Казахская философия — это не просто философская система, показывающая особенности определенного этноса. Это — мировоззрение, основанное и «говорящее» на казахском языке. Ибрай Алтынсарин– казахский просветитель, поэт, писатель. Он изучал жизнь казахского народа, причины его отсталости от мировой цивилизации видел в его неграмотности. Он разъяснял, что образованная казахская молодежь ориентирует свой народ на цивилизацию. И.Алтынсарин считал прогрессивным для казахского народа переход к оседлости, так как оседлость создает условия для развития торговли, ремесел и повышения материального благосостояния. И.Алтынсарин большое значение придавал трудовому воспитанию школьником и учил детей. И.Алтынсарин мечтал о лучшей и справедливой жизни для народа, призывал людей к гражданскому согласию. Ч.Валиханов– один из первых ученых Средней Азии и Казахстана. Он исследовал многие отрасли науки: географию, историю, этнографию, лингвистику, а также социальную структуру общества. Основными проблемами его научных исследований были история, быт, нравственность своего народа, который он любил, верил в его перспективу. Ч.Валиханов понимал прогрессивную роль России в судьбе народа Казахстана, питал искреннюю и глубокую любовь к русскому народу. Глубокие научные исследования Ч.Валиханова не потеряли ценности и сегодня.
|
|
Философия Абая К., Нравственно-этнические идеи в «Книге слов»
Абай (Ибрагим) Кунанбаев (29 июля (10 августа) 1845 — 23 июня (6 июля) 1904) — казахский поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы. В основу закономерного развития мира он ставил бога. Он критиковал религии-й фанатизм не как атеист а как истинный мусульманин. Мировозрение Абая многогранно и сложно.Его нельзя оценить однобоко или описать бледными красками. Он поддерживает идею сущес-я окруж. мира вне сознания человека.Этому свидетельствует 43-е слово назидания: «Слушая ушами, видя глазами, прикасаясь руками, пробуя на язык, вдыхая носом, прикасаясь руками чел получает представление о внешнем мире».На ряду с этим в 38-м слове он делает заключение, что животных, чел, даже машины и фабрики сотворил Аллах. В его произведениях прослеживается мысль о жизни, о роли человека,целях и его нуждах. Он призывал учиться. А любил свой народ и он призыва его не стоять на месте не ограничиваться достигнутым
Казахская философия и общественно-политическая мысль в начале 20 века (С. Торайгыров, Ш. Кудайбердиев, А. Байтурсынов, М. Дулатов).
1-Одним из крупных поэтов и мыслителей начала XX века является Шакарим Кудайбердиев.Он писал, что для становления человека необходимы труд, совесть, милость, выдержка, осторожность. Совестливый, милосердный, выдержанный человек на любом этапе общества должен занимать достойное место. Ш.Кудайбердиев как философ внес неоценимый вклад в общественную мысль, а в своих стихах воспевал такие качества, как ум, совесть, целеустремленность. Человек – большая ценность, эта мысль была основной в их общественной жизни. 2-Одним из крупных деятелей общественной жизни казахского народа был Ахмет Байтурсынов. В 1909 г. за критику колониальной политики царизма А.Байтурсынова арестовали и сослали. Он работал редактором газеты «Казах». Он принимал активное участие в создании партии “Алаш”, был делегатом ее первого съезда.. Он много сделал и для просвещении казахского народа, считая, что, прежде всего, необходимо повысить грамотность, обогатить духовный потенциал народа, поднять его до уровня мировой цивилизации. А.Байтурсынов создал новый казахский алфавит, написал “Пособие по родному языку”, несколько методических работ, “Новый букварь”, различные хрестоматии и т.д. 3- Султанмахмут Торайгыров - выдающийся казахский поэт-демократ. Лирика Торайгырова подчеркнуто гражданственна, посвящена жизни родного народа. Весьма серьезно относился он к общественной роли поэта, к вопросу о его жизненном предназначении.В отличие от своих предшественников Алтынсарина и Абая он решительно порвал с религией и выступал как страстный критик религии религиозной морали. 4- Мыржакып Дулатов, трагически оборвавшаяся в 1935 году. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, среди которой выделяется А. Байтурсынов, М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа и призывал к его освобождению. На сложном пути поиска истины были ошибки, неосторожные действия, но была и правда жизни и справедливые требования, созвучные сегодняшнему дню. К сожалению, жизнь этого человека насильственно оборвалась.
|
|
Сущность и смысловые ориентиры западной философии 20 века.
Человек стоит на пороге 2000 года. С новым веком люди связывают свои надежды на лучшее будущее, которое будет обеспечиваться невиданными возможностями информационных технологий новыми спосабами коммуникаций, усиливающейся интеграцией народов, наций в решении вопросов мира, экологических и других глобальных проблем. Кардинальные социальные изменения, как правило, сопровождаются и философским поиском, ориентированным на уяснение глубинных проблем человеческого бытия, всей жизнедеятельности человека, пересмотр его ценностных ориентаций.