1473. В чем заключаются функции правительства? Разрешение этого вопроса связано с большими трудностями; на него нельзя ответить простым перечислением, как ответил бы физиолог на вопрос о том, в чем заключаются функции сердца? По природе своей правительство едино, а в жизни мы видим их много. Существуют разнообразные правительства. Потому, прежде чем отвечать на вопрос, в чем заключаются функции правительства, следует выяснить, о какой форме правительств идет речь. Различные государства имеют различные представления о своих обязанностях и, в зависимости от этого, они берут на себя выполнение различных задач. Они имеют каждое свое особое происхождение, историю и слагаются под влиянием своеобразных условий; необходимость, расчет или личный произвол направляют их по различным путям. Некоторые из них долго сохраняли первобытные учреждения, которые в былые времена были присущи всем государствам и через которые всем им неизбежно пройти; для других же как будто бесследно миновала пора политического младенчества, и они состарились в сложной деятельности государственного самоуправления.
1474. Сущность вопроса. Необходимо с самого начала заметить, что если, с одной стороны, мы имеем тут дело с вопросом факта, то с другой, здесь выступает вопрос теоретического взгляда. Отметить это различие крайне важно в виде того, что сплошь и рядом рассмотрение факта смешивается с совершенно отличным от него теоретическим вопросом: в чем должны заключаться функции правительства? Необходимо изучать каждый из этих вопросов особо.
1475. Классификация. Для большей ясности изложения можно разделить функции правительства на две группы – основных (необходимых) функций и второстепенных или факультативных. К первой категории мы относим те функции, которые составляют сущность деятельности правительств, а именно ограждения жизни, свободы и собственности граждан, а также и все функции необходимые для правильной гражданской организации общества. Самому крайнему стороннику теории laissez faire эти функции не могут казаться произвольно присвоенными государством, ибо именно он‑то и связывает людей в общество и государство. Ко второй категории мы относим те функции правительств (образование, почта и телеграф, заведование лесным хозяйством и т. д.), в которых государство видит не средство управления, а средство удовлетворения общественных нужд. Случайные по своей природе и не составляющие условия существования самого государства, эти функции стали, однако, необходимы, как средство достижения общественного удобства и правильной деятельности правительственной машины. Они способствуют организации общества, не будучи, однако, необходимой составной частью его.
1476. Разумеется, эта классификация основана, прежде всего, на внешних, фактических различиях и не имеет положительного философского основания. Легко может возникнуть спор, к какой категории отнести те или иные государственные функции. В нашей классификации мы опираемся на собственные выводы, не подкрепляя их снова доказательствами и допустив заранее, что раздельная черта между обеими группами не может быть проведена совершенно точно.
1477. «Функции правительства, обычно признаваемые за государством, – говорит Ст. Милль, – обнимают слишком широкое поле, чтобы можно было подвести их под точное определение; нет возможности найти черты, свойственные всем им, если не считать общего им неопределенного свойства, называемого «общею полезностью».
1478. I. Необходимые функции.
1.Охранение порядка и ограждение личности и имущества от насилия и воровства.
2. Узаконение отношений между мужем и женой, родителями и детьми.
3. Регламентация прав владения, передачи и обмена собственности и определение ответственности за долги и преступления.
4. Определение прав, вытекающих из договоров между частными лицами.
5. Определение преступления и следуемого наказания.
6. Гражданский суд.
7. Определение политических обязанностей и привилегий, регламентации отношений между гражданами.
8. Сношение с иностранными державами от лица народа; ограждение государства от внешних опасностей и нападений; защита его интересов в международных сношениях.
Эти функции встречаются при всех формах правления; они общепризнанны и не противоречат даже теории Спенсера.
1479. II. Функции подчинения или служебные. Нет никакой возможности дать исчерпывающий перечень тех функций, которые мы называем факультативными или служебными, ибо они изменяются в зависимости от форм правления. Для наших целей достаточен следующий неполный перечень:
1. Регламентация торговли и промышленности. В этот отдел мы помещаем монетное дело, установление мер и веса, законы против ростовщичества, раздачу патентов в различных промыслах и т. д. Кроме того, сюда относятся вопросы таможенного тарифа, навигационные законы и т. д.
2. Регламентация труда.
3. Заведование путями сообщения, – включая вопросы регулирования железнодорожного движения, – и всеми крупными предприятиями, имеющими целью поднятия культурности края.
4. Заведование почтой и телеграфом (в принципе, аналогичное с функциями, отнесенными к пункту 3‑му).
5. Производство и распределение средств освещения (газа) и заведование водяными сооружениями и т. д.
6. Заведование санитарной частью, включая санитарный надзор над различными промыслами.
7. Образование.
8. Призрение бедных и немощных.
9. Заведование лесным хозяйством; разведение рыб в реках и т. д.
10. Законодательные меры против роскоши, например, «запретительные законы».
1480. Все государства, так или иначе, выполняют эти функции. Различные концепции природы и обязанностей государства, порожденные различными историческими причинами, изменялись под влиянием новых условий. Эти изменения, способствуя развитию идеи государства, отразились и на понимании его задач. Однако, оказывая влияние на представления о значении функции правительства и на их теоретическое обоснование, они мало влияли на сущность этих функций. Таким образом, различия в теории оказалось значительно больше, нежели различие в практике…