Элегия и ямбография: основные мотивы и авторы

Элегия

 «Элегия» у греков – термин преимущественно метрический: он указывает на соединение гекзаметра с пентаметром (пентаметр – гекзаметр с усечением последней краткости в обеих половинах стиха). Таким образом, элегический размер является наиболее близким к эпосу.

1.    Элегия гражданская. Прежде всего мы встречаемся в Греции, с самого начала VII в., с элегией воинственно-патриотической. Наиболее древним ее представителем является Каллин из Эфеса, который в своих элегиях увещевал жителей Магнезии сопротивляться напавшим на них киммерийцам. Известен Титрей (вторая половина VII в.). Написал элегию «Благозаконие», где восхвалял добрые мирные порядки и призывал защищать старину. Также написал «Советы», «Эмбатерий».

Воинственно-патриотическая элегия переходит в общегражданскую у известного афинского законодателя Солона (ок.635-ок.560). «Саламин» - поэмка в сто стихов. («Афиняне, утомленные долгой и тяжкой войной с мегарянами из-за Саламина (острова близ Афин — Л.О.), запретили Законом, под страхом смертной казни, предлагать гражданам вновь в письменной или устной форме продолжать борьбу за Саламин. Солона огорчало это позорное положение. Он видел, что многие молодые люди ждут только повода, чтобы начать войну, не решаясь сами начать ее из-за этого закона. Поэтому он притворился сумасшедшим; из его дома по городу распустили слух, что он выказывает признаки умопомешательства. Между тем, он тайно сочинил стихи, выучил их, чтобы говорить их наизусть, и вдруг бросился на площадь с шапочкой на голове. Сбежалась масса народа. Солон, вскочил на камень, с которого говорили глашатаи, пропел стихотворение, которое начиналось так:

 

С вестью я прибыл сюда от желанного всем Саламина

 

Стройную песню сложил, здесь, вместо речи, спою.

 

Это стихотворение носит заглавие „Саламин“ и состоит из ста стихов; оно очень изящно. Когда Солон пропел его, друзья его начали хвалить стихи, особенно настойчиво Писистрат советовал послушаться Солона. Тогда афиняне отменили закон и опять начали войну, а военачальником поставили Солона».(Солон, VIII) «Советы Афинянам» - несчастное состояние Афин, алчность знати и грозит большими бедствиями для всего народа. Солон проповедует меру. Элегия «Советы самому себе» носит нравоучительно-гномический (наставительно-афористический) характер. Он высказывает здесь мысль о том, что счастье заключается в славе и богатстве, но в сочетании со справедливостью.

2.    Любовная элегия. Ее представителем в VII в. является Мимнерм. Он воспевает радости молодости и ужасается перед надвигающейся старостью. Он предпочитает смерть старости и отсутствию наслаждений. Отличается меланхолическим образом мыслей в рассуждениях о человеческой жизни.

3.    Объединение общественной и личной лирики у Феогнида Мегарского. О Феогниде есть сведения, что он родился около 546 года до н. э., но мы будем иметь в виду весь Феогнидовский сборник, гораздо более позднего происхождения.

Для Феогнида характерны страстная полемичность, необычное раздражение и презрение к людям. Дошло около 1400 стихов: 1280 – наставления любимцу Феогнида, Кирну, и около 150 – любовная элегия.

Особенностью Феогнида является его необычайно страстный и в то же время мрачный аристократический образ мыслей. Это – проповедник насилия и жестокости, даже ненависти к черни. Он хочет «крепкой пятой придавить неразумную чернь, пригнуть ее под ярмо». Однако и к «благородным» он относится не лучше. «Благородные» погрязли в жадности и денежном фетишизме. Феогнид осуждает браки аристократов с «низшими» людьми ради денег, считает, что рабство существует от природы.

Для себя он отставляет честь, золотую середину, почитание богов и Правды. Это не мешает ему бросать гордый вызов Зевсу, допускающему большое зло на свете.

4.    Дидактическая лирика. Сюда прежде всего относится эпиграмма, которую следует понимать буквально в значении «надпись». Эпиграммы были посвятительные (богам), надгробные и адресованные отдельным лицам, представляя собой одно или несколько элегических двустиший с острой и тонкой мыслью афористического характера. Главными представителями эпиграммы являются Архилох и Симонид Кеосский.

 

Сюда относится чисто гномическая поэзия, состоящая из разного рода изречений (Фокилид).

Имелась также философская элегия (Ксенофан и Парменид в VI в., Эмпедокл в V в.).

 

 

Заключение об элегии

Из всех видов лирических произведений элегия наиболее близка к эпосу и метрически и содержательно.

Темы элегии в дальнейшем будут занимать философов, ораторов, историков, баснописцев. В александрийскую эпоху останется одна только эротическая элегия.

 

Ямб

 

Ямбическая поэзия возникла значительно раньше Архилоха (считается, что это его изобретение), вероятно, еще в связи с культом Деметры, т.е. восходит к фольклорным корням. (Как гласит гомеровский гимн, служанка элевсинского царя Келея, по имени Ямба, рассмешила скорбящую Деметру непристойными шутками. Ямбы употреблялись и в известные моменты праздничной процессии из Афин в Элевсин, когда по обычаю требовались как раз выражения насмешливого и шуточного характера).

Со словом «ямб» у греков соединялось представление о шуточном характере произведения, в то время как в новой литературе ямб является понятием исключительно метрическим.

Ямб – соединение краткого слога с долгим.

По метру ямбическая поэзия гораздо дальше от гекзаметра, чем элегия. Обыкновенно ямбический стих у греков состоял из трех ямбических диподий (соединение двух ямбов), которые образовывали собой ямбический триметр (шестистопный ямб) (т.к. ямб + трохей =хорей), родственны ввиду своей двудольности (трохей – соединение долгого слога с кратким), то было и соединение четырех трохеических диподий, составляющих трохеический тетраметр (восьмистопный трохей).

Разрабатывалась ямбическая поэзия слабее других и притом главным образом у ионийцев.

Главные представители ямбографии:

•     Семонид Аморгский (или Старший)

•     Гиппонакт Клазоменский

•     Архилох

•         

Архилох (начало VII в.).

Писал элегии, ямбы, гимны, басни, эротические стихотворения и эподы.

В ямбах выражал любовь к Необуле (у них был неудачный роман) с большой грацией, волнением.

Архилох поражает разнообразием своих ритмов, является изобретателем лирики. Он пользуется «паракаталоге» - исполнением, похожим на речитатив. Он сам сочинял музыкальные произведения для флейты. У него замечательное содержание лирики. Он – воин, любитель вина, женолюб и женоненавистник, поэт, «гуляка праздный», морально неустойчивый и страстный жизнелюбец, в конце концов еще и философ.

 

Семонид Аморгский

Родился на Самосе и жил в VII – VI вв. от него сохранилось несколько незначащих отрывков и два ямбических стихотворения глубокого содержания.

Первое развивает тему бодрости перед бедствиями жизни. По Семониду, все – от Зевса. Люди сами ничего не понимают в своей жизни, и поддерживает их только надежда. Не следует стремиться к счастью, так как несчастье все равно удел людей; но не нужно и падать духом и сокрушаться.

Второе (отрывок в 118 стихах) представляет собой сатирическое изображение десяти типов женщин. Женщины произошли от:

1)    свиньи (неряхи);

2)    лисицы (хитрые);

3)    собаки (злобные, порывистые);

4)    земли (рохли, ленивые);

5)    морской волны (изменчивые и капризные красавицы);

6)    осла (упрямые, обжоры);

7)    ласки (противные и проворные);

8)    лошади (кокетки);

9)    обезьяны (дурнушки и злюки);

10)  пчелы (трудолюбивые). Таких боги посылают на счастье мужу.

 

Гиппонакт Клазоменский (вторая половина VI в).

Родился в Эфесе, был изгнан тиранами, вероятно, за насмешки над ними, не ужился и в Клазоменах: какие-то два скульптора сделали его карикатурное изображение, которое и выставили напоказ. Гиппонакт мстил им язвительными стихами.

Тематика ямбов Гиппонакта свидетельствует о его весьма демократическом реализме, переходящем в настоящий натурализм. Он упрекает бога богатства Плутоса за то, что тот не дает ему денег, а Гермеса – за холод. Высказывается сатирически о женщинах, пишет сатиру на живописца.

Новшества его сказываются в языке, который является в значительной мере местным, даже со словами из азиатских наречий (входящих в специальные словари), а также в метрике, где он ввел так называемый холиямб или скадзон («хромой ямб»), - соединение ямбического триметра с трохеем.

Холиямб у Гиппонакта производит весьма живое, комическое впечатление, хотя в классическую эпоху он почти не употреблялся (расцвет его – в александрийские времена).

По своему стилю и мировоззрению Гиппонакт является зачинателем пародии, которую ввел не Генемон Фасосский (как это утверждал Аристотель) и не Гомер, равно как и не рапсоды, но именно Гиппонакт, берущий из эпоса возвышенные образы и делающих их смешными.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: