоспособности, освоить клиническую рецептуру, применение физиотерапии, курортного лечения при заболеваниях нервной системы.

Задача (конечные цели) дисциплины:

- Определять основные симптомы и синдромы поражения разных отделов нервной системы.

 - Интерпретировать данные функциональной анатомии и клинической физиологии нервной системы.

- Определить этиологические факторы и патогенетические механизмы развития основных неврологических заболеваний.

- Ставить предварительный  диагноз основных неврологических заболеваний.

- Анализировать основные показатели лабораторно-инструментальных методов исследования в неврологической практике.

- Планировать практику ведения больного с неврологической патологией.



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА

Общая неврология.

Тема

Лекции

Практические занятия

СРС Индивидуальная СРС

Содержательный модуль I. Введение. Симптомы двигательных и чувствительных нарушений.

1. Главные этапы развития неврологической науки.

- -

2

-

2. Принципы строения и функционирования нервной системы. Функциональная единица нервной системы – нейрон. Двигательная система. Представление о рефлексе и рефлекторной дуге.

- 2

1

-

3. Произвольные движения и их нарушение. Пирамидная система.Корково-ядерный и корково-спинальный пути. Симптомы центрального и периферического парезов.

- 2

1

-

4. Синдромы поражения двигательного пути на разных уровнях.

- 2

2

-

5. Экстрапирамидная система и синдромы ее поражения.

2 2

1

-

6. Мозжечок. Синдромы поражения мозжечка.

- 2

1

-

7.Чувствительная система и симптомы ее поражения. Виды и типы нарушения чувствительности.

- 2

2

-

8. Практические навыки.

- 2

-

-

Содержательный модуль 2. Патология черепных нервов. Нарушение вегететивной нервной системы и высших мозговых функций. Менингеальный синдром. Дополнительные методы исследования в неврологии.

9. Патология обонятельного и зрительного анализаторов. Синдромы поражения глазодвигательных нервов.

- 2

1

Составление задач по топической диагностики; создание схем корково-мышечного и чувствительных путей

10. Тройчатый, лицевой, вестибулокохлеарный нервы и синдромы их поражение.

- 2

2

11. Патология IX-XII пар черепных нервов. Бульбарный и псевдобульбарный синдромы.

- 2

1

12. Патология вегетативной нервной системы

2 2

1

13. Локализация функций в коре главного мозга. Синдромы поражений. Спинномозговая жидкость, ее изменения. Менингеальный синдром

2 2

3

14. Функциональная диагностика заболеваний нервной системы.

2 2

2

15. Практические навыки.

- 2

1

             


Специальная неврология.

Тема

Лекции

Практические занятия

СРС

Индивидуальная СРС

Содержательный модуль 3. Сосудистые заболевания главного и спинного мозга, пароксизмальные состояния, цефалгии, нарушение сна, нейроинтоксикации. Травматические поражения нервной системы.

16. Самостоятельная курация с составлением истории болезни

-

4

2 -
17. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга: этиология, патогенез, классификация.TIA, ОГЭ.Инсульты, лечения.

2

4

2 -
18. Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния

-

4

2 -
19. Головная боль, Нарушение сна.

-

4

1 -
20. Профессиональные и быту нейроинтоксикации. Поражение нервной системы при действия физических факторов

2

2

1 -
21. Деменции.

-

-

2 -

Содержательный модуль 4. Инфекционные, инфекционно-аллергические, демиелинизирующие паразитарные заболевание нервной системы, прионовые инфекции, нейроборрелиоз. Боковой амиотрофический склероз.

23. Менингиты. Арахноидиты.

-

2

2 -

24. Энцефалиты. Абсцесс главного мозга. Полиомиелит. Острый миелит.

-

2

2 -

25. Нейросифилис. Неврологические проявления поли миозита, дерматомиозита.

 

-

 

2

  1   -

26. Поражение нервной системы при наличии ВИЧ-инфекции. Туберкулез нервной системы.

 

-

 

2

  1 -

27. Демиелинизирующие заболевание нервной системы. БАС. Миастения.

2

2

1 -

28. Паразитарные заболевания нервной системы, прионовые инфекции, нейроборрелиоз.

-

-

2  

Содержательный модуль 5. Заболевание периферической нервной системы, перинатальные поражения нервной системы, соматоневрологическне синдромы. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы, урожденные дефекты позвоночника и спинного мозга. Лекарственнные препараты, которые применяются в неврологии.

29. Заболевание периферической нервной системы.

2

4

1

 

Составление ситуационных задач, задач «Крок-2», подготовка докладов на научную конференцию, участие в межвузовских олимпиадах.

30. Перинатальные поражения нервной системы.

-

4

1

31. Соматоневрологические синдромы.

2

4

1

32. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы

-

4

1

33. Урожденные дефекты позвоночника и спинного мозга. Сирнгомиелия.

-

2

1

34. Лекарственные препараты, которые применяются в неврологии

-

-

2

 

-

 

-

Модульный контроль

-

6

 

Всего часов - 165

20

90

53 2

Кредитов ЕСТS – 5,5

 

 

   

Итоговый контроль

 

6

8  
               

 

Аудиторная работа – 69,3%, СРС – 30,7%


3.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ по ДИСЦИПЛИНе

 

ТЕМА Количество часов
   Общая неврология.  
1. Введение в неврологию. Принципы структуры и функций нервной системы. Синдромы движения. Синдром Паркинсонизма и нейрохимические механизмы его возникновения. 2
2. Вегетативная нервная система и синдромы ее поражения. 2
3. Высшие мозговые функции и их нарушение. 2
4. Функциональная диагностика заболеваний нервной системы. 2
     
  Специальная неврология.  
5. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга. 2
6. Пароксизмальные состояния в клинике нервных болезней 2
7. Воспалительные заболевания нервной системы 2
8. Демиелинизирующие  заболевания нервной системы 2
9. Заболевания периферической нервной системы 2
10. Патология нервной системы при заболеваниях внутренних органов. 2
     
  Количество часов с дисциплины 20

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

№ з.п. ТЕМА Количество часов
   Общая неврология.  
1.   Принципы строения и функционирования нервной системы. Функциональная единица нервной системы. Представление о рефлексе и рефлекторной дуге. Произвольные движения и их нарушение. Пирамидная система. Корково-ядерн\ый и корково-спинальный пути. Симптомы центрального и периферического парезов, патогенез симптомов. Патологические рефлексы, методика исследования. 4
2. Симптомокомплексы нарушения движения при поражнния разных уровней кортико-мускулярного пути.   2
3. Экстрапирамидная система и синдромы ее поражения. 2
4. Мозжечок. Синдромы поражения мозжечка. Виды атаксий. 2
5. Клиническая классификация чувствительности. Анатомия чувствительных путей. Методика исследования. Виды и типы чувствительных нарушений (симптомокомплексы чувствительных нарушений при поражении разных уровней чувствительных путей). 2
6. Практические привычки 2
7. Патология обонятельного и зрительного анализаторов. Синдромы поражения глазодвигательных нервов. 2
8. Тройчатый, лицевой, вестибулярно-кохлеарный нервы и симптомы их поражение. 2
9. Патология IX-XII пар черепных нервов. Бульбарный и псивдобульбарный синдромы. 2
10. Анатомо-физиологические данные, патология и методика дослидженння вегетативной нервной системы. 2
11. Анатомо-физиологические данные, методика исследования кирковых функций. Синдромы поражения и раздражение коры. Нарушение высших мозговых функций (афазии, агнозии, апраксии и др). Ликвородиагностика. Менингеальный синдром 2
12. Функциональная диагностика заболеваний нервной системы. 2
13. Практические навыки. 2
  Специальная неврология.  
14. Практические привычки (неврологический осмотр больного). 4
15. Самостоятельная курация больных с составлением истории болезни. 4
16.   Сосудистые заболевания главного и спинного мозга. Этиопатогенез Сосудистые заболевания головного и спинного мозга. Клиника. Лечение. 4
17. Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния. 4
18.  Головная боль. Синдром внутричерепной гипертензии. Синдром внутричерепной гипотензии. Нарушение сна. 4  
19. Профессиональные и бытовые нейроинтоксикации. Поражение нервной системы при действии физических факторов. 2
20. Менингиты. 2
21. Энцефалиты. Арахноидиты. 2
22. Полиомиелит. Острый миелит. 2
23 Поражение нервной системы при наличии ВИЧ-инфекции. Туберкулез нервной системы. 4
24. Нейросифилис. Неврологические проявления полимиозита 2
25. Демиелинизирующие заболевания нервной системы. 2
26. Заболевания периферической нервной системы 4
27. Перинатальные поражения нервной системы 4
28 Соматоневрологиеские синдромы. 4
29.   Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы. Врожденные дефекты позвоночника и спинного мозга. Сирингомиелия. 6  
  Итоговый контроль дисциплины 6
  ВМЕСТЕ количество часов практических занятий по дисциплине, в том числе 90

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)

 

№ з.п. ТЕМА Количество часов Вид контроля
  Общая неврология.    
1.  Подготовка к практических занятиям –теоретическая подготовка и отработка практических навыков. 16 Текущий контроль на практических занятиях
2. Самостоятельная обработка тем, которые не входят в план аудиторных занятий:    
2.1 Главные этапы развития неврологической науки 2 Итоговый модульный контроль
3. Индивидуальная самостоятельная работа 2  
  Составление задач из топической диагностики; создание схем корково-мышечного и чувствительных путей    Схемы корково-мышечного и чувствительных путей
  ВМЕСТЕ 20  
  Специальная неврология.    
5. Подготовка к практических занятиям –теоретическая подготовка и обработки практических привычек. 39 Текущий контроль на практических занятиях
6. Обработка тем, которые не входят в план аудиторных занятий:    
6.1 Деменции   2 Итоговый модульный контроль
6.2 Паразитарные заболевания нервной системы, прионовые инфекции, нейроберрелиоз. 2 - “ -
6.3 Врачебные препараты, которые применяются в неврологии. 2 - “ -
7. Индивидуальная самостоятельная работа 2  
  Составление задач «Шаг-2», подготовка докладов на научную конференцию, участие в межвузовских олимпиадах.    
8. Подготовка к итоговому модульному контролю  8 Итоговый модульный контроль
  ВМЕСТЕ СРС с дисциплины, 55  




Содержание программы

ОБЩАЯ НЕВРОЛОГИЯ.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. Введение. Симптомы двигательных и чувствительных разладов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: