Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета анализирует полноту и своевременность поступлений доходов федерального бюджета, кассовое исполнение федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.
Счетная палата ежеквартально представляет палатам Федерального Собрания оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводится анализ данных о доходах, расходах и об источниках финансирования дефицита федерального бюджета. Данные оперативного анализа хода исполнения федерального бюджета и контроля за организацией его исполнения в текущем финансовом году используются при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
III. Последующий контроль в ходе проверки исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ за отчетный финансовый год в целях определения соответствия фактических показателей исполнения бюджетов показателям, утвержденным соответствующими законами о бюджете, полноты и своевременности исполнения показателей бюджета, в ходе внешней проверки годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета в целях установления законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности, эффективности использования средств бюджетов, а также в ходе проведения тематических проверок.
|
|
Счетная палата осуществляет комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчетном финансовом году.
Счетная палата осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и подготавливает заключения по каждому главному администратору средств федерального бюджета. Заключения по каждому главному администратору средств федерального бюджета представляются в Государственную Думу и Совет Федерации. Счетная палата осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнении федерального бюджета и подготавливает заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета. Заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляется в Правительство Российской Федерации. Счетная палата осуществляет проверку отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и подготавливает заключения на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Заключения на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации представляются в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляются в Правительство Российской Федерации.
|
|
Помимо рассмотренных видов Счетная палата также организует свою работу по следующим направлениям деятельности:
1)Внешний государственный аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета.
Счетная палата осуществляет государственный аудит (контроль):
· объемов и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, государственных внутренних и внешних заимствований;
· погашения государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и расходов на его обслуживание;
· эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка использования государственных займов и кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
· эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка предоставления и реализации государственных гарантий;
· эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка размещения средств федерального бюджета в банках и иных кредитных организациях;
· эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка предоставления средств федерального бюджета иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам;
· объема и структуры долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией;
· эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета.
2) Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения федеральным имуществом (в том числе от его приватизации, продажи); от управления объектами федеральной собственности.
3) Внешний государственный аудит (контроль) банковской системы
Счетная палата осуществляет государственный аудит (контроль):
1) деятельности Банка России, его структурных подразделений, других банков и небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему РФ, в части обслуживания ими федерального бюджета и других федеральных денежных средств;
2) деятельности Банка России по обслуживанию государственного долга РФ;
3) счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне».
Счетная палата осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми на основании предложений Национального финансового совета.
Также Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения (рис. 7.)
Рис. 7. Направления экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты
По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счетная палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:
|
|
1) запросов Президента Российской Федерации;
2) поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;
3) запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;
4) запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; запросов Правительства Российской Федерации;
5) запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения принимается Коллегией Счетной палаты. В случае отказа Председатель Счетной палаты возвращает запрос с указанием причин отказа. Заключения Счетной палаты не могут содержать политические оценки решений, принимаемых государственными органами по вопросам их ведения.