1. Из «Корёса» 1
Земельная система Коре в основном подражала танской системе2. Было определено количество пахотных земель, которые поделили в зависимости от плодородия. [Земли получали все], начиная с гражданских и военных чиновников и вплоть до солдат провинциальных войск и ханинов3. Все без исключения имели должность и в зависимости от должности получали землю и топливо. Это называлось чонсиква4. После смерти [владельца] все возвращалось государству.
Солдаты получали землю, когда им исполнялось 20 лет, а в 60 они возвращали ее. Если у них имелись дети или родственники, последние могли их заменить на службе. Люди, не имевшие детей и приписанные охранять тюремные ворота, после 70 лет получали пенсионные земли (кубунчжон), а излишек земли у них отбирался. Если человек, не имевший потомства, умирал или погибал на войне, жена также получала пенсионный надел.
Кроме того, имелись наградные земли (конымчжонси). Когда человек оставлял службу, эту землю он мог передать своим детям. Имелись также* земли государственных учреждений (конхэчжон). Эти земли предоставлялись... дворцам, начальникам округов, государственным почтовым станциям. Все они получали разное количество земли. Если у чиновников не хватало зернового жалованья, они получали надел земли (нокквачжон)5в округах Кёнгидо6.
|
|
1 «Тонгук пёнгам» – «Военное зерцало Восточного государства (Кореи)» было составлено в середине XV в. крупными корейскими учеными Чон Ин Чжи, Син Сук Чу и др. Первое издание «Тонгук пёнгам» (1450 г.) стало библиографической редкостью с самого момента его появления. В 1911 г. в Сеуле издательством «Кванмунхве» этот труд был выпущен без изменений, а в 1955 г. в Пхеньяне – в переводе на современный корейский язык. Нами использованы два последних издания.
2 Земельная система в Китае в VII – VIII вв.
8 Ханины – мелкое служилое дворянство, вышедшее из богатых крестьян.
4 Чонсиква – существовавшая в X – XIV вв, система наделения землей чиновников за службу.
5 Нокквачжон – земельные наделы, выдававшиеся чиновникам вместо зернового жалованья.
6 Кёнгидо – название столичной провинции.
Из указа об аренде залежной земли (1111 г.)
На пахотной земле, которая находилась в залежи свыше трех лет, урожай первых двух лет полностью отдавать арендатору, а начиная с 3-го года он должен делить урожай пополам с хозяином; на земле, пролежавшей два года, урожай делить на 4 части: одна часть хозяину, а три части арендатору; на земле, пролежавшей год, урожай делить на 3 части: одна часть хозяину, две части арендатору.
Из королевского указа от 1298 г.
Во всех местах, где храмы устраивают молебны, они захватывают земли янбанов1, получают обманным путем грамоты на эти земли и превращают их в свои поля. Правители областей впредь должны расследовать это и возвратить земли хозяевам.
|
|
1 Янбаны – корейское дворянство.
Из петиции крупного чиновника и политического деятеля конца XIV в. Чо Чжуна
Чиновники не в состоянии следить за раздачей земли. Закон о наделении землей постепенно теряет силу. Пользуясь этим, вероломные и коварные люди обманывают государство. Этому нет предела!..
Накапливаются горы судебных дел. Борьба из-за одного мё1 земли продолжается в течение нескольких десятков лет. Ради этого люди забывают о сне и отказываются от пищи...
Сообщники коварных злодеев приходят в области и уезды, ставят столбы на горах и реках и объявляют эту землю собственностью своих предков. Они грабят друг друга, отнимают силой землю. Один мё земли оказывается в руках 5 – 6 хозяев.
1 Мё (кит. му) – мера площади, равная 0,061 га.
Из королевского указа 986 г.
Во всех областях и уездах 12 провинций с настоящего времени и вплоть до осени необходимо прекратить все второстепенные работы и сосредоточить усилия на поощрении земледелия. Надо послать чиновников, чтобы они обследовали- пустующие и заброшенные земли. Начальники провинций должны вознаграждать за прилежание и порицать за леность.
Из доклада чиновника Пэк Мун Бо (XIV в.)
Население, проживающее в Канхвэ1, занимается земледелием и не знает беспокойства от наводнения и засухи, потому что оно употребляет водяные колеса. Народ нашей восточной страны, работая на рисовых полях, пользуется ямами и оросительными каналами и не понимает пользы водяных колес. Поэтому, когда рядом находятся ямы и каналы, в которых недостаточно воды, люди даже не знают, как быть. В результате этого неплодородная земля составляет 8/10 или 9/10.
1 Канхвэ – корейское название междуречья Янцзы и Хуайхэ в Китае.
«Корёса», т. 2, Пхеньян, 1958, стр. 583, 600, 681, 590-591, 604-605, 607.
Из послания корейского короля юаньскому императору в 1271 г.
...Богатые люди имеют скот, но не более чем 1 – 2 головы. А бедняки в большинстве случаев обрабатывают землю сохой и для этого совместно арендуют рабочий скот у других.
«Корёса», т. 1, Пхеньян, 1957, стр. 411.
Из сочинений ученого и политического деятеля конца XIV в. Чон До Чжона
Что касается закона о земле, обрабатываемой народом, то допускалось: если человек сам поднял целину, он сам ею и владел. Чиновники этой землей не управляли.
Человек, имеющий много сил, поднимает обширные земли, и поэтому сильные люди1 владеют многочисленными землями. Не имеющие сил, слабые люди вновь подчиняются человеку, обладающему силой, и одалживают у него землю.
Урожай делят пополам. Обрабатывает землю один, а кормятся двое. Богатый человек все более и более богатеет, а бедный человек все более беднеет. Люди доходят до того, что не имеют средств для существования, уходят и превращаются в бродяг. Они меняют профессию и становятся ремесленниками и торговцами, а некоторые даже делаются разбойниками. О горе! Нет слов, чтобы передать, какое это зло!
1 «Сильные люди» и «слабые люди» – термины для обозначения различия в социальном происхождении людей.
«Екса квахак» («Историческая наука») № 4, 1955, стр.67.