Кризисные явления в империи фактически начались в III веке, когда произошли глубокие изменения в политической, экономической и культурной жини общества. Политическая анархия, связанная
со сменой императоров, в совокупности с вторжением германских племён вели к дестабилизации всей империи. Варвары постоянно проникали через границы, а у императоров не хватало времени, сил и ресурсов, чтобы их изгнать. Кроме того, экономика Римской империи долгое время развивалась неравномерно. Западные районы были менее экономически развиты, нежели восточные, где были сосредоточены более значительные трудовые ресурсы, и таким образом складывался неблагоприятный баланс торговли. Кризис поразил всё государство, многочисленные внутригосударственные проблемы и постоянные вторжения извне привели в итоге к его ликвидации.
Таким образом, причины падения Римской империи можно разделить на несколько блоков.
Военный блок
• неспособность правителей контролировать действия своих полководцев
|
|
Это привело к потере боеспособности армии из-за слабого руководства войсками и эксплуатации солдат (присваивании большей части их жалования).
• невозможность проводить рекрутский набор
Из-за демографического кризиса, нежелания служить и нежелания крупных землевладельцев отдавать работников в армию.
• найм варваров на службу
Приводил к проникновению варваров не только на территорию империи, но и в государственный аппарат.
• враждебность армии и гражданского населения
Солдаты больше терроризировали население, чем воевали.
• поражения в боевых действиях вели к потерям живой силы и техники
Экономический блок
• падение денежной системы
• галопирующая инфляция
• тяжёлое налоговое бремя, от которого больше всего страдали бедняки
• упадок основной базы экономики — среднего землевладения
Социальный блок
• рост влияния богатых слоёв населения и падение авторитета правительства
• самопроизвол должностных лиц, не принимавших участие в государственных делах Рима и провинций
• упадок городской цивилизации
• социальная напряжённость, вызванная экономическим кризисом
Всё это способствовало тому, что в 410 году вестготами был взят Рим, в в 476 году вождь германцев Одоакр заставил последнего римского императора Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось двенадцати вековое владычество Рима.
|
|
Искусство Древнего Рима
Первое время своего существования Рим находился под сильным влиянием этрусков. У них римляне переняли устройство городов с регулярной планировкой, мощёные улицы и храмы на каменных фундаментах. Такой храм были квадратный в плане, обнесён с трёх сторон колоннами, стоял на высокой платформе и имел внутри три помещения. По краям крыши помещались маски Медузы Горгоны, сатиров и менад.
Искусство Рима периода Республики (V-I вв. до н. э.)
Храмы периода Республики напоминают греческие. Они прямоугольны в плане, построены на высоком подиуме, имеют вход только с одной стороны.
Несмотря на обилие заимствований, римская архитектура выработала присущую только ей систему строительства благодаря открытию совершенно нового строительного материала — бетона. Это изобретение привело к возникновению монолитно-оболочной конструктивной системы. Преимущества такой системы заключались в прочности и долговечности строений, использовании неквалифицированных рабочих, а также в возможности возведения сводов и куполов.
Внешний облик рима периода Республики постоянно менялся. Для Рима были характерны постройки двух типов — инсула и домус. Домус представлял собой одноэтажный особняк для одной семьи. В нём атрий — главное помещение римского дома — соединялся с обрамлённым колоннадой двориком, который назывался перистилем. Инсула представляла собой многоэтажный многоквартирный дом, занимавший целый квартал. В инсулах обитала римская беднота.
Центром городской жизни являлся Форум. Республиканский форум имел неправильную форму, рядом с ним располагались различные строения, в том числе Табуларий — государственный архив. Рядом с ним располагалась курия — здание для заседаний городского совета и храм богини Весты.
Римкий гений проявлялся и в постройках целевого назначения. Так, использование арок и возведение сводов привело к созданию римских водопроводов, каменных мостов, амфитеатров и терм.
Дорический орден римляне применяли в его этрусском варианте, получившем название — тосканский. Его особенностями были большая толщина колонны, предельно простая база, гладкий без декора фриз. Но основании ионического и коринфского был создан композитный орден.