Проницательные читатели

I

Молодая жена! Ты «Что делать?» взяла.

Эта книга полна

Всякой грязи и зла.

Брось зловредный роман,

В нем разврат и порок —

И поедем канкан

Танцевать в «Хуторок»!

II

Нет, положительно, роман

 «Что делать?» нехорош!

Не знает автор ни цыган,

Ни дев, танцующих канкан,

Алис и Ригольбош.

 Нет, положительно, роман

«Что делать?» нехорош!

Великосветскости в нем нет

Малейшего следа.

Герой не щеголем одет

И под жилеткою корсет

Не носит никогда.

Великосветскости в нем нет

Малейшего следа.

Жена героя — что за стыд! —

Живет своим трудом;

Не наряжается в кредит

И с белошвейкой говорит —

Как с равным ей лицом.

Жена героя — что за стыд! —

Живет своим трудом.

Нет, я не дам жене своей

Читать роман такой!

Не надо новых нам людей

 И идеальных этих швей

В их новой мастерской!

 Нет, я не дам жене своей

Читать роман такой!

Нет, положительно, роман

«Что делать?» нехорош!

 В пирушках романист — профан,

И чудеса белил, румян

Не ставит он ни в грош.

Нет, положительно, роман

«Что делать?» нехорош!

Курочкин В.С. Собр. Стихотв. С. 181-182.

 

Д. Д. Минаев

РЕНЕГАТ

По недовольной, кислой мине,

 По безобидной воркотне,

По отвращенью к новизне

Мы узнаем тебя доныне,

Крикун сороковых годов!..

Когда-то, с смелостью нежданной,

Среди российских городов,—

Теоретически-гуманный, 

Ты развивал перед толпой,

Из первой книжки иностранной,

Либерализм еще туманный,

Радикализм еще слепой.

Каратель крепостного ига,

Ты рабство презирал тогда,

Желал свободного труда;

Ты говорил красно, как книга,

О пользе гласного суда.

Предвестник лучшего удела,

Такую речь бросал ты в свет:

«И слово самое есть дело,

Когда у всех нас дела нет!..»

Глашатай будущей свободы,

Ты в дни печали и невзгод

Сидел у моря — ждал погоды

 И нам указывал вперед.

Но вот пришло иное время,          

Свободней стала наша речь,

 И рабства тягостное бремя

Свалилось с крепких русских плеч.

Открытый суд с толпой «присяжных»

К нам перешел из чуждых стран;

Вдруг отошел на задний план.

Защитник слабых, подневольных,

Переменив свой взгляд, свой вид,

Теперь, в разряде «недовольных»,

Порядки новые бранит.

Как промотавшийся повеса,

Смолк либеральный лицемер

В толпе друзей полу-прогресса,

Полу-свободы, полумер...

Движеньем новым сбитый с толку,

Везде чужой, где нужен труд,

Корит он прессу втихомолку

И порицает гласный суд;

Из-за угла и не без страха

Бросает камни в молодежь,

И оперетки Оффенбаха

 В нем возбуждают злости дрожь.

Зато порой, по крайней мере,

Отводит душу он: готов

Отхлопать руки все в партере,

Когда поют «Говорунов».

 

О ренегаты! Вам укоров

Мы не пошлем… Казнить к чему ж

Давно расстриженных фразеров,

Сороковых годов кликуш!..

Их гнев м старческая злоба

Уже бессильны в наши дни, -

Так пусть у собственного гроба

Теперь беснуются они!

(Искра, 1868. № 49; Поэты «Искры», т. 2, Л., 1955, с. 218-219)

 

В. И. Богданов

БЕСЕДА С МУЗОЮ

(В чисто классическом роде)

Как-то муза мне сказала, Потрепав меня рукой:

«Влас, мой друг, ты пишешь мало, Пой! пой! пой!»

И ответил я сестрице:      

  «Я спою тебе, изволь,

 Как живет у нас в столице Голь, голь, голь.

В тех углах, где близ заборов, Мостовых, панелей нет,

Где чуть теплится Шандоров2

Свет! свет! свет!

Где лачужки длинным строем Догнивают, искосясь,

Где лежит глубоким слоем Грязь, грязь, грязь;

Где всю жизнь одни лишения Жалких тружеников ждут,

 Где тяжел до изнуренья

Труд, труд, труд...»

' «Говоруны» — пьеса Й. Манна, пасквиль на «нигилистов».

 2 Шандоров свет — освещение керосином фирмы «Шандор».

                                                                                                                                                   240

— Стой! — прервала муза, — вникнет
                  В эту песнь сонм важных лиц,

                 И как раз тебе он крикнет:

                           Цыц! цыц! цыц!

Скажут: песня не из лестных... Навлечешь как раз их гнев, Лучше пой, брат, про прелестных Дев, дев, дев.

Обратись к луне, к природе, Пой утехи юных лет —

Ведь поет же в этом роде Фет, Фет, Фет.

Если ж жизнь тебя прельстила, То ты можешь воспевать,

Как живет изящно, мило

Знать, знать, знать.

Как столица ослепляет Непривычный к блеску глаз, Как на улицах блистает

Газ, газ, газ;

Как весь год жилося славно, Что в балете ты видал,

Как Ефремов дал недавно Бал, бал, бал;

Как... да ну, бериже лиру

И скорей про край родной

Песню сладенькую миру                 

Пой! пой! пой!

(Искра, 1803, № 48; Поэты «Искры», т. 2. Л:, 1955, с. 521—522)

 

ЗАМЕТКИ СО ВСЕХ КОНЦОВ СВЕТА

Заявленное Парижской коммуной требование полной муни­ципальной свободы и автономии для г. Парижа до глубины души возмутило версальское национальное собрание. Оно готово Г)ыло помириться с республикой, готово было дать какую угодно пюбоду всему французскому народу, в среде которого всегда найдутся миллионы безграмотного и полуграмотного люда, гото-ного подать свои голоса не только за умеренных республиканцев, но даже за легитимистов и клерикалов. Но муниципальная авто­номия больших городов, где сосредоточены значительные массы образованного пролетариата, дело совершенно неподходящее.

241

В таких местах может ведь как раз подняться целый ряд самых неудобоваримых вопросов для разных рантьеров и проприетеров. Недаром Тьер в заседании 8-го апреля заявил, что немедленно сложит с себя должность, если в городах, имеющих более 20 000 жителей, мэры будут выбираемы городским населением, а не назначаемы от правительства. Все это совершенно естественно: Тьер поставил себе задачей восстановить «порядок», а во Франции уже сильно повеяло духом, энергически протестующим против существовавшего доселе порядка. Залпы орудий между Версалью и Парижем решают теперь это маленькое недоразумение, выражающееся пока в диалоге, который поется двумя хорами, версальским и парижским, под аккомпанемент пушечных залпов и трескотни митральез.

Хор версальский

Мы — Домовладельцы, Мы — владельцы ренты.

Хор парижский

Ваши квартиранты мы, мы — рабочий класс.

Хор версальский

Нет, вы — коммунисты, воры, инсургенты...

Хорпарижский

Вы ж — эксплуататоры обнищавших масс.

Хор версальский

В нас все средства Франции, мы — ее богатство:

Хор парижский

В нас вся сила Франции, мы — ее весь труд.

Хор версальский

Не платить по векселю — это святотатство.

Хор парижский             

Грех долги там требовать, с голоду где мрут.

Хор версальский

Плата за квартиру — это долг священный!

Хор парижский                                         

Без квартир прикажете околеть, что ль, нам?

Хор версальский

Нет, платить вы можете; смолк ведь гром военный.

Хор парижский

А найти мы можем ли сбыт своим трудам?

Хор версальский

Мы не виноваты, если вы фортуною Несколько обижены... божья воля тут.

Хор парижский

Нет, пускай обсудится городской коммуною Все, как капитал заедает тяжкий труд.

Пусть решит сомнения голос всей столицы.

Хор версальский

Голос массы уличной? Это пустяки! Вас в Париже тысячи, нас же единицы...

Хор парижский

Ну так пусть все прения порешат штыки.  

 

(Искра, 1871, № 16; Поэты «Искры», т. 2. Л., 1955, с. 568)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: