Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом

После сего разводного учения, когда оное будет учинено, по приходе развода в главную квартиру, куда оный приходит до рассвета, а на рассвете выходит уже на площадь, штаб-офицер того полку, чей развод, командует: под курок и начинает в присутствии всего генералитета, штаб- и обер-офицеров говорить к солдатам их наречием наизусть следующее.

Каблуки сомкнуты, подколенки стянуты! Солдат стоит стрелкой! Четвертого вижу, пятого не вижу.

Во фронте солдат стоит стрелкой, имея каблуки сомкнутыми, подколенки стянутыми. Равняться так, чтобы видеть четвертого от себя человека, но пятого не видеть.

Военный шаг аршин, в захождении полтора аршина. Береги интервалы! Солдат во фронте на шагу строится по локтю; шеренга от шеренги три шага, в марше два; барабаны не мешай!

-63-

 


Стратегия духа

Движения в строю делать шагом аршинного размера, при захождении — полутора-аршинного. При движении не терять интервалов. В строю становиться локоть к локтю; шеренга за шеренгой в трех шагах, на марше в двух.

Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. — Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко; пуля обмишулится, а штык не обмишулится; пуля дура, а штык молодец! Коли один раз! Бросай бусурмана со штыка! — мертв на штыке, царапает саблею шею.

В этом пункте сделана превосходная оценка относительно достоинства холодного и огнестрельного оружия. Огнестрельное требует припасов, которые не всегда могут быть, следовательно, пулю нужно беречь; пуля делает промахи чаще, чем штык, следовательно, пуля дура, а штык молодец! Суворов не упоминает при этом, что стрелять может и не храбрый, между тем как для штыка храбрость — необходимое условие; не упоминает потому, что распространяться об этом при учении солдат бесполезно.

Затем, переносясь мыслью в бой, он делает резкий очерк того, как должен действовать солдат один на один с противником, и этот очерк весь устремлен опять на то, чтобы показать преимущества штыка пред пулей: «Коли один раз и бросай басурмана со штыка потому что, хоть и мертвый (не допускает мысли, чтобы после удара штыком он еще остался жив), может оцарапать саблей шею».

Сабля на шею! Отскокни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше. Береги пулю в дуле; трое наскочат — первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун!

От удара саблей по шее отскокни шаг и ударь опять: коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше. (Когда Суворов видал и больше, то солдат разве мог усомниться, после такого заверения, в действительности и превосходстве штыка?) Новый возврат к сбережению пули и к предпочтению ей штыка.

-64-


Суворовская «Наука побеждать»

В атаке не задерживай! Для пальбы стреляй сильно в мишень! На человека пуль двадцать купи свинцу, из экономии немного стоит. Мы стреляем цельно! У нас пропадает тридцатая пуля, а в полевой и полковой артиллерии разве меньше десятого заряда?

Фитиль на картечь! Бросься на картечь — летит сверх головы! Пушки твои, люди твои! Вали на месте! Гони, коли! Остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать! Они такие же люди.

Умирай за дом Богородицы, за Матушку, за Пресветлейший Дом! Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!

При атаке быстро подаваться вперед. Для искусства в стрельбе чаще стрелять в мишень; израсходовать пуль двадцать на человека (вероятно, для годовой практики) не много стоит. Мы стреляем метко только тридцатая пуля пропадает. (Сказано для того, чтобы поддержать доверие солдата к ружью; известно, что даже теперь стрельба далека от такой страшной действительности.) А в полевой и полковой артиллерии разве теряют меньше десятого заряда?

Неприятель фитиль на картечь (т.е. на орудие, заряженное картечью) — бросаться на картечь: только при этом она летит сверх головы. И чтобы не останавливать долго внимания солдата на этой тяжелой минуте, тотчас же переходит к последствиям решительности и к тем нравственным побуждениям, которые всегда вызывали и вызывают самоотвержение в сердце русского солдата. «Пушки твои! Люди твои! Гони, коли! Остальным давай пощаду! Грех напрасно убивать — они такие же люди1 Умирай за дом Богородицы, за Государя, за царствующий дом. Церковь Бога молит за убитых, а оставшимся в живых честь и слава!»

Обывателя не обижай! Он нас поит и кормит. Солдат не разбойник. Святая добычь! Возьми лагерь! — все ваше. Возьми крепость! — все ваше.

-65-

 


Стратегия духа

В Измаиле, кроме иного, делили золото и серебро пригоршнями. Так и во многих местах. Без приказа отнюдь не ходи на добычь!

Этого не только требует справедливость, но и разумно сознанные выгоды армии. Обыватель не только поит и кормит, но и дает подводы, и доставляет сведения, — до тех пор, пока он не разорен. Но как только разорен, он обращается из помощника армии во врага ей: ему терять нечего. «Возьми крепость, возьми лагерь, все ваше: это святая добычь. В Измаиле и в других местах делили золото и серебро пригоршнями (!)». Но указав эту приманку в добыче, он по весьма понятной причине прибавляет: «Без приказа не ходи на добычу»... Уменье держать солдата в руках заключается не в том, чтобы без толку запрещать вещи, которым помешать нельзя, а в том, чтобы позволить их в меру и вовремя.

В баталии полевой три атаки: в крыло, которое слабее; крепкое крыло закрыто лесом: это не мудрено! Солдат проберется и болотом. Тяжело через реку, без мосту не перебежишь. Шанцы всякие перескочишь. Атака в середину не выгодна, разве конница хорошо рубить будет, а иначе сами сожмут. Атака в тыл очень хороша, только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело.

В этом параграфе объяснены условия выбора пункта для атаки; следовательно, по мнению Суворова, это должны были знать не одни начальники, но и солдаты. Это служит еще раз доказательством того, с каким постоянством добивался Суворов понимания всякого предприятия всеми без исключения чинами армии. Замечательно, как ловко в этом пункте Суворов, высказав, что для атаки лучше выбирать слабейшее крыло, тотчас же переходит к тому, что и крепкое атаковать не мудрено, что лес, болото, укрепления не останавливают солдата, и только «через реку тяжело» (а не невозможно). Таким образом он, намекнув на соображения, которыми должно руководиться при выбора пункта для атаки, в то же время избегает

-66-


Суворовская «Наука побеждать»

опасности быть понятым слишком безусловно, т.е. будто только слабые пункты атаковать можно. Суворов знал, что в практике лучшее не есть всегда возможное и что кто стремится к лучшему, тот зачастую упускает возможное и ничего не достигает. Затем, указав свойства атаки на центр и тыл, он переходит сначала к боевому порядку, потом к действию в поле против неукрепленной и укрепленной позиции и, наконец, к штурму укреплений, усиленных искусственными преградами. И во всем этом об обороне опять ни слова.

Баталия в поле: линиею против регулярных, кареями против басурман, колонн нет. А может случитца и против турков, что пятисотному карею надлежит будет прорвать 5-ти и 7-ми тысячную толпу с помощию фланговых кареев. На тот случай бросится он в колонну; но в том до сего нужды не бывало. Есть безбожные, ветреные, сумасбродные французишки; они воюют на немцев и иных колоннами! Если бы нам случилось против них, то надобно нам их бить колоннами ж!

Особенно замечателен конец пункта о боевых порядках, советующий бить французов колоннами же. И это было писано в 90-х годах, когда революционная армия едва начинала свои кампании. Если рядом с этим припомнить, что под Аустерлицем в 1805 году мы дрались еще в тонких линиях, станет ясно, до какой степени он мало был понят и скоро забыт.

Баталия на окопы — на основании полевой! Ров не глубок, вал не высок! Бросься — в ров, скачи через вал, ударь в штыки, коли, гони, бери в полон! Помни, отрезывать! Тут подручнее коннице. В Праге (предместье Варшавы) отрезала пехота, да тут были тройные и большие окопы и целая крепость, для того атаковали колоннами.

Т.е. атака на окопы ведется линиями, как и атака на неукрепленную позицию Но если окопы в несколько линий, то

-67-







Стратегия духа

лучше идти колоннами, как было сделано для атаки Праги. Порядок атаки изложен настолько, насколько солдату и его непосредственным руководителям знать нужно, чтобы находить ее делом нетрудным: «Ров не глубок, вал не высок: бросься в ров, скачи через вал, ударь в штыки, коли, гони, бери в плен, помни отрезывать! Впрочем, последнее сподручнее для конницы. В Праге отрезала пехота, потому что кавалерии негде было ни пройти, ни действовать — мешали тройные, большие окопы и целая крепость».

Штурм. Ломи через засеки, бросай плетни через волчьи ямы, быстро беги! Прыгай через палисады, бросай фашины, спускайся в ров, ставь лестницы! Стрелки, очищай колонны, стреляй по головам! Колонны, лети через стены на вал, скалывай! На валу вытягивай линию! Караул к пороховым погребам, отворяй ворота коннице! Неприятель бежит в город, его пушки обороти по нем. Стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо: недосуг за этим ходить! Приказ: спускайся в город, режь неприятеля на улицах! Конница, руби! В домы не ходи, бей на площадях; штурмуй, где неприятель засел! Занимай площадь, ставь гаубтвахт, расставляй вмиг пикеты к воротам, погребам, магазейнам! Неприятель сдался — пощада! Стена занята — на добычь!

В этом пункте изложена последовательность штурма на укрепление, усиленное засеками, волчьими ямами, палисадом на прикрытом пути и каменной одеждой отлогостей рва. Текст так энергичен и краток, что не мог не остаться в памяти последнего солдата; так обстоятелен, что к нему нечего больше прибавить, а остается вставить некоторые пропуски против повествовательного изложения, которые при изложении, принятом Суворовым, подразумеваются сами собою. «Ломи через засек, бросай плетни через волчьи ямы (то и другое устраивается перед гласисом или на гласисе), быстро беги (к гребню гласиса)! Прыгай через палисады, бросай фашины в ров1

-68 -


Суворовская «Наука побеждать»

Спускайся в ров, ставь лестницы (к эскарпу — отлогость рва, обращенная в поле), между тем стрелки — действуй по неприятелю. Колонны лети (по лестницам) через стены на вал, коли и опрокидывай неприятеля, выстраивайся на валу в линию (чтобы дать время подойти задним) и приставляй караулы к пороховым погребам (в валганге); отворяй ворота коннице. Как только неприятель обратится в бегство в город, оборотить его орудия по нем и открыть частую, но короткую ружейную и пушечную пальбу вдоль улиц: много на это времени терять некогда. По приказанию спускаться в город, резать неприятеля на улицах, конница руби! — в дома не ходи, а бей на площадях (чтобы люди не рассыпались и не увлеклись штурмом домов, а также добычей), штурмуй, где неприятель засел (т.е. где преградил путь к тем открытым местам, с которых его сбить нужно прежде всего). Заняв площадь, поставить караул и от него вмиг пикеты к воротам, погребам, магазинам! Как только неприятель сдался, бесполезной резни не продолжать, а, заняв всю стену, — на добычу».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: