Антропология Египта: Хет, Ба, Ка, Хайбет, Рен

Разумный обитатель земной поверхности человек, вмещающей в себе микрокосм, принадлежит всем сферам космического бытия или принимает участие во всех областях мировой жизни.

Египетская антропология довольно своеобразна, особенно в учении о судьбах человека. Она стоить в связи с общим взглядом на жизнь вселенной, на жизнь самого божества, неотдельнаго от природы.

Источник происхождения человека в небе, откуда изливается свет и самое рождение человека уподобляется рождающемуся, восходящему солнцу, сама жизнь его идет в аналоги с солнцем. Исход его в области божественной жизни в той же таинственной области божественного бытия. Его конец и цель его жизни. Такова основная мысль египетской антропологии.

См билеты 18 19

Хет (Хат) - в религии древних египтян — обозначение физического тела человека, одна из пяти составных частей, формирующих человеческую сущность. Выступал в триаде с ка и ху.

Хат персонифицировался как самка коршуна, которая являлась одной из ипостасей богини Исиды.

Ка - дух человека, существо высшего порядка, олицетворенная жизненная сила, считавшаяся божественной. По верованиям древних египтян, «Ка» стояла в непосредственных отношениях к своему земному проявлению, подобно «genius» римлян, но ещё теснее.

После смерти человека Ка продолжал своё существование внутри гробницы, и принимал подношения, проходя в часовню через «ложную дверь».

«Ка» изображали, как подобие её носителя, с поднятыми вверх руками.

«Ка» имели не только люди, но и неодушевленные предметы. Боги также имели «Ка», но в отличие от людей — по нескольку их. У Ра, например, было до четырнадцати «Ка». Точно также и цари имели несколько «Ка». Обожествление царей и культ покойников относился именно к «Ка»; нередко встречаются изображения людей, молящихся собственному «Ка».

Ху - одна из пяти составных частей человеческого существа. С ка и хат составлял триаду. Изображался в птичьем обличьи.

Ба ( также Би или Бэ) — в древнеегипетской религии понятие, обозначающее глубинную сущность и жизненную энергию человека. По верованиям египтян, душа-Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека.

Ба приписывалась изменчивость; кроме того, считалось, что она тесно связана с другими оболочками и напрямую зависит от состояния физического тела.

Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Мог свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. Душа-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. После смерти человека она находилась рядом с сердцем при его взвешивании, затем, по мнению египтян, впадала в летаргический сон.

Первоначально считалось, что Ба обладают лишь боги (в качестве их Ба выступали созвездия и небесные тела), фараоны и первосвященники, однако позднее сложилось представление о том, что этой «оболочкой» обладает любой человек. Города также могли иметь свои Ба. Египтяне изображали Ба в обличье птицы с человеческой головой.

Аб - в религии древних египтян — обозначение одной из пяти составных частей человека, связующий элемент (аспект солнца) между человеком и «сияющей жизненной силой». После смерти аб оставляет мёртвое тело, чтобы присоединиться к звёздам, находящимся около полюса.

Изображался в образе хохлатого ибиса в Гелиополе.

Также термин «аб» египтяне употребляли для «духа сердца» — символическое воплощение воли и желания личности. Сердце в качестве вместилища для «аба» называлось «хати».

Сах – мистический термин для мумии человека. Сах вместе с ба и шу составляли триаду. Сах представлял собой ипостась человека, прошедшего через цепочку священных погребальных обрядов. Выражением сах являлся один из четырёх сыновей бога Гора — Кебексенуф. Кебексенуфа египтяне изображали с головой сокола на сосуде, где хранились кишки умершего.

Хайбет – тень.

Рен – имя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: