Глава XV. Функции правительства

1473. В чем зак­лю­ча­ют­ся функции пра­ви­тельства? Раз­ре­ше­ние это­го воп­ро­са свя­за­но с больши­ми труд­нос­тя­ми; на не­го нельзя от­ве­тить прос­тым пе­ре­чис­ле­ни­ем, как от­ве­тил бы фи­зи­олог на воп­рос о том, в чем зак­лю­ча­ют­ся функции сердца? По при­ро­де своей пра­ви­тельство еди­но, а в жиз­ни мы ви­дим их мно­го. Су­ществу­ют раз­но­об­раз­ные пра­ви­тельства. По­то­му, преж­де чем от­ве­чать на воп­рос, в чем зак­лю­ча­ют­ся функции пра­ви­тельства, сле­ду­ет вы­яс­нить, о ка­кой фор­ме пра­ви­тельств идет речь. Раз­лич­ные го­су­дарства име­ют раз­лич­ные представ­ле­ния о сво­их обя­зан­нос­тях и, в за­ви­си­мос­ти от это­го, они бе­рут на се­бя вы­пол­не­ние раз­лич­ных за­дач. Они име­ют каж­дое свое осо­бое про­ис­хож­де­ние, ис­то­рию и сла­га­ют­ся под вли­яни­ем своеоб­раз­ных ус­ло­вий; не­об­хо­ди­мость, рас­чет или лич­ный про­из­вол нап­рав­ля­ют их по раз­лич­ным пу­тям. Не­ко­то­рые из них дол­го сох­ра­ня­ли пер­во­быт­ные уч­реж­де­ния, ко­то­рые в бы­лые вре­ме­на бы­ли при­су­щи всем го­су­дарствам и че­рез ко­то­рые всем им не­из­беж­но пройти; для дру­гих же как буд­то бесслед­но ми­но­ва­ла по­ра по­ли­ти­чес­ко­го мла­ден­чества, и они сос­та­ри­лись в слож­ной де­ятельнос­ти го­су­дарствен­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния.

1474. Сущ­ность воп­ро­са. Не­об­хо­ди­мо с са­мо­го на­ча­ла за­ме­тить, что ес­ли, с од­ной сто­ро­ны, мы име­ем тут де­ло с воп­ро­сом фак­та, то с дру­гой, здесь выс­ту­па­ет воп­рос те­оре­ти­чес­ко­го взгля­да. От­ме­тить это раз­ли­чие крайне важ­но в ви­де то­го, что сплошь и ря­дом рассмот­ре­ние фак­та сме­ши­ва­ет­ся с со­вер­шен­но от­лич­ным от не­го те­оре­ти­чес­ким воп­ро­сом: в чем должны зак­лю­чаться функции пра­ви­тельства? Не­об­хо­ди­мо изу­чать каж­дый из этих воп­ро­сов осо­бо.

1475. Клас­си­фи­ка­ция. Для большей яс­нос­ти из­ло­же­ния мож­но раз­де­лить функции пра­ви­тельства на две груп­пы – ос­нов­ных (не­об­хо­ди­мых) функций и вто­рос­те­пен­ных или фа­культа­тив­ных. К пер­вой ка­те­го­рии мы от­но­сим те функ­ции, ко­то­рые сос­тав­ля­ют сущ­ность де­ятельнос­ти пра­ви­тельств, а имен­но ог­раж­де­ния жиз­ни, сво­бо­ды и собствен­нос­ти граж­дан, а так­же и все функции не­об­хо­ди­мые для пра­вильной граж­данской ор­га­ни­за­ции об­щества. Са­мо­му крайне­му сто­рон­ни­ку те­ории la­is­sez fa­ire эти функции не мо­гут ка­заться про­из­вольно прис­во­ен­ны­ми го­су­дарством, ибо имен­но он‑то и свя­зы­ва­ет лю­дей в об­щество и го­су­дарство. Ко вто­рой ка­те­го­рии мы от­но­сим те функции пра­ви­тельств (об­ра­зо­ва­ние, поч­та и те­лег­раф, за­ве­до­ва­ние лес­ным хо­зяйством и т. д.), в ко­то­рых го­су­дарство ви­дит не средство уп­рав­ле­ния, а средство удов­лет­во­ре­ния об­ществен­ных нужд. Слу­чайные по своей при­ро­де и не сос­тав­ля­ющие ус­ло­вия су­щество­ва­ния са­мо­го го­су­дарства, эти функции ста­ли, од­на­ко, не­об­хо­ди­мы, как средство дос­ти­же­ния об­ществен­но­го удобства и пра­вильной де­ятельнос­ти пра­ви­тельствен­ной ма­ши­ны. Они спо­собству­ют ор­га­ни­за­ции об­щества, не бу­ду­чи, од­на­ко, не­об­хо­ди­мой сос­тав­ной частью его.

1476. Ра­зу­ме­ет­ся, эта клас­си­фи­ка­ция ос­но­ва­на, преж­де все­го, на внеш­них, фак­ти­чес­ких раз­ли­чи­ях и не име­ет по­ло­жи­тельно­го фи­ло­софско­го ос­но­ва­ния. Лег­ко мо­жет воз­ник­нуть спор, к ка­кой ка­те­го­рии от­нес­ти те или иные го­су­дарствен­ные функции. В на­шей клас­си­фи­ка­ции мы опи­ра­ем­ся на собствен­ные вы­во­ды, не подкреп­ляя их сно­ва до­ка­за­тельства­ми и до­пус­тив за­ра­нее, что раз­дельная чер­та меж­ду обе­ими груп­па­ми не мо­жет быть про­ве­де­на со­вер­шен­но точ­но.

1477. «Функции пра­ви­тельства, обыч­но приз­на­ва­емые за го­су­дар­ством, – го­во­рит Ст. Милль, – об­ни­ма­ют слиш­ком ши­ро­кое по­ле, что­бы мож­но бы­ло под­вес­ти их под точ­ное оп­ре­де­ле­ние; нет воз­мож­нос­ти найти чер­ты, свойствен­ные всем им, ес­ли не счи­тать об­ще­го им не­оп­ре­де­лен­но­го свойства, на­зы­ва­емо­го «об­щею по­лез­ностью».

1478. I. Не­об­хо­ди­мые функции.

1.Ох­ра­не­ние по­ряд­ка и ог­раж­де­ние лич­нос­ти и иму­щества от на­си­лия и во­ровства.

2. Уза­ко­не­ние от­но­ше­ний меж­ду му­жем и же­ной, ро­ди­те­ля­ми и деть­ми.

3. Рег­ла­мен­та­ция прав вла­де­ния, пе­ре­да­чи и об­ме­на собствен­нос­ти и оп­ре­де­ле­ние от­ветствен­нос­ти за дол­ги и прес­туп­ле­ния.

4. Оп­ре­де­ле­ние прав, вы­те­ка­ющих из до­го­во­ров меж­ду частны­ми ли­ца­ми.

5. Оп­ре­де­ле­ние прес­туп­ле­ния и сле­ду­емо­го на­ка­за­ния.

6. Граж­данский суд.

7. Оп­ре­де­ле­ние по­ли­ти­чес­ких обя­зан­нос­тей и при­ви­ле­гий, рег­ла­мен­та­ции от­но­ше­ний меж­ду граж­да­на­ми.

8. Сно­ше­ние с иностран­ны­ми дер­жа­ва­ми от ли­ца на­ро­да; ог­раж­де­ние го­су­дарства от внеш­них опас­нос­тей и на­па­де­ний; за­щи­та его ин­те­ре­сов в меж­ду­на­род­ных сно­ше­ни­ях.

Эти функции встре­ча­ют­ся при всех фор­мах прав­ле­ния; они об­щеп­риз­нан­ны и не про­ти­во­ре­чат да­же те­ории Спен­се­ра.

1479. II. Функции под­чи­не­ния или слу­жеб­ные. Нет ни­ка­кой воз­мож­нос­ти дать ис­чер­пы­ва­ющий пе­ре­чень тех функций, ко­то­рые мы на­зы­ва­ем фа­культа­тив­ны­ми или слу­жеб­ны­ми, ибо они из­ме­ня­ют­ся в за­ви­си­мос­ти от форм прав­ле­ния. Для на­ших це­лей дос­та­то­чен сле­ду­ющий не­пол­ный пе­ре­чень:

1. Рег­ла­мен­та­ция тор­гов­ли и про­мыш­лен­нос­ти. В этот от­дел мы по­ме­ща­ем мо­нет­ное де­ло, ус­та­нов­ле­ние мер и ве­са, за­ко­ны про­тив рос­тов­щи­чества, раз­да­чу па­тен­тов в раз­лич­ных про­мыс­лах и т. д. Кро­ме то­го, сю­да от­но­сят­ся воп­ро­сы та­мо­жен­но­го та­ри­фа, на­ви­га­ци­он­ные за­ко­ны и т. д.

2. Рег­ла­мен­та­ция тру­да.

3. За­ве­до­ва­ние пу­тя­ми со­об­ще­ния, – вклю­чая воп­ро­сы ре­гу­ли­ро­ва­ния же­лез­но­до­рож­но­го дви­же­ния, – и все­ми круп­ны­ми предпри­яти­ями, име­ющи­ми це­лью под­ня­тия культур­нос­ти края.

4. За­ве­до­ва­ние поч­той и те­лег­ра­фом (в прин­ци­пе, ана­ло­гич­ное с фун­к­ция­ми, от­не­сен­ны­ми к пункту 3‑му).

5. Про­из­водство и распре­де­ле­ние средств ос­ве­ще­ния (га­за) и за­ве­до­ва­ние во­дя­ны­ми со­ору­же­ни­ями и т. д.

6. За­ве­до­ва­ние са­ни­тар­ной частью, вклю­чая са­ни­тар­ный над­зор над раз­лич­ны­ми про­мыс­ла­ми.

7. Об­ра­зо­ва­ние.

8. Приз­ре­ние бед­ных и не­мощ­ных.

9. За­ве­до­ва­ние лес­ным хо­зяйством; раз­ве­де­ние рыб в ре­ках и т. д.

10. За­ко­но­да­тельные ме­ры про­тив рос­ко­ши, нап­ри­мер, «зап­ре­ти­тельные за­ко­ны».

1480. Все го­су­дарства, так или ина­че, вы­пол­ня­ют эти функции. Раз­лич­ные кон­цеп­ции при­ро­ды и обя­зан­нос­тей го­су­дарства, по­рож­ден­ные раз­лич­ны­ми ис­то­ри­чес­ки­ми при­чи­на­ми, из­ме­ня­лись под вли­яни­ем но­вых ус­ло­вий. Эти из­ме­не­ния, спо­собствуя раз­ви­тию идеи го­су­дарства, от­ра­зи­лись и на по­ни­ма­нии его за­дач. Од­на­ко, ока­зы­вая вли­яние на представ­ле­ния о зна­­че­нии функции пра­ви­тельства и на их те­оре­ти­чес­кое обос­но­ва­ние, они ма­ло вли­яли на сущ­ность этих функций. Та­ким об­ра­зом, раз­ли­чия в те­ории ока­за­лось зна­чи­тельно больше, не­же­ли раз­ли­чие в прак­ти­ке…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: