Тема 12. Мотивация в управлении

Понятие и сущность мотивации. Концепция «экономического человека» А. Смита. Технологические методы в управлении (Элтон Мэйо).

Современные теории мотивации.

Содержательные теории мотивации (иерархия потребностей по А. Маслоу; теория потребностей Мак Клелланда; двухфакторная теория Герцберга) и особенности их применения в практике управления.

Процессуальные теории мотивации (теория ожиданий; теория справедливости; модель Портера-Лоурела) и особенности их применения в практике управления.

Мотивация и компенсация.

Социально-экономическая эффективность мотивационных моделей управления.

 

Тема 13. Методы контроля в управлении

Понятие и сущность контроля. Основные виды контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Основные средства осуществления предварительного контроля: реализация определенных правил, процедур и линий поведения.

Осуществление текущего контроля: системы обратной связи и организационные системы с обратной связью. Фундаментальные элементы систем (биологические или организационные) обратной связи: имеют цели; используют внешние ресурсы; преобразуют внешние ресурсы для внутреннего использования; следят за значительными отклонениями от намеченных целей; корректируют эти отклонения для того, чтобы обеспечить достижение целей.

Процесс контроля: выработке стандартов и критериев; сравнение достигнутых результатов со стандартами; принятие необходимых корректирующих действий.

Поведенческие аспекты контроля.

Характеристики эффективного контроля: стратегическая направленность контроля; ориентация на результаты; соответствие делу; своевременность контроля; гибкость контроля; экономичность контроля.

Информационно-управляющие системы (ИУС) в планировании и контроле: необходимость в формальной информационной системе; компьютерная революция и ИУС; проектирование ИУС; повышение эффективности ИУС.

 

Тема 14. Групповая динамика и руководство.

Группы и их значимость. Формальные и неформальные группы. Развитие неформальных организаций и их характеристики. Управление неформальной организацией: модель Хоманса. Факторы, влияющие на эффективность работы группы: размер; состав; групповые нормы; сплоченность, групповое единомыслие; конфликтность; статус членов группы; роли членов группы.

Руководство: власть и личное влияние. Формы власти и влияние: власть основанная на принуждении; власть основанная на вознаграждении; экспертная власть; эталонная власть; законная власть.

Практическое использование влияния.

Лидерство: стиль, ситуация и эффективность.

Применение подходов к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

 

Тема 15. Работа с кадрами менеджмента

Современные методы работы в системе управления кадрами. Технология управленческого труда, организация подбора и расстановка кадров менеджмента. Методы и критерии оценки эффективности управленческого труда. Подготовка и переподготовка кадров менеджеров. Аттестация кадров. Совершенствование работы с кадрами управления.

Понятие стиля управления. Классификация стилей управления. Методы применения стилей управления. Эффективность применения конкретного стиля управления.

Рационализация управленческого труда. Возрастание роли кадров управления в развитии рыночных методов управления.

 

 

Тема 16. Операционный менеджмент. Управление производством

Производственные технологии и операции. Классификация производственных технологий (Дж.Вудворд).

Система операционного менеджмента. Логистика. Управление запасами. Управление производительностью. Система управления и ее подсистемы. Классификация операционных систем. Проектирование изделий и процессов в производстве. Оперативно-календарное планирование. Размещение производства. Размещение оборудования. Стратегия и техническая политика предприятия, современный уровень развития производственных систем. Производственные мощности, месторасположение, проектные решения.

 

Тема 17. Управление качеством продукции

Конкурентоспособность продукции и организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности продукции.

Контроль качества продукции и качества работы организации. Виды контроля качества продукции. Методы контроля качества продукции и качества организации. Задачи и функции служб управления качеством в организации. Оценка эффективности управления качеством продукции.

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар 1.

Примерный план и вопросы для обсуждения:

1. Деятельность человека: потребность в управлении;

2. История теории и практики управления;

3. Менеджмент: концепция, искусство, профессионализм;

4. управление: наука или искусство? (реферат);

5. модели управления организацией (реферат).

6. Современные тенденции в менеджменте;

7. Различные научные школы в развитии науки управления: школа научного управления; классическая школа в управлении; школа человеческих отношений; школа науки о поведении; школа науки управления или количественный подход;

8. Различные подходы в развитии науки управления: процессный, системный и ситуационный подходы; реинжиниринг бизнес-процессов.

9. Основные категории управления.

 

Вопросы для самостоятельной работы

и коллективного обсуждения

1. Проанализируйте понятия «управляющий» и «менеджер».

2. Попробуйте определить, кто, по-вашему, хороший управляющий или менеджер?

3. Проанализировав мнение ученых и практиков, предложите и кратко обоснуйте ваше мнение по вопросу «современный менеджер – необходимые качества (компетенции)».

4. Существует мнение, что «менеджер должен обладать способностью быть различным в различных условиях, чтобы соответствовать требованиям обстановки в процессе управления». Письменно выскажете собственное мнение по данному вопросу.  

 

Семинар 2.

Примерный план и вопросы для обсуждения:

1. Основные закономерности и принципы менеджмента.

2. Социально-экономические условия функционирования менеджмента.

3. Основное содержание законов управления.

4. Классификация законов управления. Место законов в теории и практике управления.

5. Место принципов в системе познания теории управления: законы – принципы – методы управления.

6. Содержание, характер воздействия и механизм использования в практике управления.

 

Вопросы для самостоятельной работы

и коллективного обсуждения

1. Сопоставьте между собой общие и частные законы управления и выскажете собственную точку зрения на их классификация.

2. Предложите собственную классификацию законов управления. Какие, по-вашему мнению, законы самые важные, какими (если таковые имеются) можно пренебречь в повседневной работе фирмы?

3. Проанализируйте принципы управления организацией, предложенные А. Файолем. Какие, по-вашему мнению, актуальны и сегодня?

4. Проранжируйте все принципы управления в соответствии с их значимостью для организации (можно предложить свой классификационный признак).

 

Семинар 3.

Примерный план и вопросы для обсуждения:

1. Заслушивание и обсуждение докладов по классическим источникам теории организации менеджмента.

2. Основные составляющие успеха менеджмента и задачи современного менеджмент а.

3. Особенности обучения менеджменту и роль образования в практической работе современного менеджера.

4. Что такое организация, организация как открытая система;

5. Уровни взаимодействия: индивид — группа — организация;

6. Типы организационных систем (механистическая—органическая);

7. Жизненный цикл организации (реферат);

8. Подходы к анализу организации (реферат);

9. Менеджер и его работа (что такое менеджер и его обязательства, умения и роли менеджера, содержание работы менеджера, качества менеджера);

10. Установление целей в организации: установление индивидуальных и групповых целей, управление по целям (УПЦ), участие в управлении.

 

Вопросы для самостоятельной работы

и коллективного обсуждения

1. Какие способы организации своего времени могут быть применены менеджером? Проанализируйте мнения практиков и теоретиков по данному вопросу и составьте собственное мнение.

2. Составьте портрет «идеального менеджера»: как он одевается, манера вести себя, мимика и жесты, стиль его поведения, распорядок рабочего дня и времени отдыха и т.д.

Тест «Организация малого бизнеса».

Семинар 4.

Примерный план и вопросы для обсуждения:

1. Какие основные переменные в организации следует учитывать руководству?

2. Опишите кратко основные концепции, имеющие отношение к структуре организации.

3. Опишите общие типы технологий, которые используются в современных организациях.

4. Почему задания разрабатываются и распределяются в соответствии с вертикальным и горизонтальным разделением труда в организации?

5. Почему разработка целей является мощным средством координации со стороны руководства?

6. Что такое технология по определению Дейвиса и Перроу?

7. Опишите кратко классификацию технологии по Вудворд и Томпсону.

8. Почему руководство обязано осознавать взаимосвязь внутренних переменных?

9. Каковы компоненты социотехнической подсистемы?

10. Определите такие понятия, как ценности, отношения, одаренность и восприятие.

Промежуточный тест по пройденным выше темам.

 

Семинар 5.

Примерный план и вопросы для обсуждения:

1. Управление – это процесс воздействия субъекта на объект, или наоборот?

2. Каковы четыре функции процесса управления?

3. Ответы на какие три основные вопроса дает функция планирования?

4. Каковы существенные характеристики функции организации?

5. Проведите различия между открытой и закрытой системами.

6. Что такое управление: наука или искусство?

 

Доклады:

1. Информация и ее роль в процессе управления.

2. Управление как процесс воздействия субъекта на объект.

3. Управление: наука или искусство?

Семинар 6.

Примерный план и вопросы для обсуждения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: