Семья Мармеладовых. Образ Сони

 

История Раскольникова перекликается с двумя сюжетными линиями - историей семьи Мармеладовых и историей семьи самого Родиона.

Одиночество и отчуждение от мира, от людей приводит героев Достоевского к страданиям и преступлениям.

Мармеладов - преступник, потому что уступает своей пагубной привычке пить. Он жаждет исповеди и пытается оправдаться. страдания для Мармеладова - признак того, что человек в нем еще не умер окончательно. От всех героев он отличается способностью к страданию и состраданию.

Именно эта способность является для Достоевского критерием нравственной оценки персонажа. В Мармеладове писатель показывает деформмированное человеческое существо, еще до конца не утратившее, однако, своего человеческого облика. Такая деформированность является, по мысли писателя, результатом как внешних (социальных), так и внутренних (психологических) причин.

Мармеладов кочет, чтобы его уважали и ценили, а также жалели. Он даже уходит со службы, потому что жаждет сочувствия.

Раскольников, узнав об этой семье, испытывает потрясение и понимает, что он сам честнее, нежели Мармеладов.

Полной противоположностью своему отцу является в романе Соня Мармеладова.

Достоевский глубоко убежден в том, что только через положительное, высокое, человечное можно возвыситься. Подлинный носитель веры в романе — Соня Мармеладова. Соня не является выразителем авторского сознания, но ее позиция близка Достоевскому, ибо для нее высшая ценность на земле — человек, человеческая жизнь.

Когда Раскольникову становится невыносимо, он идет к Соне. В их судьбах много общего, много трагичного. Соня почувствовала в Раскольникове главное: что он “ужасно, бесконечно несчастен” и что она нужна ему.

Соня считает, что Раскольников совершил преступление перед Богом, перед землей русской и русским народом, потому и отправляет его каяться на площадь, то есть среди людей искать спасения и возрождения.

Наказание собственной совестью для Раскольникова страшнее, чем каторга. Он понимает, что только в любви и раскаянии может найти спасение. Постепенно Соня становится частью его существования. Раскольников видит: религия, вера в Бога для Сони — то единственное, что осталось ей “подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков”.

Именно Соня помогает Раскольникову понять, что его теория порочна. Признание в убийстве - это еще не отказ Родиона от своей теории. Это всего лишь шаг отчаявшегося человека. Отказ же от теории происходит после разговора героя с Соней.

Девушка долго пытается выяснить, что именно толконуло Раскольникова на преступление. Именно неграмотной Соне удалось реанимировать в душе героя остатки человеческого. Явку с повинной Родион считает личным стыдом, но, подчинившись убеждениям Сони, он становится честным перед самим собой.

Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться:

“— Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

— Это человек-то вошь!

— Да ведь я знаю, что не вошь, — ответил он, странно смотря на нее. — А, впрочем, я вру, Соня, — прибавил он, — давно уже вру...”

Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.

Болезненное состояние психики Родиона проявляется и в его отношениях с женщинами. Он боится стать зависимым от их лююбви. Несколько раз в разговорах с Соней Раскольников придерживается этой позиции, однако девушке все-таки удается одержать победу наад этим страхом героя.

 

Образ Петербурга в романе.

Действие романа Достоевского "Преступление и наказание" происходит в Петербурге. Однако Петербург не просто место действия, не просто фон, на котором разворачивается трагедия Раскольникова, а полноправное действующее лицо романа.

Этот город притягателен и страшен одновременно. В образе Петербурга есть трогательная красота. Достоевский рисует его как город миражей и призраков. Раскольников хочет очнуться от этого гнетущего кошмара Петербурга с его узкими улочками и квартирами-каморками, однако город держит героя, подталкивая к преступлению и нравственной гибели.

В образе Петербурга преобладают два цвета - серый и желтый. Серый цвет символизирует в романе смерть, в то время как желтый цвет отнюдь не попытка вернуть солнце, а олицетворение отравы и болезней.

Петербург, несмотря на все свое величие, способен своей тяжестью давить на героев роман, неся за собой преступления, болезни и смерть.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: