Раздел 2. Античное государство и право

Установление рабовладельческого строя и образование городов-государств в Греции в VIII -VI вв. до н.э.

 

С конца IX в. до н.э. происходит становление раннего рабовла­дельческого строя в Аттике. В это время образуются многие античные полисы. Самые крупные из них - Афины и Спарта.

Материал данной темы представляет собой отрывки из произведений античных авторов, которые характеризуют экономику и общественный строй Афинского и Спартанского государств в VIII - VI до н.э., а также греческую колонизацию того времени.

 

Природа Аттики

Ксенофонт. О доходах

 

Гл. 1....Страна эта от природы такова, что способна приносить очень большие доходы. Чтобы доказать истинность моих слов, я расскажу сначала о природных условиях Аттики. О том, что климат здесь самый мяг­кий, свидетельствуют уже сами произведения земли. Во всяком случае то, что во многих местах не смогло бы даже произрастать, здесь приносит плоды. Подобно земле и море, окаймляющее берега страны, также в высшей степени благодатно. И вообще все блага, какие только боги посылают лю­дям в различные времена года, все это здесь раньше всего появляется, и позже всего кончается. Однако эта страна не только изобилует произведе­ниями, цветущими и созревающими в течение года, она имеет также и веч­ные блага. Ибо от природы в ней имеется в изобилии камень[11], из которого делаются прекраснейшие храмы, красивейшие алтари, великолепнейшие из­ваяния богов. На него большой спрос и со стороны варваров. Есть здесь и такая земля, которая, если засевать, не приносит плодов, а если ее рас­капывать, прокармливает значительно большее число людей, чем, если бы на ней уродился хлеб. Несомненно, она содержит серебро по божественному предопределению. По крайней мере, ни в один из тех многочисленных горо­дов, которые расположены по соседству (с Аттикой) и на суше и на море, не проходит даже маленькая жилка среброносной породы... Более того, хо­тя страна афинян и не со всех сторон омывается морем, тем не менее, она подобно острову при помощи всевозможных ветров привозит все, в чем нуж­дается, и вывозит все, что пожелает; ибо с обеих сторон она окружена морем. И по суше она также получает много товаров благодаря торговле; ведь она - на материке. Наконец, большинству других городов много хло­пот доставляют живущие рядом с ними варвары, а соседями афинян являются такие города, которые и сами более всего удалены от варваров.

Гл. 3. Теперь я расскажу о том, какие преимущества и выгоды представляет город афинян и для занятия торговлей. Прежде всего, для кораблей он имеет самые хорошие и самые надежные гавани; в них можно укрыться и спокойно переждать бурную погоду...

Гл. 4. Я считаю, однако, что если будут разрабатываться надлежа­щим образом серебряные рудники, то от них одних и без других доходов будет поступать огромное количество денег.

 

Хрестоматия по истории Древней

           Греции/ под ред. Д. П. Каллистова.

- М., 1964. - С. 344 – 346, 348.

 

Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н.э.

Плутарх. Солон

 

Греческий писатель и философ Плутарх (ок. 46 - ок. 127 гг. н. э.) прославился своими параллельными биографиями, где на основании истори­ческих источников описал жизнь выдающихся лиц: одного из греческой ис­тории, другого - из римской.

XIII....Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя богатым шестую часть урожая; их назы­вали «гектеморами»[12] и «фетами»[13]; другие брали у богатых в долг деньги по залог тела; их заимодавцы имели право обратить в раб­ство; при этом одни оставались рабами на родине, других прода­вали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собствен­ных детей (никакой закон не воспрещал этого и бежать из отече­ства из-за жестокости заимодавцев.

 

Плутарх. Сравнительные жизнеописания.

В 3 томах. М., 1961.- Т. 1.

Борьба демоса с аристократами и его победа

Плутарх. Солон

XIII....Но огромное большинство, и к тому же люди большой физи­ческой силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равно­душными зрителями, а выбирать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй.

XIV. Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Со­лон, пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, кото­рый не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки го­сударственные дела и положить конец раздорам...

XV....Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг «под залог тела»...

Но большинство авторов утверждают, что сисахтия[14] состояла в уничтожении всех долговых обязательств, и стихотворения Солона находятся в большом согласии с этим свидетельством. Солон с гордостью говорит в них, что с заложенной раньше земли он Поставленных камней закладных много снял: Свободная ныне прежде бывшая рабой, и что из числа закаба­ленных за долги граждан одних он вернул с чужбины, уж аттическую речь Забывших, словно странствовал много раз. А тех, кто дома рабства тяжкого позор переносил, он, по его словам, сделал свободными...

XVI. Солон не угодил ни той, ни другой стороне: богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных еще больше - тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись, и, по примеру Ликурга[15], не установил полного равенства жизненных условий... Там же.

 

Права граждан афинского государства

Плутарх. Солон

 

XVII. Итак, Солон прежде всего отменил все законы Драконта, кроме законов об убийстве; он сделал это ввиду жестокости их и строгости на­казаний: почти за все преступления было назначено одно наказание-­смертная казнь; таким образом, и осужденные за праздность подвергались смертной казни, и укравшие овощи или плоды несли то же наказание, как и святотатцы и человекоубийцы. Поэтому впоследствии славилось выражение Демада[16], что Драконт написал законы кровью, а не черной краской. Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупного он не нашел большего.

XVIII. Во-вторых, желая оставить все высшие должности за богаты­ми, как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых про­стой народ раньше не участвовал, допустить и его. Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал их «пентакосиомедимнами[17], вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер; этих называли «принадлежащими к всадникам»; «зевгитами» были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер и тех и других продуктов вместе. Все остальные назывались «фетами»; им он не позволил исполнять никакой должности; они участвовали в уп­равлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями. Последнее казалось в начале ничего, не значащим правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Даже на приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также аппелировать в суд. Говорят, даже некоторой неясностью и многочисленными про­тиворечиями в тексте законов Солон возвысил значение судов: благодаря этому, когда предмет спора не мог быть решен на основании законов, при­ходилось всегда иметь надобность в судьях и всякое спорное дело вести пере ними, так как они были некоторым образом господами над законами. Об этом их авторитете Солон сам говорил в похвалу себе: Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался, Чести его не лишил, но и не дал лишних прав. Также о тех позаботился я, кто богатством и силой Всех превзо­шел, - чтобы их не опозорил никто...

XIX. Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся ар­хонтов; он и сам был членом его как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четы­рех фил. Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в Народное собрание без предвари­тельного обсуждения. А «верхнему совету»[18] он предоставил надзор за всем и охрану законов: он рассчитывал, что государство, 

 

Остракизм

Остракизм (от греч. ostracon - черепок буквально голосование че­репками, изгнание отдельных граждан по решению Народного собрания (обычно на 10 лет. Введенная Клисфеном мера направлена против возмож­ности тирании в Афинах. Каждый обладавший правом голоса гражданин пи­сал на черепке имя того, кто опасен для народа. Остракизм имел место в VI V вв. до н. э. в Афинах, в Артосе. По Плутарху (Аристид, 1), «остракизм никогда не применялся к бедным, но лишь к людям знатным и могущественным, чья сила была ненавистна согражданам».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: