Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005. – 768 с

Белорусская социальная психология сформировалась в 1960-х годах. Ее становление имеет свою предысторию, определившую своеобразие развития и современное состояние. С определенной долей условности можно говорить о периодах ее развития:

1. Конституирования — до 1920-х годов — характеризующийся усилиями по конституированию социально-психологического знания как обладающего правом на самостоятельный статус.

2. Подготовительный — с 1920-х до середины 1960-х годов — характеризующийся формированием методологических оснований и приоритетов в социально-психологических исследованиях.

3. Педагогический — с середины 1960-х до конца 1980-х годов — характеризующийся исследованием социально-психологической феноменологии в условиях педагогической деятельности.

4. Экстенсивный — с 1990-х годов по настоящее время — характеризующийся расширением областей социально-психологических исследований и самоопределением в методологии и приоритетах исследований в новых исторических условиях.

Период конституирования социальной психологии пришелся на дореволюционные годы и осуществлялся в рамках Российской империи, роль Беларуси в которой была весьма незначительна. Поэтому вполне обоснованно говорить о том, что для этого периода были характерны те же особенности, что и для отечественной социальной психологии в целом, описанные в предыдущем разделе. Выделение данного периода как самостоятельного обусловлено необходимостью рассмотрения особенностей исторической ситуации зарождения социальной психологии, позволяющих понять последующую историю ее развития. К числу таких особенностей относится поиск предмета исследо­вания и конституирования как области знания, имеющей право на самостоя­тельный статус существования. Поэтому первые работы в области социаль­ной психологии акцентировали внимание на тех явлениях и фактах, не объясненных другими науками. Вот почему первые исследования концентри­руются на групповых процессах и явлениях.

Второй особенностью является необходимость популяризации социально-психологического знания с целью его внедрения в общественное сознание, что обусловило акцентирование внимания на тех вопросах, которые были этим сознанием востребованы. Наконец, третьей особенностью является интернациональный характер социально-психологического знания, проявляющийся в отсутствии в то время четко выраженных идеологических границ, свидетельством чему является перевод на русский язык практически любых заслуживающих внимания научных трудов, вне зависимости от их методоло­гической позиции. Это обстоятельство нашло свое выражение в том, что психологи того времени свободно оперировали интернациональными первоисточниками, дискутируя в свободном пространстве предметной и межпредметной областей. Примером являются первые работы Л.С. Выготского, отличительной особенностью которых была полемика без границ. Конечно, следует заметить, что и само социально-психологическое знание было не столь масштабным, что не позволяло стать ему локализованным в рамках одной государственной системы.

Революционный период 1920-х годов не мог не сказаться на развитии социальной психологии. Решение практических задач общественного устройства, характерное для конца 1910-х начала 1920-х годов, сменилось смещением акцентов на идеологию, что было обусловлено существованием в рамках враждебного окружения. Поэтому период относительного плюрализма в области методологии закончился и начался этап внедрения диалектико-материалистической методологии во все области научного знания. Такого рода внедрение осуществлялось через философию и педагогику, обеспечивающих трансляцию новой идеологии в сознании граждан. Именно под их влиянием и осуществлялся поиск исследовательских приоритетов и в социальной психологии в частности. В это время социальная психология как самостоя­тельная область знания делала только первые шаги в поиске своего предмета и места в системе не только психологического, но и социального знания в целом. Вполне естественно, что она, как включающая в свой предмет вопросы функционирования социальных групп, не могла не оставаться без внимания идеологов господствующего класса. Не обошли эти процессы и Беларусь. Подтверждением этого является тот факт, что первые работы в области социальной психологии были связаны с методологической проблематикой. В 1920 —1930-е годы методологические вопросы психологии активно разраба­тывались Б.Э. Быховским, С.Я. Вольфсоном, В.Н. Ивановским, С.3. Канценбогеном и др., принимавшими активное участие в широкой философской дискуссии, направленной против господства механицизма и субъективизма в научном познании. Эта дискуссия, проходившая в определенном историко-культурном контексте, привела к изменению методологических установок. Ярким примером этому является эволюция воззрений Б.Э. Быковского, исходно рассматривавшего учение 3. Фрейда как диалектико-материалистическое, а впоследствии — как субъективистское и мистическое. Государственная идеология начинает себя защищать, и эта защита, в конечном счете, приводит к превращению социальной психологии из интернационального знания в национальное, свидетельством чему является прекращение пуб­ликаций идеологически чуждых авторов после 1927 года.

Представленный исторический контекст делает понятным специфику по­следующего становления и развития белорусской социальной психологии, акцентирующей внимание в процессе становления на методологической и педагогической проблематике. Первый директор Научно-исследовательского института психологии и педагогики (1929) П.Я. Панкевич, под руководством которого в 1927 году были проведены выборочные исследования образа жизни, состояния нравственного сознания и быта студентов БГУ, известен попыткой реализации диалектико-материалистического подхода в практику социально-психологических исследований. Он обосновал, что изучению должно подлежать поведение людей, в процессе которого выявляется истин­ная природа индивида. Можно отметить роль психотехнической лаборатории, возглавлявшейся С. М. Василевским, проводившей исследования уровней общежизненного и общекультурного развития различных возрастных, поло­вых, национальных и социальных групп населения БССР. Ознакомление с содержанием этих исследований и выводами создает представление об их идеологической направленности. Однако использование психотехниками и педологами объективных методов психологического исследования привело к расхождению результатов с идеологическими догматами, что во многом и послужило предпосылкой известного постановления ЦК ВКП(б) 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпроса», по существу «пре­кратившего» «идеологически чуждые» психологические исследования, пропа­гандирующие существование неравенства между людьми. В этом аспекте показателен пример знаменитых туркестанских экспериментов Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, разительно отразившихся на всей их последующей судьбе. Показав особенности психического развития туркестанских дехкан, выражающиеся в отличии восприятия и интерпретации объектов окружаю­щего мира от европейцев, эти исследователи вынуждены были сменить области своих исследовательских интересов, а также места работы. Такого рода идеологический пресс не мог не сказаться на развитии социальной психологии на долгие годы.

Некоторая смена ситуации в послевоенные годы приводит к возобновле­нию интереса к психологии. Именно в эти годы начинается становление белорусской психологической школы, значительным шагом в создании которой, стало создание в 1947 году на филологическом факультете отделения логики, психологии и русского языка, просуществовавшего до 1955 года. Выпускники этого отделения (Р.И. Водейко, М.С Клевченя, А.Б. Широкова и др.), отличавшиеся высоким уровнем философской и общекультурной образованности, много сделали для популяризации психологического знания и через своих учеников во многом повлияли на развитие белорусской социальной психологии. Отличительной особенностью перечисленных психологов является и их знакомство с современным международным психологическим знанием, популяризации которого они уделяли много внимания в своей педагогической деятельности, существенно расширяя горизонты студентов.

На этапе становления белорусской психологической школы несомненно сказалось позитивное влияние таких известных педагогов, как С.А. Умрейко, М.Я. Мышко, Н.Е. Лакин и др., обладавших выдающимися организаторскими способностями, во многом определившими рост популярности психологи­ческого знания в педагогической среде. Особо следует отметить С.А. Умрейко — первого заведующего кафедрой психологии и педагогики БГУ, чьи заслуги в обретении высокого статуса психологии непереоценимы. Именно при его руководстве и непосредственном участии был инициирован настоя­щий психолого-педагогический диалог, способствовавший взаимообогащению и взаиморазвитию этих двух областей знания. И во многом благодаря этому влиянию белорусская социальная психология преимущественно развивалась в области изучения феноменов и процессов, связанных с педагогической деятельностью.

Но собственно социально-психологические исследования, во многом опре­деляющие белорусскую традицию, начинаются с работ доктора психологиче­ских наук Я.Л. Коломинского по проблеме взаимоотношений между учени­ками в классе. Именно с его исследований и начинается третий, педагогиче­ский период развития белорусской социальной психологии. С определенной долей условности можно говорить и о конкретной дате начала этого периода — 1968 год — доклад Я.Л. Коломинского на III съезде психологов СССР «Опыт социально-психологического изучения дошкольных групп». Он опубликовал ряд фундаментальных работ (Психология личных взаимоотношений в детском коллективе; Психология взаимоотношений в малых группах, 1976; Психоло­гия детского коллектива. Система личных взаимоотношений, 1984; и др.), определивших на долгие годы приоритеты социально-психологических иссле­дований. Следует отметить и несомненную заслугу Я. Л. Коломинского во внедрении «идеологически чуждого» социометрического подхода. Именно эта исследовательская методология, значительно модернизированная и адап­тированная к детским ученическим коллективам, и определила перспективы развития белорусской социальной психологии на продолжительную перспек­тиву. Следует отметить и большой вклад Я.Л. Коломинского в дело популя­ризации социометрической исследовательской методологии в советскую со­циальную психологию, находившуюся под постоянным идеологическим конт­ролем. Реализация социометрической методологии и привела к обретению белорусской социальной психологией собственного уникального лица.

Под руководством Я.Л. Коломинского проведены многочисленные и многоаспектные исследования различных детских ученических коллективов и реализованы многочисленные оригинальные идеи, оформившиеся в целую область социально-психологического знания — социальную педагогическую психологию (совместно с А.А. Реаном). Также изучались психология совмест­ной деятельности и педагогического общения (А.А. Амельков, С.С. Харин), социально-психологические проблемы группы дошкольников (А.Н. Белоус, А.М. Счастная, Д.В. Финькевич).

Другое направление — межличностное понимание в общении изучалось ученицей В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева доктором психологических наук С.В. Кондратьевой, также создавшей свое направление в социальной психологии. Широкую известность получили ее работы по социальной перцепции и перцептивно-рефлекторной регуляции поведения субъекта познания. Ее ученики изучали возрастные, половые, профессиональные, индивидуально-психологические особенности социально-перцептивной активности субъекта. Как и для школы Я.Л. Коломинского для направления С.В. Кондратьевой также характерна ориентация на психолого-педагогическую проблематику.

Наряду с дальнейшим развитием исследований по педагогической проблематике, характеризовавшихся появлением новых аспектов, в частности социально-психологических факторов избирательности педагогического взаимодействия, психологической культуры и др., появляются исследования в новых, ранее не изучавшихся белорусскими социальными психологами областях.

С 1990-х годов начинается четвертый экстенсивный период развития белорусской социальной психологии. Во многом его своеобразие определяется новым историко-культурным контекстом перестроечных времен, характеризовавшимся обретением Беларусью статуса суверенного государства, остро поставившим вопрос о формировании собственной психологической идентичности, а также резким возрастанием международных контактов. Эти контакты, а также многочисленные переводы зарубежных социально-психологических работ создали предпосылки для переосмысления структуры, содержания и приоритетов социально-психологического знания.

Появляется новая генерация социальных психологов, сформировавшихся в этом изменившемся историко-культурном контексте, осознающая необходимость преодоления границ чисто педагогической направленности социальной психологии и знакомая с существованием мировой традиции, отличающейся значительно более широким спектром исследовательских направлений и методологий. Выход за заданные предшествующей историей развития рамки оказался непростым, но обогащающим.

Еще одной предпосылкой перехода к данному этапу явилась трагедия чернобыльской катастрофы, стимулировавшая изучение ее социально-психо­логических последствий* Они стали предметом исследований центра психо­лого-педагогических проблем Чернобыля, возглавлявшегося доктором психо­логических наук Л.А. Пергаменщиком, занимавшимся проблемой социально-психологической адаптации человека к кризисным событиям жизненного пути. Вместе с сотрудниками центра им был исследован ряд ее аспектов, еще требующий теоретического и эмпирического осмысления. Центром был проведен ряд международных конференций, позволивших войти в международное сообщество и ознакомиться с его достижениями в данной и погранич­ных областях исследований.

Экстенсивный характер переживаемого сегодня периода развития белорусской социальной психологией выражается в том, что в ней наряду с классическим педагогическим направлением начали развиваться и ранее не представленные направления: агрессивное поведение, межличностное взаимо­действие, организационная психология, социальная психология спортивного коллектива, кросс-культурные исследования и др.

Исследования агрессивного поведения стали предметом научных интере­сов доктора психологических наук И.А. Фурманова, внесшего большой вклад в разработку проблематики детской, подростковой и юношеской агрессивности и ее коррекции. В его исследованиях рассмотрен широчайший круг вопросов, связанных с особенностями его социализации, механизмов формирования на­рушений поведения, диагностики, направлений психосоциальной помощи и др.

Проблематика социально-психологических особенностей дошкольников в отличающемся от классического ракурсе начала изучаться доктором психо­логических наук Т.В. Сенько, исследовавшей базисную структуру межлич­ностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте, а также взаимо­действия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Проблематика социальной психологии личности и трудового коллектива являлась предметом исследований отдела социальной психологии личности Института социологии АН РБ, возглавлявшегося доктором психологических наук В. И. Секуном с 1990 года. Под его руководством был проведен комп­лекс прикладных социально-психологических исследований научных, учеб­ных, производственных и армейских коллективов. Им же в сотрудничестве с доктором психологических наук В.А. Янчуком и коллегами из Сассекского университета (Великобритания) и университета Ваксхо (Швеция) были проведены первые масштабные кросс-культурные исследования социально-психологических особенностей менеджеров предприятий в сравнении с 77 странами мира.

Экстенсификация социально-психологических исследований и их интег­рация в мировую систему, характеризующуюся методологическим и парадигмальным многообразием и плюрализмом, поставила проблему самоопределе­ния и выработки оснований диалога в условиях этого многоголосия, ставшую предметом исследований В.А. Янчука. Он разработал интегративно-эклектический подход, идеи которого представлены в данной книге. Интегративная эклектизация знания, строящаяся на идее взаимообогащения и взаиморазвития посредством равноправного диалога различающихся подходов и точек зрения, стимулировала, во-первых, интерес к альтернативным подходам и решениям и, во-вторых, появление ряда новых направлений и исследовательских методологий, ранее не известных в отечественной социальной психологии.

Оценивая ситуацию сегодняшнего дня и ближайшую перспективу, можно с определенной уверенностью говорить о том, что в белорусской социальной психологии начали появляться ростки многообразия, проявляющиеся в первых попытках реализации различных исследовательских методологий: ка­чественных, кросс-культурных, феноменологических и тендерных исследований, дискурсного, нарративного и герменевтического анализа, диалогических методологий и др. Она обещает получение новых и интересных результатов.

Новая генерация социальных психологов уже формируется в новом плюралистическом и многомерном социальном контексте, способствующем углублению и расширению представлений о социально-психологической феноменологии. Знакомство с достижениями мировой социальной психологии соединяется с достоинствами культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, что создает хорошие основания для обретения ею своей новой идентичности и перспектив развития.

 

 

Г. Лебон

                                                          ДУША ТОЛПЫ [1]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: