Плутарх о возникновении спартанского общества и государственного строя

О законодателе Ликурге невозможно сообщить ничего строго достоверного...о его законах и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы...

Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с...царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия... Двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогли народу хранить отечество от тирании...

...Ликург поставил двадцать восемь старейшин скорее всего для того, чтобы вместе с двумя царями их было ровно тридцать....Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари. Но впоследствии толпа разного рода изъятиями и прибавлениями стала искажать и уродовать утверждаемые решения, и тогда цари Полидор и Теопомп сделали к ретре такую приписку: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить», то есть решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное.

...Первых старейшин Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он постановил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших шестидесяти лет, того, кто будет признан самым доблестным...

...Народ и в этом случае, как и во всех прочих, решал дело криком. Соискателей вводили не всех сразу, а по очереди; в соответствии со жребием, и они молча проходили через собрание. Избранным объявлялся тот, кому кричали больше и громче других...

...Ликург придал государственному управлению смешанный характер, но преемники его, видя, что олигархия все еще чересчур сильна... набрасывают на нее, словно узду, власть эфоров-блюстителей.

I

Создание должности эфоров послужило не ослаблению, но упрочению государства: оно лишь на первый взгляд было уступ­кой народу, на самом же деле - усилило аристократию....Отказавшись от чрезмерной власти, спартанские цари вместе с тем избавились и от ненависти, и от зависти; им не пришлось испытать того, что мессенцы и аргивяне учинили со своими правителями, не пожелавшими поступиться ничем в пользу народа...

Второе и самое смелое из преобразований Ликурга — передел земли.

...Ликург... уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное ра­венство... Он разделил Лаконию между периэками, или, иначе говоря, жителями окрестных мест, на тридцать тысяч участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте, — на девять тысяч, по числу семей спартиатов... Каждый надел был такой величины, чтобы приносить по семидесяти медимнов (медимн — мера сыпучих тел, около 52,5 л.) ячменя на одного мужчину и по двенадцати на женщину и соразмерное количество жидких продуктов...

...Затем Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла... Ремесленники, вынужденные отказаться от производства бесполезных предметов, стали вкладывать свое мастерство в предметы первой необходимости.

Чтобы нанести роскоши и страсти к богатству еще более решительный удар, Ликург провел третье и самое прекрасное преобразование - учредил общие трапезы: граждане собирались вместе и все ели одни и те же кушанья...

На трапезы собиралось человек по пятнадцати, иной раз немногим менее или более. Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра (хой — мера жидкости, равная 3,283 литра; мина - единица веса, колебавшаяся от 440 до 600 грамм), две с половиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы...

...Одним из благ и преимуществ, которые доставил согражда­нам Ликург, было изобилие досуга. Заниматься ремеслом им было строго-настрого запрещено...

Землю их возделывали илоты, внося назначенную подать...

...Низким и рабским считали они всякий ручной труд, всякие заботы, сопряженные с наживой.

(Плутарх, Сравнительные жизнеописания, m.l, M., 1961; «Ликург», с.53, 57-61, 71-72, 76)

   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: