Организация практики по внеурочной работе
Практика организуется в базовых образовательных учреждениях г. Ярославля.
На период педагогической практики приказом директора колледжа назначается руководитель практики (из числа преподавателей междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин), который отвечает за организацию и проведение практики студентов.
Заведующий педагогической практикой колледжа вместе с руководителями практики, руководством и воспитателями образовательных учреждений, где находятся на практике студенты, организует педагогическую практику и осуществляет контроль над её проведением.
Руководитель практикой обеспечивает наблюдение и реализацию программы практики каждым студентом, консультирует, помогает студентам в реализации индивидуального плана практики, проверяет и оценивает ведение дневника студентами, анализирует результаты педагогической практики, выставляет итоговую оценку, проводит итоговую конференцию по практике. Составляет отчет о практике.
|
|
В базовом образовательном учреждении (ОУ), где организована практика:
Администрация ОУ – знакомит с учебно-материальной базой ОУ, с педагогическим коллективом, основными службами ОУ, студентов с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в ОУ, проводит экскурсию.
Учитель ОУ (руководитель практики из числа работников образовательных учреждений – дипломированные специалисты, имеющие первую и высшую квалификационную категорию по специальности)., прикрепленный в качестве руководителя практики, знакомит студентов с системой своей работы, с функциональными обязанностями, с особенностями планирования содержания, с предметно-пространственной средой, консультирует, анализирует и направляет работу практикантов, дает устный отзыв им о проведенной практике, принимает участие в подведении итогов.
Студент-практикант неукоснительно соблюдает правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, выполняет все работы, предусмотренные программой практики, планирует и анализирует свою работу, выполняет задания практики, ведет дневник практики.
При прохождении данного вида практики группа делится на подгруппы.
Практика осуществляется в течение 4 и 5 семестров; рекомендуемое количество часов на освоение программы практики 89 часов.
Результаты освоения практики по внеурочной работе
Результатом освоения программы практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) и общих (ОК) компетенций:
|
|
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. |
ПК 2.2. | Проводить внеурочные занятия. |
ПК 2.3. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. |
ПК 2.4. | Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. |
ПК 2.5. | Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников. |
ПК 4.1. | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
ПК 4.2. | Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. |
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 4.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. |
ОК 12. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Требования ФГОС НОО к внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста
В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Внеурочная деятельность школьников понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, кроме урочной, в которых возможно и целесообразно решение задач их образования и воспитания.
Цели организации внеурочной деятельности определяются изложенными в ФГОС НОО требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.
Содержание внеурочной деятельности учащихся начальных классов складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.
|
|
В ФГОС НОО предлагается организовывать внеурочную деятельность направлениям развития личности детей: спортивно- оздоровительное, художественно- эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная и проектная деятельность.
Планирование и организация внеурочной деятельности обучающихся осуществляется на основе диагностики интересов и потребностей детей, возможностей ресурсного обеспечения эффективной занятости детей различными формами внеурочной деятельности.
Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельности детей, организуемых образовательным учреждением самостоятельно, должно быть оформлено соответствующим образом (утверждённые учебные программы, учебные планы; оформленный журнал посещаемости). При разработке учебных программ внеурочной деятельности обязательно отражать результаты внеурочной деятельности по каждому году обучения (см. Внеурочная деятельность. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьев,П.В.Степенов.-М.:Просвещение, 2011. Серия книг «Стандарты второго поколения»).
Наряду с определением направлений (видов) внеурочной деятельности необходимо кратко охарактеризовать содержательные аспекты каждого направления (вида) деятельности, которые более детально описываются в рабочих программах объединений дополнительного образования (кружков, секций, студий и т.д.).
Внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу образовательного учреждения через разделы «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования»; «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Модель организации внеурочной деятельности определяется каждым образовательным учреждением самостоятельно, исходя из условий реализации ФГОС.
|
|
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних площадок, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Количество учащихся в группе в рамках внеурочной деятельности составляет не менее 12 человек.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять до 10 часов в неделю.