Ты идешь по снежному плато, приближаешься к обрыву, выходишь к вершине снежного гребня. Остерегайся: он может висеть над пустотой.
Снежные карнизы обширными балконами выступают над пропастями. Снизу они хорошо видны, а сверху можно незаметно выйти на такой карниз и упасть вместе с ним.
Но и снизу карнизы опасны. Падая на крутые снежные склоны, они могут вызвать лавины. Да и само падение карниза — грозный обвал: ведь это сотни и тысячи тонн снега.
Карнизы обрушиваются от сильного ветра, от дождя, пропитавшего и утяжелившего снег, процессов испарения и конденсации в толще снега, о которых мы уже говорили. Часто рушатся карнизы и во время снегопадов: ветер наметает на них новый груз снега.
Сугробы всегда образуются за препятствиями, которые нарушают ветровой поток. Когда ты пойдешь в сложные лыжные походы, то заметишь, что снежный сугроб во время пурги образуется не перед палаткой со стороны ветра, а за палаткой. В горах края плато и гребни — это препятствия для ветра, а карнизы — висячие сугробы.
Когда приближаешься к карнизу сверху, его легко принять за начало пологого снежного склона.
Карниз скрывает обрыв, делает его совершенно невидимым. Это бывает, когда взгляд, скользя мимо безукоризненно белого края карниза, уходит в глубину, а там, внизу, снежный склон тоже белый, ровный, гладкий и без камней. Этот склон глубоко
внизу, а нам кажется, что он рядом, что он начинается у нас под ногами — коварный обман зрения.
Столь опасный эффект особенно часто возникает при ярком, но рассеянном солнечном освещении: при «мягком» свете, когда попадаешь в тонкое легкое облачко, насквозь про-низаняое солнечными лучами. «Мягкий» этот свет потому, что не дает теней. Тени пропадают, остаются только два цвета: белый — цвет снега и черный — камней. Это «белая мгла».
Как-то зимой в горах, стоя на чистом снежном склоне лицом к долине, я вдруг увидел далеко внизу маленький черный прямоугольник и подумал, что это трактор. Я очень четко видел его далеко внизу.
Я показал на него товарищу, а он ничего не увидел. Я разозлился: как можно не заметить, когда так хорошо видно! Некоторое время мы препирались, пока выяснилось, что я показываю на лежащий в трех шагах от нас пустой спичечный коробок — мой товарищ только что выкинул его.
Случай этот безобидный, но иногда приближаешься к обрыву и внезапно с удивлением узнаешь об этом только потому, что вдруг увидел далеко внизу след — борозду от упавшего камня.
В «белую мглу» даже самые хорошие очки с темными стеклами плохо помогают. В крайнем случае можно разведать путь, закидывая вперед на веревке какой-нибудь предмет.
Но основная гарантия безопасности в горах — внимательное хождение в связке и отличное владение техникой страховки.
Ледники
Снег, пролежавший все лето, становится твердым и жестким — это фирн. В больших горах встречаются целые поля, наклонные или почти плоские, целые квадратные километры фирна. Сверху на него выпадает новый снег. К середине следующего лета и он превратится в фирн. А старый фирн остался внизу, никуда он не пропадает.
Что же произойдет? Фирновое поле будет становиться все выше и выше?
Нет, выше оно не станет. В безветренную тихую погоду снег ложится легким пухом и кубический дециметр такого снега весит всего 50 граммов.
Стоит снегу полежать несколько часов, как он начинает уплотняться и весит уже 150 граммов на кубический дециметр. А бывает, что сильный ветер уплотняет снег сразу до 200 и даже до 250 граммов. На таком снегу почти не остается следов. Летом, намокая днем и замерзая ночью, снег еще больше уплотняется. Теперь его удельный вес доходит до полу килограмма на кубический дециметр. Он уже в десять раз тяжелее и плотнее снежного пуха.
Теперь легко подсчитать, что если за зиму выпало 2 метра легкого снега, то этот же снег к середине лета будет толщиной всего. 20 сантиметров. В действительности же еще меньше, потому что часть снега испарится: снег и лед в сухой морозный день (когда низкая относительная влажность) испаряются.
. Предположим, что к концу лета осталось 10 сантиметров снега от предыдущей зимы. Этот слой ушел под новый зимний снег и практически больше испаряться не будет.. За десять лет накопится десять слоев снега, которые составят... Какую толщину? Один метр?
Нет, меньше, потому что нижние слои, испытывая давление верхних, продолжают уплотняться. Уже 700 и 800 граммов и даже больше будет весить кубический дециметр глубинного снега. Только он уже не снег, а лед. Ведь снег — это угловатые ледяные кристаллики, рыхло уложенные, а между ними — воздух. Если снег в течение длительного времени сильно сжимать, кристаллики уплотнятся и срастутся. Толщина такого слоя льда уже не 10 сантиметров, а около 6.
Годовые слои льда можно ясно видеть там, где обрушиваются ледники, где от них отламываются глыбы льда. Иногда такие «осколочки» — величиной с двухэтажный дом, а на месте откола образуются ледяные стены высотой с десятиэтажный и выше. И всюду хорошо видны слои... Потому что на каждый годовой слой летом ветер приносит пыль. Только глубоко в толще ледника слои уже от
времени стираются и лед становится монолитным, чистым, голубым и зеленоватым.
Но что происходит дальше со снегом и льдом?
Весной в морозную ночь можно проделать несложный опыт. Возьмем сосульку подлиннее и укрепим ее на улице горизонтально или наклонно. Поближе к ее тонкому концу привесим груз потяжелее, но примерно вдвое легче того, который сломал сосульку. Оставим это сооружение на всю ночь, а утром увидим, что сосулька стала кривой: груз согнул ее.
Лед под нагрузкой подвержен пластическим деформациям. Он течет, как очень густая и очень вязкая жидкость. Если лед сильно сжать в сосуде из толстой брони с отверстием в стенке, то он будет медленно вытекать из отверстия. Но давление должно быть огромным, иначе ждать придется, пожалуй, тысячу лет.
Под фирновыми полями и под слоями льда развивается огромное давление, потому что груз сверху значительный. На перевальных плоских седловинах и на обширных пологих склонах толщина льда достигает десятков и даже сотен метров. А на ледяных куполах острова Гренландия — еще больше. Но самые толстые массивы льда в Антарктиде: свыше четырех километров толщины.
Но и десятков метров на перевальной седловине хватает, чтобы лед медленно выдавливался снизу и стекал по обе стороны перевала по склонам. Так зарождаются ледники.
Чем круче склоны, тем скорее вытекают ледники, тем быстрее лед уходит с перевала. Если же вдруг пойдут один за другим годы с необычно обильными снегопадами, то толщина снега и льда на перевале возрастет, давление внизу увеличится, и лед начнет быстрее выдавливаться. Поэтому от снега перевалы не становятся выше.
Ледники образуются не только на перевалах, но и на пологих склонах, на куполообразных вершинах и в цирках, Со склонов горы Эльбрус стекает 77 ледников.
Ледник движется, ползет вниз. Голова его внизу, а хвост наверху. Голова, которую называют языком ледника, тает, хвост в области питания непрерывно нарастает. А по леднику против его движения поднимаются туристы и альпинисты. Потому что по этой ледяной дороге часто пролегает самый удобный путь.
Леднику на его собственном пути встречаются препятствия. Выползая из кара, он вынужден прыгать вниз с высокого скального уступа, а натыкаясь на неровности дна долины, приостанавливается и под напором растущего хвоста вспухает, утолщается. Иногда, наоборот, он растягивается, потому что голову снизу подмыло и она заскользила вперед. На крутых участках долин, на перегибах ледник тоже растягивается и так сильно, что совсем разламывается. Разломы ледника (ледниковые трещины) — основное препятствие для туристов и альпинистов.
Трещины глубоки. Настоящие пропасти высотой с десятиэтажный дом и даже выше. Сравнение с десятиэтажным домом встречается у нас не первый раз, и оно не случайно: имеется в виду высота 30 метров — критическая для ледяных образований. На глубине 30 метров давление таково, что лед течет и трещины смыкаются, а ледяные столбы и стены выжимают из-под себя свой фундамент. Конечно, треснуть ледник может и на всю толщину, скажем на 200 метров вглубь уйдет провал, но через несколько лет на глубине 30 метров трещина сомкнётся.
Особенно коварны ледники, закрытые сверху снегом. Их так и называют — «закрытые ледники». На них трещины не видны: идет человек спокойно по снежному полю, потом раз... и пропал. На месте его исчезновения зияет в снегу маленькое черное отверстие, а дна нет.
Но упавший в трещину шел по леднику в связке со своими друзьями: они шли втроем или вчетвером, на расстоянии 10—15 метров друг от друга. Первый в связке шел без запаса веревки, остальные держали в
руке по два-три метровых ее кольца. Когда первый провалился, идущий за ним зажал веревку в руке и удержал упавшего. Обычно это легко удается, потому что веревка врезается в снег на краю трещины и тормозится.
Но то же самое трение веревки о край трещины не дает поднять висящего внизу. Для подъема человека из трещины нужна очень большая сила и разработаны специальные приемы. Этих приемов много, они интересны, иногда очень остроумны, и ты с удовольствием и с пользой в будущем узнаешь о них.
Когда ледник подползает к обрыву, то нависает над пропастью, время от времени глыбами весом в сотни тонн откалывается и падает. Грохот ледяных обвалов прокатывается по горам. Внизу глыбы накапливаются, давят друг на друга, снова спрессовываются, смерзаются, превращаются в новый ледник, и он ползет дальше. Верхний ледник называют висячим, а нижний — возрожденным. Понятно, что стоять под языком висячего ледника нельзя.
Толстый мощный ледник может затопить обрыв непрерывной ледяной массой. Но ледник вынужден сильно изгибаться и, разламываясь во многих местах трещинами, образует гигантскую ледяную лестницу. Ступени ее время от времени обрушиваются. От них остаются столбы и башни. На солнце они подтаивают, и получаются острые высокие зубья — сераки.
Рваные крутые участки ледников называют ледопадами. Ледопады бы вают очень большими. Иногда они тянутся на километры. Ледник подчас от языка до самых истоков изуродован ледопадами, и сам он — сплошной ледопад. А по бокам его могут быть такие сложные скальные стены, что к перевалу приходится идти через ледопад..
В лабиринте трещин, ступеней и сераков трудно отыскать путь. Иногда труднее, чем преодолеть сложнейшую скальную стену. В ледопадах можно заблудиться: войдешь, а выйти назад не можешь — путь всюду прегражден. На ледопадах замечают
дорогу, чтобы в крайнем случае вернуться по своим следам. Проходить ледопады стараются утром, пока солнце не нагрело льды.
Если ледник засыпан снегом, то широкие трещины все равно зияют, но через них есть снежные мосты. По таким мостам переползают по очереди, очень осторожно и с надежной страховкой.
Бывают ледники относительно безопасные для прохождения. Это, как правило, открытые ледники: с них стаял снег, и трещины хорошо видны. К тому же трещин может быть совсем мало. По таким ледникам часто прокладывают маршруты для начинающих туристов. Опытные инструкторы намечают путь, маркируют его деревянными вехами. Нужно четко придерживаться этого пути и на всякий случай идти в связках. Тогда ледник превращается в удобную дорогу, ведущую к перевалу.
А на большой высоте по ледникам, засыпанным толстым слоем снега, с удовольствием спускаются горнолыжники.
До встречи в горах
Мы не разбираем с тобой всего арсенала альпинистского снаряжения, но о некоторых предметах мне хочется рассказать.
Ты видел горные значки, значки альпинистских клубов, отдельных экспедиций, туристские горные значки? Редкий из них обходится без изображения ледоруба — он стал символом романтики горовосхождений. И не случайно. Ледоруб для человека в высоких горах — это и сила, и цепкость, и уверенность, без него зачастую как без рук.
Ледоруб имеет лопатку и клюв и насажен на древко из прочного дерева со стальным штыком на конце. Лопаткой и клювом работают на льду, а штыком — на снежных склонах.
Сорвавшись на снегу, переворачиваются на живот и, перехватив ледоруб одной рукой за шейку лопатки, а другой за древко у основания штыка.
изо всех сил вонзают штык в снег. Так тормозят падение и обычно задерживаются. Но второй в связке стоит на страховке. Он наготове, он остановит веревкой, если падение продолжится. При этом ему поможет забитый в снег на все древко ледоруб.
Уже в первых несложных походах часто придется траверсировать снежные и травянистые склоны средней крутизны. В такие походы стоит взять ледоруб, или альпеншток, или просто заостренную палку.
Ледоруб держат двумя руками. Если склон справа, то левой рукой держат за шейку лопатки (альпеншток — за древко вверху), а правой — за древко поближе к основанию штыка. Штыком упираются в склон.
Но задержаться на склоне при соскальзывании ног ты сможешь только, если правильно воспользуешься ледорубом.
Представь себе модель в виде чертежного циркуля на склоне. Пусть одна ножка циркуля тупая и скользкая (это твои ноги), а другая — острая, врезавшаяся в склон (это ледоруб). Если ножки циркуля взаимно закреплены, то острие одной верхней удержит циркуль на склоне. Но если ножки циркуля разъедутся, он соскользнет.
Теперь тебе ясно, что нужно держать ледоруб жестко. Очень жестко! И не менять его наклона, даже если ноги соскользнули.
Веревка тоже изображена на многих горных значках. Но, конечно, не в значках дело. Веревка в горах необходима. Современная альпинистская веревка сплетена из синтетического волокна, толщина ее 11 миллиметров (бывает толще, иногда тоньше) и прочность не менее полутора тонн. Это основная веревка, ею связываются между собой горовосходители. Казалось бы, зачем такой запас прочности, когда человек весит меньше ста килограммов? Но на деле прочность веревки совсем не избыток, в некоторых случаях (они-то и недопустимы) ее даже не хватает. Представь себе, что двое идут в связке и первый ушел на десять метров вверх. А второй страхует его, держа веревку в руках
и заложив ее за выступ скалы («точка страховки»). Тогда, если первый сорвется, он будет падать десять метров до «точки страховки» и еще десять метров вниз, а веревка может жестко заклиниться за выступом. Рывок будет так силен, что веревка порвется. Вывод: так ходить нельзя.
А как можно?
По этой книге ты не научишься страховке в горах, потому что по книге этому вообще нельзя научиться.
Я бы мог тебе рассказать, как стремятся не выходить высоко над «точкой страховки». О том, какие выступы скал для страховки не пригодны, о том, что веревку второй в связке не зажимает жестко, а протравливает, смягчая удар. Мог бы рассказать о степени опасности прямого падения, когда ушел прямо вверх, или падения «маятником», когда ушел от «точки страховки» вбок. И о нормах протравливания веревки при разных высотах падения, и о том, какие склоны опаснее при срывах — совсем отвесные или не совсем, скальные или ледяные, а то и снежные (снег еще ведь и сам сорваться может)... Мог бы, но стоит ли? Ведь даже специальные альпинистские справочники и инструкции научить не могут. Альпинист постигает «чувство веревки» и «чувство склона» в горах, ' под руководством инструктора. Человек человеку передает свой опыт уже на скале, на льду, на снегу, и каждое восхождение, начиная с самого первого, является и учебным и спортивным одновременно: инструктор, обучая тебя, охраняет твою жизнь, а ты, обучаясь, охраняешь жизнь инструктора. И тут уже всё совсем по-настоящему, потому что падать есть куда.
Страховка должна быть безошибочной, надежно обеспечивать задержание при срыве. Но даже если страховка сработала нормально, все равно срыв — это не так просто. Да, тебя удержат, но если даже не получишь ни единой царапины, останется психическая травма.
Александр Губанов (помнишь, он спас в горах Северного Уэлса швей-
царку Риту Верили) поделился со мной впечатлением о срыве во французских Альпах.
Он шел в связке с двумя своими товарищами. Уже не первый день они на стене. Непогода. На выступах собирается снег. Саша идет первым. Он сильно замерз, а участок сложнейший —на пределе человеческих возможностей. Пытаясь преодолеть нависший снежный карниз, Саша сорвался. Пролетел несколько метров, ударился о скалу, повис на веревке. Товарищи его удержали. Вот он поднялся к ним. «Цел?» — спрашивают. — «Да. Порядок». Но был далеко не такой уж порядок. Из-за тумана они попали на слишком трудный участок скалы. Они замерзали. Питание и бензин кончались. Времени для обхода не было. И назад слишком далеко.
А вершина близка. Там, с другой стороны, удобный спуск.
Надо пройти вверх. Но из них троих только Саша мог там пройт;: первым — недаром он один из сильнейших скалолазов мира.
«Но я не мог заставить себя опять идти туда, где только что сорвался. И мышцы от холода одеревенели»,— вспоминал он.
Тогда Саша разделся. Товарищ;' растерли его, согрели воды, держа примус в руках.
«Я выпил кружку кипятка. Надел выжатую одежду... Ну, в общем, прошел,— закончил он лаконичный рассказ,— но не хотелось бы еще такого».
Он сказал «не хотелось бы», но минутой позже с азартом рассказывал о планах своих будущих восхождений.
И альпинисты, и горные туристы, и скалолазы — все они «люди с гор». Без гор не мыслят жизни, мечтают о новых маршрутах. Встречаясь в городах, спрашивают друг друга: «Когда едешь в горы? Куда в этом году? С кем?»
Если тебе тоже захотелось в горы — готовься. Пройдут годы, и мы с тобой возможно там увидимся.
До встречи в горах!
Вода
Спортивный сплав по реке имеет одну принципиальную особенность: ты не распоряжаешься временем. Если на пешем ходу, на лыжах, при лазании в горах ты почти всегда можешь остановиться и обдумать создавшееся положение, то в быстрой водяной струе ты увлечен как бы самим потоком времени. Ты не можешь отсрочить момент встречи с препятствием, потому что плот и резиновую лодку не остановить, а на байдарке не всегда успеешь развернуться, и к берегу пристать не всегда и везде возможно.
Сплав по быстрой реке иногда сравнивают с игрой в шахматы: нужно решить задачу в ограниченное время. Но проигрыш на реке принесет ущерб не только престижу.
На первых порах технически сложные реки тебе недоступны. Это легко понять, если посмотреть, какого уров^ ня мастерства и знаний достигли опытные спортсмены-водники. И раз уж я обещал тебе рассказать о твоем будущем в спортивных путешествиях, то взглянем вместе и на кусочек «сложной воды»,
\ Водный рельеф и водные наездники
Когда выходишь на сложную реку, ждут тебя стоячие валы, прижимы, отбойные волны, свалы, водосливы, водосбросы, водопады, каскады порогов, шиверы, подводные, надводные и полузатопленные камни, гребенки, щеки, стрелки, вихревые течения, котлы, противотоки, вертикальные водовороты, сбои струй... от названий кружится голова.
Ничего! Постепенно разберешься в словесном хаосе и поймешь причудливое строение реки, мчащейся грозным водяным потоком в лабиринте каменных коридоров.
Вот течет река. На пути каменные ворота из двух высоких скал сжали ее в тиски. Скалы стоят здесь, наверное, миллионы лет, а река неизменно мчится им навстречу.
Но представь себе, вдруг произош ло невероятное: скалы двинулись вверх по реке, как два исполинских корабля, а она остановилась. Корабли мчатся нам навстречу вплотную к берегам, и от них по застывшей воде расходятся волны. От тупых носов каменных кораблей — левого корабля и правого — толстыми усами идут волны. Посередине реки они встречаются, громоздятся друг на друга, складываются и создают высокий мощный суммарный вал. Он мчится за кораблями, немного поотстав, но на постоянном расстоянии от них.
Но вот все опять встало на свое места: корабли застыли у берегов, река рванулась им навстречу. Волны от носов кораблей тоже застыли, потому что они хотя и идут, но буксуют на месте — их скорость равна скорости встречного хода реки. И грозный суммарный вал застыл как вкопанный на постоянном расстоянии от кораблей-скал, превратился в стоячий вал. Он грохочет пенным гребнем и поджидает большую надувную лодку, которую поток несет ему на расправу.
Трое гребцов веслами разворачивают лодку точно носом к валу. Лодка идет со скоростью потока, вода вокруг нее стоит, и гребцам кажется, будто скалы и впрямь устремились им навстречу, тянут за собой вал.
Скалы проносятся сбоку, сжатая река взгорбилась. Вал близко... В последний момент поток чуть-чуть отвернул нос лодки. Она взлетела косо вверх, углом, и загнутый гребень вала ударил по ней. Лодка опрокинулась.
Гребцы в воде. Рядом с ними перевернутая лодка. Взлетели на вершину вала. В следующий момент лодка и гребцы летят вниз в водяную яму, которую продавил падающий поток. Яма глубокая, вода со всех сторон рвется в нее, сшибается, встает новым валом, который река сносит ниже водяной ямы. Второй вал тоже стоячий, потому что он, как и первый, идет против хода реки.
Взлетая на второй вал, ловки? гребцы успели ухватиться за стропы.
протянутые по днищу лодки. Один из них даже пытается вскочить на днище. Когда лодка падает в следующую водяную яму, это ему удается. Третий вал подкинул лодку с седоком и с двумя прицепившимися и опять шзырнул вниз. А перед четвертым, последним, высоким валом двое оставшихся в воде мигом развернули лодку боком, третий же гребец на днище рванул на себя стропы, сам опрокидываясь. Четвертый вал помог ему — ударил по лодке снизу, я она перевернулась в нормальное положение.
Все трое гребцов вскарабкались в лодку, уселись на свои места, подобрали привязанные на веревках весла...
А из-за следующего поворота уже доносится рокот поджидающего их водосброса...
Кто эти лодочники-наездники? Кто научил их водной акробатике?
Они учились не по книгам. Они учились на реках, где валы поменьше. Учились у своих предшественников, когда те брали их по одному на плоты, управляемые опытными епорт-гменами. Такова преемственность в обучении мастерству покорения рек.
Конечно, гребцы в лодке не беззащитны. Они хорошо одеты и снаряжены. Они в теплых шерстяных костюмах, а от воды их защищают тонкие резиновые комбинезоны, как у подводников. Или на них надеты рубашки и колготы «калипсо» из мягкой микропористой резины. Поверх этих костюмов прицеплена защита из пенопласта: плечевые накладки, щитки на бедрах, наколенники, налокотники, щитки на голенях, которые должны предохранить от ударов о камни, а поверх всего надет спасательный надувной жилет. И, наконец, голова защищена прочным пластмассовым шлемом.