Периодизация древнегреческой истории

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.),
- гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),
- архаический (VIII—VI вв. до н. э.),
- классический (V—IV вв. до н. э.),
- эллинистический (вторая половина IV - середина I в. до н. э.). Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях — минойской и микенской (ахейской, эгейской).

Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода.
В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.

  1. Основные типы источников по истории Древней Рима.

Историография Древнего Рима. Как и у многих других народов, самым ранним жанром исторического повествования у римлян были летописи (Annales). Велись они в.жреческой коллегии понтификов и первоначально представляли собой заметки в погодных списках магистратов и отметки в календаре. Впоследствии в конце каждого года великий поптифик обозначал имена консулов и под ними записывал важнейшие события, происшедшие в год их правления. В начале III в. до н. э., очевидно, после того как плебеи были допущены в коллегию понтификов, погодные записи стали выставляться в доме одного из высших римских жрецов — великого понтифика — для публичного обозрения (tabulae pontificum).

Scriptores historiae Augustae. Сборник биографий императоров, относящийся к несколько более раннему периоду. Приписывается 6 авторам, однако скорее всего подделка при жизни Диоклетиана или Константина. Ковалев очень плохого мнения об этом источнике. Машкин – более хорошего.

Аммиан Марцеллин. История (31 книга, 96-378 – от Нервы до Валента; сохранились 14-31 книги (352-378)). Последний представитель античной традиции, главный клёвый чувак этой эпохи. Хорошие источники (в т.ч. и личные наблюдения). Хорошо осведомлен в том, о чем пишет. Принцип объективности. Последователь Тацита. Много места военной истории, т.к. сам был военным. Трезвость и объективность. Вместе с тем – вычурность и напыщенность языка.

Зосим. Новая история (6 книг, сохранилась вся, от Августа до конца IV в.). Никакой риторики. Ярый противник христианства.

Евтропий. Один из представителей бревиариев (основная идея – из истории сделать краткую выжимку для необразованных). Краткая история Рима. Не примечателен ничем, кроме того, что отражает тенденцию к написанию различных «кратких» произведений, и того, что несколько столетий был общепринятым учебником по истории Рима.

Аврелий Виктор. Один из бездарных биографов.

Христианская традиция. Евсевий Кесарийский. Лактанций. Отцы церкви: Ориген, Иероним, Тертуллиан. (Антихристианская литература сохранилась плохо и в основном по ее критике отцами церкви. Цельс. Порфирий. Юлиан Отступник. Либаний).

Всемирные хроники. Новый, особый вид источников. Краткий обзор всемирной истории, начиная с сотворения мира. По всей видимости – один из источников Амартола, а через него - ПВЛ. Секст Юлий Африкан (от сотворения мира до 221). Его сочинение не сохранилось, но известно по более поздним византийским хроникам.

+ Эпистолярии

Либаний, Юлиан Отступник, Аполинарий. Ото всех также сохранилось куча речей.

+ Трактаты

Палладий (IV в.) – о с/х. Весь смак колонатных отношений.

Птолемей. Система астрономии. Ковалев: отражает упадок научной мысли (?).

Клавдий Гален. Труды по медицине.

Художка. Авзоний (стихи). Сидоний Аполлинарий (стихи). Клавдиан.

+ Юридические источники.

Их важность, т.к. основополагающий характер римского права для Средневековья, а через него – и для всей Европейской цивилизации, а через него – и для цивилизации Нового Света (Америки). Феодосий II – юридический сборник. Надписи.

Корнелий Непот (100-25 до). Написал «Хроники», «Примеры» (сборник баек). Но главное – «О знаменитых мужах» - сравнительные жизнеописания: римлянин-чужеземец (про тенденцию к включению Рима в общий мир). Не менее 16 книг. Дошли только иностранные полководцы (22 штуки: Мильтиад, Фемистокл, перс Датама, Ганнибал, Гамилькар). Кроме того, биографии Катона Старшего, Аттика (книга «о латинских историках»). Во многом предвосхищает Плутарха. Сведения часто не точны, язык прост как яичница. Потому и читают часто на латыни.

Аврелий Виктор (IV в. после). Ок. 369 написал краткую историю римских императоров от Августа до Констанция II в биографиях. Предполагается, что занимательное чтиво для безграмотных домохозяек. По степени краткости относится к бревиариям.

Но главное - Плутарх (сер. I-го – начало II-го), Светоний (конец I-го – середина II-го). Интерес к личности. Уже тогда – особое отношение, роль личности в истории ценится. Есть идеи, что личности двигают историю.

- Плутарх больше моралист, Светоний – собиратель баек.

- Плутарх оценивает личность в целом, Светоний – сначала о хорошем, потом о плохом.

- Оба не гонятся за историей, опускают много судьбоносных событий, но интересуются мелочами.

- Разные задачи: Плутарх сближает Грецию и Рим, Светоний даёт забавную картину нравов.

- Оба спецы широкого профиля – писали трактаты обо всём на свете. Обречены на вечное сравнение. Ими занимался Гаспаров.

- Светоний пишет о более недавних событиях (иногда, он даже современник), а Плутарх начинает с мифических Тесея и Ромула, Нумы Помпилия, опять-таки.

- Смысл парности: сходства и различия => извлекается мораль.

- Часто сравнения бывают уже при жизни героев: Цезарь равняется на Александра, Цицерон на Демосфена еtc.

- Герои – античные, только у Плутарха есть Артаксеркс и Арат.

- Светоний по большей части – конформист. Не верит, что Калигула и Домициан – боги, но верит в божественное происхождение императорства в целом.

- Гаспаров: «Плутарх хотел объяснить, Светоний – только оценить события».

- У Светония: не история времени, а история императоров.

- Схема у Светония: жизнь до прихода к власти, правление, частная жизнь, смерть и погребение. То есть – подход Плутарха индивидуален, а Светоний загоняет разные личности в тиски одной схемы (но это тоже интересно – здесь тоже есть потенциал для их сравнения друг с другом).

- Плутарх: «мораль, красота, сочность» - Светоний: «точность, ясность, краткость».

 







Рим.

1. Республика. Могила Ромула (сакральный комплекс - предп. место, где отправлялся культ Ромула). Cloaca maxima (большой отводной канал) – древнейшая сохранившаяся римская постройка. Первое мощение форума и сам Форум (на месте кладбища, между Палатином, Капитолием и Эсквилином). Фундаменты храмов. Аркада Аппиева водопровода. Форум Цезаря (коллонада храма Венеры). Аппиева и Фламиниева дороги (аэрофотосъемка). Мелкая пластика. Нумизматика (с сер. IV в., малоинформативна). Римский порт Остия.

2. Империя. В имперский период маткультура провинций в целом повторяет римскую. Императорские форумы (Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна). Триумфальные арки (Тита, Септимия Севера, Константина). Термы (Каракаллы, Диоклетиана). Колонны (Траяна, Марка Аврелия). Театры (Помпея, Марцелла). Пантеон на Марсовом поле и другие храмы в честь римского пантеона. Храмы в честь эллинистических богов – Исиды, Сераписа, Митры. Храмы императорского культа. Колизей. Большой цирк. Императорские дома на Палатине (Domus aurea Нерона). Могилы. Колумбарий. После пожара 64 по Рим сильно перестраивается. Многие из дошедших построек – того времени. Антиварварская стена Аврелиана III в. по. Лимесы (начиная с I в. по). Нумизматика.

 

  1. Историография истории Древнего Рима. Крупнейшие исследователи и их труды.

XIX ВЕК. Основные тенденции: аболиционизм, рост образованности Европы во 2 пол. века, тогда же – отрицание прогресса в истории, что почему-то заставило их воспринимать историю не как науку, а как род искусства. К концу века – гиперкритицизм. Расширение источниковой базы.

Бюхер К. Стадиальная теория.

Валлон А. История рабства в античном мире. Против рабства.

Вебер М. Экономическая история никак не связана с политической. Не очень понял, в чем суть, так что осторожен будь. См. С. 21 Кузищина.

Гарнак А. О раннем христианстве писал.

Изучение истории Древнего Рима в отечественной историографии XX в.

 

Основные тенденции. Октябрьская революция, WWI, подготовка к WWII. Развитие археологии. Антифашизм. Рабство (труды ГАИМК). Против модернизма и циклизма. До 1934 – все либо пишут в стол, либо делают ноги, как Ростовцев и Виппер. После 1934 все либо сотрудничают, либо сидят. После 1953 – новый этап: нет догматизму и культу личности. При этом продолжают не любить евреев (внимание! Не стоит говорить этого на экзамене, т.к. Антисемитские настроения на истфаке все еще сильны. Некоторые также не любят негров, корейцев и манагеров.), вследствие чего А.А. Шифман (который «Ветхий завет и его мир», «Александр Македонский» и т.д.) вынужден печататься под великорусской фамилией Кораблев (см. напр. его книгу про Спартака).

Христианство. Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Лившиц. Виппер. Ковалев.

Провинции. Мишулин. Машкин. Кудрявцев. Голубцова.

Рабы и с/х. Штаерман. Кузищин. Сергеенко.

Кризис римского полиса. Утченко. Штаерман. Кудрявцев.

Всемирная история. Коллективный обобщающий труд.

Культура Древнего Рима. Кнабе, Гаспаров, Штаерман, Соколов и др.

Уколова. Преемственность средневековья по отношению к античности.

Ковалев С.И. История Рима. Первый марксистский учебник. Очень хороший, сам читал.

Машкин Н.А. Второй марксистский учебник. Хорошие карты. Сам учебник тоже хороший. Папа.

Мишулин А.В. Спартаковское восстание. Преувеличена роль рабов.

Маяк И.Л. Римляне ранней республики. Мама.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. / Юлий Цезарь.

Шифман И.Ш. Октавиан Август.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: