Анатомически подсознания не существует точно так же, как не существует, например, души. Но многие убеждены, что душа все-таки есть, а еще больше – уверены в том, что подсознание существует. Не знаю, как насчет первого, а вот второе есть точно, по крайней мере, в его функциональном значении.
А известно ли вам, что у человека имеются, как минимум, четыре области подсознания? И каждое из них выполняет совершенно разные задачи, и эти части нередко противоречат друг другу?
Сознание |
Социальное подсознание |
Актуальное подсознание |
Общее подсознание |
Телесное подсознание |
Сознание. То, чем, собственно, вы думаете. Основная задача сознания – взаимодействие с абстрактными понятиями (речь, знаковые системы), анализ и синтез информации. Именно оно, сознание, раскладывает все по полочкам. Не способно к запоминанию, умеет только кратковременно удерживать «в голове» некоторое количество информации. Не способно к существованию само по себе, а целиком и полностью обращается к слоям нашего подсознания.
|
|
Задачи, которые выполняет сознание при восприятии рекламы:
• распознавание информации (способность понять и осмыслить информацию),
• внимание и способность сосредоточиться (на источнике рекламы),
• анализ содержания (способно увидеть противоречия и воспринимать аргументы),
• оценка (симпатии и антипатии, «за» и «против», достоверно и недостоверно),
• сравнение и расчет (с другим опытом, с другими данными),
• интериоризация новых данных, язык а (незнакомые факты, новые слова),
• обобщение (включает информацию в цепь ранее структурированных событий).
Социальное подсознание. Совокупность социальных норм, понятий, взглядов, установок, форм поведения, мировоззрения. Определяет, как человеку себя вести, что делать в тех или иных случаях, «что такое хорошо и что такое плохо». Постепенно (многие и многие годы, буквально с рождения) программируется любыми влияниями (как внешними, так и даже своими собственными), и в дальнейшем, функционирует самостоятельно.
Задачи, которые выполняет социальное подсознание при восприятии рекламы:
• Проверка референции. Соответствие своим индивидуальным ценностям и нормам. Если, например, я не признаю расистских высказываний, то любое сообщение, в котором есть такие высказывания, будет расценено очень негативно.
• Цензура. Препятствует и подавляет все те сигналы, всю ту информацию, которая не соответствует индивидуальным нормам и ценностям человека.
• Торможение. Подавление иррациональных импульсов телесного подсознания. К примеру, всячески препятствует появлению и развитию определенных эмоций или поступков: нельзя убегать от врага – это стыдно; нельзя обижать людей; нельзя воровать и т.п. Фрейд называл эту часть подсознания Супер-Эго, Берн – нашим внутренним родителем.
|
|
Актуальное подсознание. Оно наполнено самыми разными навыками и умениями, какие нужны вам постоянно. Отвечает за заранее «готовые решения» и машинальные действия, за автоматизмы и стереотипы, о которых мы с вами уже говорили.
Вытесняет все то, чем мы перестаем пользоваться, и «выталкивает вперед» все то, чем мы пользуемся часто.
Его деятельность, как правило, не требует осознавания. Оно управляет нашей памятью и знаниями, оно все время реорганизует накопленный опыт. Именно оно, наше актуальное бессознательное, несет огромную ответственность за то, что мы помним и чего мы не помним.
Задачи, которые выполняет актуальное подсознание при восприятии рекламы:
• верификация (актуально – неактуально, достоверно – недостоверно, нужно – или ненужно),
• интериоризация (перенос из внешнего мира знания, опыта, навыков во внутреннее суждение – с помощью сознания или без его участия),
• структурирование и переструктурирование (интеграция информации в наиболее подходящую структуру знания либо инвентаризация знания, пересортировка),
• вытеснение (удаление из списка актуальных задач устаревшего знания или опыта),
• извлечение (включение в список актуальных событий ранее вытесненного опыта).
Общее подсознание. Общий, недифференцированный банк памяти, свалка всего на свете. Туда «сбрасывается» все, что неактуально для текущей сознательной деятельности.
Допустим, если у вас кардинально сменилась сфера деятельности, то ваши знания и опыт интересов прошлого будут вытесняться в общее подсознание, а оттуда – извлекаться все то, что актуально текущим интересам.
Как правило, прямой сознательный доступ в общее подсознание закрыт, особенно для тех вещей, которые не играют сейчас в вашей жизни никакой роли (это далекое прошлое, ненужные или неиспользуемые знания, опыт, навыки).
Задачи, которые выполняет общее подсознание при восприятии рекламы: само по себе, абсолютно никаких, и никакое осмысленное или подпороговое обращение к нему невозможно.
Технически его можно задействовать, но при содействии других зон подсознания, например, актуального (любой школьник всегда вспомнит формулу воды) или телесного (вкус, знакомый с детства). Рекламный призыв обращен не к подсознанию, не к «свалке нашей памяти», а к структуре-посреднику, которая готова в ней покопаться.
Телесное подсознание. Осуществляет поиск приятного и избегание неприятного. Память обо всех эпизодах боли и эйфории. Сверхзадача – заботиться о целостности тела, любыми путями стремиться к удовлетворению его потребностей. «Вечно» хранит информацию обо всех навыках, связанных с телесной деятельностью (умение ходить, сохранять равновесие, стучать молотком, переключать коробку передач и так далее). Неподконтрольно влиянию сознания и недоступно для осознавания. В критических ситуациях «выключает» сознание, как перегревшийся двигатель автомобиля или раскалившуюся лампочку. Контролирует все вторичные сенсорные сигналы (о которых мы говорили в разделе 1.3).
Задачи, которые выполняет телесное подсознание при восприятии рекламы:
• слежение за сенсорными сигналами любого рода (такими, как движение, звук, свет, запах, любые сильные или «странные» сочетания сигналов),
• эмоциональные и двигательные подкрепления на значимые сигналы (стопперы),
• иррациональные эмоции и чувства по отношению к миру (симпатии и антипатии, доверие или враждебность),
• принудительное переключение внимания на «сверхценные» сигналы (то, что Черри назвал «эффектом вечеринки»),
|
|
• поиск приятного, избегание неприятного (полностью «ответственно» за тот факт, что «реклама от противного» не работает).
Исследования на эту тему проводились еще в 1940–50-х годах, когда выясняли, что работает эффективнее: страх от того, что человек что-то не делает, или привлекательность последствий того, что человек что-то делает. Допустим, в рекламе зубной пасты: одной группе испытуемых показывали фильм о том, как плохо иметь кариес вследствие того, что вы не пользуетесь определенной зубной пастой, – как это больно, как вам удаляют зуб, льется кровь, стоны и т.д. А в другой группе показывали фильм о красивых здоровых зубах вследствие пользования зубной пастой. Что выяснилось в итоге?
Фильм с мотивами боли и страха прекрасно запоминается, люди свободно воспроизводят его сюжет по истечении большого срока просмотра, а фильм с мотивами благополучия почти не запоминается. Но реклама, связанная со страхом, не побуждает к действию: люди хорошо ее запоминают, но не покупают рекламируемый товар; в то время как реклама позитивная в памяти не хранится, зато люди покупают присутствовавший там товар. Таким образом, к мотивам боли, страха, катастроф в рекламе обращаться не следует.
Сергей Горин. «В свободном полете»
Можно привести и другой тезис, ибо эта функция представляется особенно важной. Такие профессии, как хирург, костоправ или стоматолог, вызывают «тихий ужас» - даже при том, что люди этих профессий объективно делают благо.
Чем реже (идеально – никогда) они будут делать нам это «благо», тем лучше. Чем меньше боли, страха и опасности будет «видеть» телесное подсознание, тем лучше для рекламы. Чем больше приятного покоя и чувства безопасности, соблазнительных возможностей и вкусных перспектив «замечает» телесное подсознание, тем лучше.
Теперь давайте посмотрим, как работает рекламный стимул в контексте нашей системы сложного подсознательного кооператива.
Предположим, что некий мужчина перелистывает страницу журнала, а на ней размещен рекламный модуль, где очень соблазнительная красотка рекламирует чулочно-носочную продукцию фабрики «Малые утюги». И что же происходит в таком случае в закоулках его подсознания?
|
|
Рекламное сообщение |
|
Сознание |
Социальное подсознание |
Актуальное подсознание |
Общее подсознание |
Телесное подсознание |
Что бы еще, помимо этой красотки, ни было написано на странице данного журнала, вероятнее всего, она будет замечена в первую очередь. Об этом позаботится телесное подсознание, которое следит за всем, что может быть ему полезно и приятно.
Далее мужчина осознает, что, собственно, он видит, – и воззрится на эту красоту вполне осознанно и с неподдельным интересом. В этом ему поможет сознание. Другие интересы (например, статья о том, какой Бен Ладен злодей и нехороший человек, которую он читал только что) будут на какое-то время отодвинуты на второй и на третий план. Происходит осмысление получаемого сообщения.
В это же самое время социальное подсознание проведет независимую экспертизу этого сигнала и – «разрешит» его. Мужчина ничего не имеет против того, что в рекламе будет много красивых женщин. Это вполне в его интересах и соответствует его ценностям.
Наконец, в дело вступит актуальное подсознание, которое подскажет, что ни в данный, ни в ближайший момент времени нет никакой необходимости ни в чулках, ни в носках, ни в прочей атрибуции из жизни ног.
После чего сигнал телесного подсознания будет подавлен совместными усилиями сознания, актуального подсознания и социального подсознания, и мужчина вернется к чтению статьи о Бен Ладене. Все правильно. В самом начале книги уже говорилось о том, что желание без возможности (или необходимости) совершить действие или подавляется, или переключается на другие объекты.