Своеобразие философского познания. Смысл и назначение философии

Философия - мировоззренческая форма сознания. Философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание обязывает к определённому образу жизни и действий. Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. Цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать жизни его истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Философская идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные, даже противоположные направления. Философское знание есть единство истины и заблуждения. Истина, как истинная жизнь, есть следование таким императивам и ценностям, которые не ограничивают, не сужают, а расширяют и развивают сущностные силы и творческие способности человека. В философии теория и история связаны между собой значительно глубже и более сущностным, необходимым образом. А это значит, что современный философ, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени философии в целом. Вот почему история философии - не «часть» её, а основа, её суть, её самосознание.

6. Философия и наука, философия и религия. Сход-во и разл. их предметов. Научно-философское мировоззрение выпол­няет ряд познавательных функций, родственных функ­циям науки. Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частно­сти. Наука сама себя достаточно широко, глу­бинно и масштабно не уясняет, не обосновы­вает. Общемировоззренческие и теоретико-познава­тельные основания науки изучаются, отрабаты­ваются в сфере философии. Родствен­ность, близость философии и религии состоит в том, что обе они - общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на созна­ние, поведе­ние людей. Но велико и их разли­чие. Тысячеле­тиями философски мыслящие люди составляли ничтожную малую часть в общем, числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободо­мыслие. В отличие от религиоз­ного мировоз­зрения с его преимуществен­ным вниманием к человеческим тревогам, надеж­дам, к поиску веры, философия вынесла на первый план, интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.

Сущность основного вопроса философии: различные трактовки.

«Великий основной вопрос всей, в особенность новейшей философии, - подчеркнул Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию». Вопрос «что же является первичной- дух или природа…». В зависимости от решения этого вопроса философия разделяется на два течения: идеализм и материализм. Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культура пронизывает их. Однако разные философские взгляды выдвигали такие вопросы как Алберт Камю: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого...». В своё время Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философов и самом высоком «всемирно-гражданском» значении: что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться?

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

Метод – 1)способ достижения цели; 2)определённым образом упорядоченная человеческая деятельность; 3)способ познания и объяснения мира. Философия являет собой всеобщий метод, т.к. предметом исследования выступают наиболее универс. принципы мышления, всякого познания. Фил-е методы не определяют однозначно линию твор. поисков истины. Здесь, в конечном счете, решающее слово принадлежит практике, жизни. Фил-е методы явл-ся необходимым условием решения разнообразных конкретных проблем и задач приёмами исследования объектов с точки зрения всеобщих законов движения и развития. В философии есть два метода познания:1- диалектика, 2- метафизика. Диалектика в начале формировалась как искусство спора, дискуссий, а в последствии начинает рассматривать и объяснять все процессы явлений мира, а так же формы мышления в их целостности, взаимной связи развития. Диалектика – твор. учение немыслимое без пост. развития и обогащения. Необходимое условие жизненности диалектики – это непрерыв­ное обогащение и совершенствование. Диалек.-е прин­ципы лежали в основе выработки современной естественнонаучной картины мира. Без неё невоз­можно и создание соц.-истор. картины мира. Именно она помогает уяснить природу и характер дв-х сил обществ. развития, а также общ. про­гресса, выявить негативные моменты в строитель­стве нового общества. Метафизика и его представители рассматривали предметы и явления мира в их обособленности друг от друга. Сам Арист. называл этот раздел своего ф. учения первой фил-й, исследующей высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В Новое время возник. понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та односторонности в познании, когда рассм. вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем, что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей, рассматриваемых вне связи друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: