Категории земель по принципам налогообложения

Все земли делятся на четыре категории. Первая категория – земли, оживленные мусульманами. Это земли ушра1, и не дозволено облагать их хараджем2.

Вторая категория – земли, ради сохранения которых вла­дельцы их приняли ислам. Они имеют преимущественное право на эти земли, и, по мнению аш-Шафии3, – да благос­ловит его аллах – они – земли ушра, и не дозволено обла­гать их хараджем.

Абу-Ханифа4 говорит: имам5 может по собственному выбору наложить на них харадж или ушр. Если он наложил на них харадж, то не дозволено перевести их на ушр, но если он наложил на них ушр, то дозволено перевести их на харадж.

Третья категория – земли, завоеванные у неверующих посредством оружия, с бою. Они, по мнению аш-Шафии, – и добыча, подлежащая разделу между взявшими их в качестве добычи, и они – земли ушра. Не дозволено облагать их ха­раджем. Малик6 их считает вакфом7 из-за хараджа, нала­гаемого на них. Абу-Ханифа говорит, что имам может выби­рать: разделить их или сделать вакфом.

Четвертая категория – земли, о которых неверующие заключили договор. Это та специальная категория земель, которая облагается хараджем и состоит из двух видов.

Первый вид – земли, брошенные их владельцами. Таким образом ставшие принадлежностью мусульман без сражения. Они – вакф в пользу всех мусульман и облагаются харад­жем, который представляет постоянную арендную плату, если его сумма и не будет определена во времени, когда это будет в общих интересах.

Харадж не подлежит изменению ни при принятии исла­ма, ни при вступлении под покровительство.. Не дозволено продавать субстанции8 этих земель из-за распространения на них статута вакфа.

Второй вид – земли, владельцы которых остались на них и заключили договор об их сохранении в своем владении посредством хараджа, который налагается на них. Этот вид состоит из двух подвидов.

Первый подвид – земли, владельцы которых при заклю­чении договора с нами отказались от собственности на них в пользу нас. Эти земли – вакф мусульман подобно землям, брошенным их владельцами. Харадж, налагаемый на них, представляет арендную плату, которая сохраняется и при обращении их владельцев в ислам. Не дозволено им прода­вать субстанцию этих земель. Они сохраняют преимущест­венное право на них, пока они соблюдают договор, незави­симо от того, останутся ли они неверующими или примут ислам, у них нельзя отобрать эти земли, так же как нельзя отобрать арендованные земли у арендаторов.

Платеж хараджа не освобождает их от платежа подуш­ного налога – джизьи, если они станут людьми зиммы и изберут новое местожительство. А если они не вступают в покровительство – зимму, сохраняют договор и не платят джизью, то не дозволено оставить их в этом положении больше года. А меньше одного года без платежа джизьи оставлять их дозволено9.

Второй подвид – земли, владельцы которых сохранили собственность на них, не отказались от их субстанции и о ко­торых они заключили договор при условии уплаты хараджа, налагаемого на них. Это харадж-джизья, которая взимается с них, пока они остаются неверующими, но при обращении в ислам снимается. Дозволено не брать у них подушный налог, и им разрешается продавать эти земли, кому они пожелают: из их среды, из мусульман или из зиммьев.

Если они продадут землю своим, то на нее будет сохра­нен статут хараджа. Если они продадут землю мусульма­нину, то харадж с нее снимается. Если они продадут землю зиммьям, то, возможно, с нее будет взиматься харадж из-за неверия покупателя, а, возможно, с него будет снят харадж из-за того, что после принятия им зимма, условия прежнего договора для него не обязательны10.

1 Ушр – десятая часть урожая, выплачиваемая в качестве поземель­ного налога арабами-мусульманами в пользу государства.

2 Харадж – 1) поземельный налог, платимый в пользу государства завоеванными народами, сохранившими свою религию; 2) единый фикси­рованный налог – дань, платимая в пользу государства народами, заклю­чившими с завоевателями договор о сохранении земли в их владении, о покровительстве со стороны государства.

3 Аш-Шафи Мухаммад ибн-Идрис – основоположник юридической школы шафийтов (ум. в 820 г.).

4 Абу-Ханифа ан-Нуман – основоположник юридической школы хани-фитов (ум. в 767 г.).

5 Имам – термин, имеющий различные значения. В данном случае это халиф, облеченный властью светского правителя и духовного главы – имама.

6 Малик Абу-Абдаллах ибн-Анас – основоположник юридической школы маликитов (ум. в 795 г.).

7 Вакф – государственная собственность, изъятая из гражданского оборота.

8 Словом «субстанция» переведено сочетание слов «ракабат ал-ард» – букв, шея земли.

9 Эту категорию, по мнению других законоведов, составляют земли, завоеванные посредством оружия. Ал-Маварди признает наличие договора с их владельцами, но собственность на эти земли, по его мнению, принад­лежит мусульманам, а право пользования – владельцам, обязанным пла­тить в пользу государства расчлененный налог: харадж – поземельный на­лог; джизыо – подушный налог.

10 Эту категорию, по мнению некоторых законоведов, составляют земли, приобретенные на основе договора. Согласно ал-Маварди, отличительная черта этой категории – принадлежность права собственности на землю ее владельцам, плата не расчлененного, а единого налога – хараджа, который по своему существу то же, что и джизья (единый налог, дань), платимый в пользу государства. Дозволена купля и продажа этих земель без огра­ничения круга покупателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: