Раздел 4. Философские проблемы сознания

Сознание. Самосознание как особое специфическое свойство сознания человека.

Альберт Николаевич Книгин (р. 1929) — к.ф.н., проф. каф. онтологии, теории познания и социальной философии философского фак-та ТГУ.

В 1954 году закончил филос. фак-т Ленинградского гос. ун-та. В 1957 г. защитил кандидатскую диссертацию «Соотношение логики формальной и логики традиционной». С 1957 г. по 1962 г. преподавал в Томском гос. ун-те и в Томском политехническом институте. На кафедре философии ТПУ Книгину довелось работать совместно с выдающимся рос. логиком и философом Вл. Ал. Смирновым. С 1962 по 1971 гг. работал зав. каф. марксизма-ленинизма Армавирского педаг. института. С 1971 г. преподавал в ТПИ, а с 1982 г. по 2009 г. — в ТГУ, где читал курсы «Учение о категориях» и «Философские проблемы сознания».

Осн. труды: «Философские проблемы сознания». Томск: Изд-во Том. унт-та, 1999; «Учение о категориях». Томск: Изд-во Том. унт-та, 2002; К вопросу о соотношении логики математической и логики традиционной // Вестник ЛГУ, серия экономики, философии и права. Ленинград, 1958 г. № 5; Специфика истинности математических выражений закона // Некоторые вопросы критерия истины в научном познании. Краснодар, 1969. Использование анализа и синтеза //Основы методики преподавания философии. М., 1971. Философия и метафилософия // Структура философского знания. Томск, 1986.

А.Н. Книгин. Философские проблемы сознания

В.И. Несмелов. Наука о человеке

«Быть объектом самого себя, то есть мыслить себя как не себя самого субъект никогда и ни в каком случае не может. Поэтому самосознание не есть представление себя самого как не себя, а есть утверждение себя в его действительном отличии от всякого действительного ограничения его, и потому самосознание в качестве познания не есть выражение себя как явления для себя, а есть утверждение себя как действительно существующего предмета наряду с другими. Здесь «сознание и бытие оказываются вполне тождественными».

«Я утверждаю бытие внешнего мира только потому, что я утверждаю своё собственное бытие в этом мире». «Дан ли мир субъекту, или создан им — это совершенно безразлично» (с. 128).

К. Юнг. Настоящее и будущее

«Мир существует, лишь будучи осознанным посредством психики, приходя к языку. Сознание есть условие бытия» (с. 134).

Л.М. Лопатин. Понятие души

«Единство нашего сознания есть не производный, а основной факт нашей психической жизни; это коренное условие самой возможности каких бы то ни было субъективных явлений вообще. Значение [этого] глубоко понимал Кант» [в учении о трансцендентальной апперцепции — Л.К. ] (с. 195).

М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества

«Свидетель и судия. С появлением сознания в мире … мир (бытие) радикально изменяется. Камень остаётся каменным, солнце солнечным, но событие бытия в его целом … становится совершенно другим, потому что на сцену земного бытия впервые выходит новое и главное действующее лицо события — свидетель и судия. … [Бытие] перестало просто быть, а стало быть в себе и для себя … и для другого, потому что оно отразилось в сознании другого» (с. 341).

П. Тиллих. Систематическое богословие

[Субъективный разум] «всегда актуализирован в … индивидуальном «я», которое всегда соотнесено со своей средой и своим миром в терминах восприятия и реакции. Сознание воспринимает и реагирует. Воспринимая разумно, сознание овладевает своим миром, реагируя разумно, сознание свой мир формирует».

«Мы преобразовываем реальность соответственно тому, как мы ее видим, и видим ее соответственно тому, как ее преобразуем» (с. 84).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: