Организованная утечка информации

Организованная утечка информации — один из самых любопытных методов работы современной пресс-службы. Следует, однако, отметить, что организованная утечка информации (ОУИ) возможна только там, где действительно есть секреты. Общественность и СМИ интересуются внутренними делами организации по собственной воле, поэтому ОУИ чаще всего считается привилегией пресс-служб органов власти, деятельность которых (в отличие от коммерческих структур) интересна самым широким народным слоям.

Как пишет Э. Тоффлер в работе «Метаморфозы власти», «некоторые секреты хранятся, другие неофициально получают огласку. Когда утечка происходит неумышленно — это просто плохо оберегаемый секрет. Организованная утечка информации — это умышленно запущенный и точно наведенный на цель информационный снаряд»1. Он широко используется во всех демократических странах вот уже 50 лет. Причем признавать правомерность мето-

1 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.: АСТ, 2003.



Креативное и организационное направления деятельности...  131

да ОУИ власти предержащие не спешат. По словам Тоффлера, Генри Киссинджер, когда он был в Белом доме помощником президента по вопросам национальной безопасности, требовал прослушивания телефонов штатных сотрудников, желая проверить, не просачиваются ли через них сведения в прессу и конгресс. Но сам Киссинджер был большим мастером по применению тактики ОУИ.

Для любых передаваемых данных, информации или знания требуются:

1) источник или отправитель;

2) каналы распространения или средства массовой информации, куда передаются сведения;

3) получатель;

4) сами сведения.

Вот почему так часто используется «тактика тайного источника». Например, якобы независимая от политики группа граждан рассылает миллионы писем о сборе средств. Но на самом деле она может тайно финансироваться и контролироваться какой-либо политической партией.

Однако метод ОУИ может рассматриваться не только как ма-нипулятивный, но и как вполне прогрессивный, позволяющий добиться справедливости. Так, газета «Вашингтон пост» пишет, что использование анонимных источников средствами массовой информации важно тем, что на свет выходят такие факты, которые иначе могли бы остаться нераскрытыми для общества. Политики и правительственные чиновники очень часто отказываются от прямых объяснений и ответов на вопросы журналистов, и поэтому, для того чтобы выяснить, что происходит на самом деле, представители СМИ нередко обращаются к так называемым «обличителям-идеалистам». Ими являются сотрудники различных организаций, чем-то обиженные или несогласные с действиями своих руководителей. Эти люди соглашаются передать журналистам секретную информацию в обмен на обещание, что их личность не будет раскрыта и они избежат наказания.

В США использование анонимных источников СМИ практикуется буквально с первых дней существования страны. Первого президента США Джорджа Вашингтона страшно раздражало, что газетам каким-то образом удавалось досконально описывать все, что творилось на заседаниях кабинета министров.



Раздел 2. Организация работы современной пресс-службы

Вашингтон подозревал в организации утечек информации своего Госсекретаря Томаса Джефферсона.

На протяжении XIX в. журналисты очень часто подкупали клерков, чтобы те предоставляли им тайные государственные документы. А в начале XX в. президент Кальвин Кулидж (1923—1929) изобрел способ влиять на прессу. Сотрудники его администрации стали анонимным образом вбрасывать нужную информацию в прессу и таким образом формировать общественное мнение. Дело дошло до того, что сам Кулидж лично и в письменной форме отвечал на вопросы, поступающие в его администрацию, прикрываясь вымышленным званием «спикера Белого дома».

Самым ярким и действенным случаем ОУИ считается Уотр-гейтский скандал, когда информация о санкционированной тогдашним президентом США Ричардом Никсоном прослушки переговоров политических противников проникла в СМИ. Результат известен: Никсон лишился президентского поста. А источник утечки до сих пор однозначно не установлен. Многие факты указывают на спецслужбы США, которые руками прессы и общественности хотели убрать и убрали неугодного им президента...

В каких же случаях наиболее эффективно используется ОУИ?

А. Информационные войны (или «войны компроматов»). Это

как раз случай Уотргейта, а также, например, борьбы внутри правящих и финансовых элит России эпохи правления Б. Н. Ельцина. Журналистам ловко подкладывалась информация о неблаговидных поступках противника, и они весьма охотно (потому что информация такого рода — всегда находка для СМИ) все это публиковали. Об источнике информации и этичности его использования при этом старались не думать.

Б. «Пробный шар». Распространяется информация («из источников в правительстве», «из непроверенных источников» и т. п.), например, о новых правилах движения, существенно ограничивающих права автомобилистов. Те начинают возмущаться, и правительство с гневом опровергает провокационные сведения. Ну а сами правила остаются под сукном еще на некоторое время, или в них в момент принятия вносят ряд поправок, призванных снять основные «пики» возмущения народа.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: