Цели и задачи учебной дисциплины «Философия и методология науки»

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

 

 

Учебная программа для специальностей

второй ступени высшего образования

 (магистратура и аспирантура)

 

 

Кафедра ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ

 

Нормативный срок обучения – 1 год

Семестры: 1, 2

 

Лекции: 52 ч.                                                         Кандидатский экзамен

 

Семинарские занятия: 52 ч.                                                        

 

Самостоятельная работа: 32 ч.

(в том числе 16 ч. КСР)

 

Всего аудиторных

часов по дисциплине: 104 ч.

 

Всего часов                                                         Форма получения

по дисциплине: 136 ч.                                        высшего образования: дневная

 

 

2009 г.

 

Учебная программа разработана для второй ступени высшего образования - магистратура (аспирантура) вуза - в соответствии с типовой программой подготовки магистрантов (аспирантов) по специализированному курсу «Философия и методология науки», утвержденному Министерством образования Республики Беларусь (№ ТД – Д. 21 – 2 – 010/тип; утв. 23.01.2007 г.) и требованиями «Положения об ученых степенях и ученых званиях» ВАК Республики Беларусь (приказы № 179 от 30.12.2004 г. и № 164 от 16.12.2004 г.)

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии и логики  25.03.09 г. протокол № 7.

 

 

                                                                      Зав. кафедрой философии и логики

                     

                                                                                                            Н.П.Баранов

 

Одобрена и рекомендована к утверждению

 Научно-методическим советом МГЛУ

 

 

                                                        «_______» ___________20___ г., пр. №

 

                                                       Председатель       

 

                                                                                              П.М.Бабинская

 

 

I. Пояснительная записка

Программные требования, предъявляемые к магистрантам (аспирантам) и соискателям гуманитарных научных специальностей, сдающим кандидатский экзамен по философии и методологии науки

 

Подготовка научных кадров различных специализаций является актуальной, имеющее важное государственное значение задачей вузов в современных условиях цивилизационного развития Республики Беларусь.

Данная программа предназначена для магистрантов (аспирантов) и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.

В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых.

Развитие современной науки открывает возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др.

В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за свои научные открытия и их последствия. Сегодня ученый – это не только представитель своей профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества, гражданином определенного государства.

Kуpc «Философия и методология науки», адресованный магистрантам (аспирантам) и соискателям, предлагая концептуальное осмысление современных мировых процессов, способен помочь становлению молодых ученых, определению ими своих социальных и гражданских позиций, пониманию предъявляемых государством повышенных требований к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам тех, кто идет в науку.

Программа курса «Философия и методология науки» также ориентирована на философско-методологическое обеспечение научной подготовки магистрантов (аспирантов), творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам методологии, социально-философских и других актуальных оснований науки.

Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значимых и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.

В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения «вечных» философских проблем, предлагаемых современной философией и наукой.

В данной программе заложены определенные дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления аспирантов и соискателей, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.

 

Цели и задачи учебной дисциплины «Философия и методология науки»

Основные цели преподавания «Философии и методологии науки»:

 

- философско-методологическая подготовка магистрантов (аспирантов) к осуществлению профессиональной научной деятельности;

- подготовка магистрантов (аспирантов) к сдаче кандидатского экзамена по философии и методологии науки.

 

Настоящая программа разработана с ориентацией на философско-методологическую подготовку будущего специалиста. Эта целевая установка предопределила и содержание программы. Во-первых, программа исходит из того, что философия – наука. Отрицание этого факта, либо даже неопределенность в этом фундаментальном вопросе делает всякие разговоры о мировоззренческой и методологической функциях философии совершенно беспредметными, чистейшей воды демагогией. Во-вторых, она представляет собой программу именно философского знания, а не эклектический набор проблем, позаимствованных из науковедения, культурологии, антропологии, эмпирической социологии, социальной психологии и иных отраслей науки. В-третьих, в историко-философской своей части она акцентирована не на историю философии, а на логику историко-философского процесса. В-четвертых, философия представлена в программе как система знания, реализуемая в органической взаимосвязи ее категорий и законов. Научное мышление – категориальное мышление. Метод науки – это теория науки, взятая с инструментальной своей стороны. Поэтому глубокое овладение ее, науки, категориальным аппаратом и непременное условие, и единственная гарантия логико-методологической культуры мышления.

Принцип вариативности современного философского образования предполагает профильную ориентированность разрабатываемых учебных программ в соответствии со спецификой вуза, обеспечиваемыми им специальностями и направлениями научных исследований, в которых базовая философско-методологическая проблематика может приобретать иные формы структурной компановки и содержательной акцентации. Поэтому, в-пятых, программа разработана с учетом профиля вуза, т.е. вся ее проблематика преломлена сквозь призму языкознания и методологии именно лингвистического исследования. В-шестых, она дистанцирована от теории языка в той части, которая составляет исключительную компетенцию теоретического (общего) языкознания как специальной науки с ее особой «прикладной логикой» (Гегель).

Сдающий кандидатский экзамен по философии и методологии науки должен показать высокий уровень философско-методологической культуры, глубокие знания по специализированному курсу «Философия и методология науки», навыки исследовательского мышления и умение философски осмысливать актуальные проблемы социально-гуманитарных наук.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: