Глава первая
Положения общие
1. Древностями, подлежащими охране, почитаются все памятники
зодчества, ваяния, живописи и иного искусства до половины XIX века,
замечательные по своему художественному, историческому или архео
логическому достоинству, а равно акты, рукописи и первобытные древ
ности. Означенные памятники подразделяются: на а) представляющие
Интерес государственный и б) местный.
2. Действию сего Положения подлежат все древности, признанные
требующими охраны (ст. 1), независимо того, какому ведомству, уста-
293
Ст. 10. Все административные учреждения обязаны оказывать свое содействие археологическим органам как центральному, так и окруж-ным.
Ст. 11. Запрещается разрушать, разбирать или видоизменять без узаконенного разрешения памятники церковной, гражданской и военной архитектуры, со всеми их художественными принадлежностями, или их остатки, находящиеся на казенных, общественных, церковных и частных землях, под ответственностью тех властей и лиц, в заведывании или владении которых те памятники или земли находятся.
|
|
Ст. 12. Памятник старины, находящийся в частном владении, если принадлежит к недвижимости, может быть отчужден, согласно ст.575-й и последующих т. X, ч. 1, при признании за ним государственного или общественного, а также особо художественного или археологического значения.
Ст. 13. За перемещение, снесение, разрушение или изменение памятников старины (ст.2), без надлежащего разрешения, виновные в том, сверх уголовного наказания, обязаны восстановить на свой счет уничтоженные части памятников, когда это окажется возможным по заключению окружного общества или Центрального комитета, причем возбуждение преследования предоставляется окружным археологическим органам.
Примечание. Уголовные законы должны быть пополнены статьею, карающею за эти действия.
Ст. 14. Вывоз за пределы России предметов старины, признанных, по постановлению центрального или окружного органа, имеющими особо важное или государственное, археологическое или художественное значение, безусловно воспрещается, под страхом конфискации в пользу государства.
Примечание. Всякий владелец, желающий продать коллекцию древностей, упомянутых в ст. 14, или отдельный предмет, обязан заявить о том. окружному археологическому обществу и только, если правительство откажется от приобретения таковых, то владелец может ходатайствовать через окружное общество пред Центральным комитетом о разрешении на вывоз тех коллекций или предмета за границу.
Ст. 15. Предметы, найденные при раскопках, производимых окружными обществами, распределяются между подлежащими хранилищами, наиболее же важные представляются на высочайшее благоусмотрение государя императора.
|
|
Ст. 16. О всяком случае находки клада и вообще древностей местная полиция обязана немедленно, под страхом ответственности, извещать окружное археологическое общество.
292
Глава IV
О средствах на содержание памятников старины в сохранности
Ст. 17. Памятники старины, имеющие государственное значение, содержатся на средства государства, за исключением находящихся в ведении учреждений, обладающих на то достаточными средствами; памятники местного значение — на средства местных, церковных, городских, земских или соответствующих им учреждений и иных, в ведении которых они находятся.
Ст. 18. В распоряжение Центрального археологического комитета и для распределения между округами, правительством ежегодно ассигнуется определенная сумма на расходы по охранению памятников старины: 1) на случай безотлагательной надобности в ремонте и реставрации, 2) на выдачу субсидий тем местным учреждениям, которые, по незначительности своих средств, не могут достойно содержать находящиеся в их ведении важные художественные или археологические памятники, а также 3) на поддержание памятников, заведывание коими не лежит на обязанности каких-либо точно определенных учреждений или которые принадлежат неимущим частным лицам.
Ст. 19. Все прежние законоположения по охранению предметов старины, несоответствующие настоящему, сим отменяются.
Охрана памятников истории и культуры
в России. XVIII — начало XX вв.
Сборник документов. М., 1978. С. 279—284.
№ 178. 1911 г.
Проект «положения об охране древностей» в окончательной форме со внесенными в него поправками
Глава первая
| Положения общие
1. Древностями, подлежащими охране, почитаются все памятники
зодчества, ваяния, живописи и иного искусства до половины XIX века,
замечательные по своему художественному, историческому или архео
логическому достоинству, а равно акты, рукописи и первобытные древ
ности. Означенные памятники подразделяются: на а) представляющие
Интерес государственный и б) местный.
2. Действию сего Положения подлежат все древности, признанные
требующими охраны (ст. 1), независимо того, какому ведомству, уста-
293
новлению или учреждению принадлежит ближайшее ими заведывание
или управление.
Примечание. На священные предметы церковной старины, поскольку таковые представляют собою предметы религиозного почитания и служат для удовлетворения религиозных потребностей или состоят в обиходе церковного богослужения, непосредственная охрана коих лежит на обязанности православной церкви, действие сего Положения распространяется в особом порядке, как объяснено ниже. Древности, находящиеся в частной собственности подлежат действию сего Положения лишь в пределах, особо нижеуказанных.
3. Охрана древностей (ст. 1 и 2) лежит на Министерстве внутренних
дел, через посредство особо организованных центрального и окружных
археологических комитетов.
Глава вторая
О комитете по охране древностей
4. Для охраны древностей, а также для объединения, направления,
руководства и надзора за деятельностью всех учреждений и лиц, при
званных к таковой охране, при Министерстве внутренних дел образует
ся Центральный комитет по охране древностей.
5. Комитет состоит из председателя и следующих лиц: представите
ля от императорской Академии наук, двух представителей от импера
торской Академии художеств, по одному — от императорской Археоло
гической и императорской Археографической комиссий, от высочайше
учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи и от Тех-
ническо-строительного комитета при Министерстве внутренних дел, от
ведомства православного исповедания, всех министерств и Государст
венного контроля, а также представителей от окружных археологичес
ких комитетов — по два от С.-Петербургского и Московского и по од
ному от остальных, избираемых или назначаемых на три года.
|
|
6. Сверх лиц, в предыдущей статье исчисленных, в состав Комитета
могут быть приглашаемы, на один год, председателем, в качестве пол
ноправных членов не более трех лиц из числа ученых, участие коих бу
дет признано желательным. Независимо сего, святейшим Синодом на
значаются два члена, избираемых им из состава Комиссии для описа
ния синодального архива и Техническо-строительного комитета хозяй
ственного управления при святейшем Синоде.
Примечание. Означенные в §§ 5 и 6 лица по должности членов Комитета пользуются правами государственной службы за исключением права на получение содержания и на выслугу пенсии, и должность их относится к V классу.
294
ТР
7. Председатель Комитета назначается именным высочайшим ука
зом по представлению министра внутренних дел.
8. Члены Комитета назначаются высочайшими приказами, по пред
ставлению министра внутренних дел. При назначении членов Комите
та от ученых учреждений и от ведомств министр внутренних дел дейст
вует по соглашению с их главным начальством.
9. По назначению министра внутренних дел, один из членов Коми
тета состоит заместителем председателя, на случай его болезни или от
сутствия, а другой из членов — правителем дел Комитета. На правите
ле дел лежит ближайшее наблюдение за делопроизводством Комитета
и доклад по делам на заседаниях Комитета. При Комитете состоит кан
целярия.
10. Председателю предоставляется приглашать на заседания Коми
тета с правом совещательного голоса, всех лиц, участие коих он призна
ет полезным.
11. К предметам ведения Комитета относятся: а) установление спо
собов регистрации древностей, признание сих последних требующими
охраны (ст.1) и составление их общих по Империи списков, а равно и
определение, какие именно памятники имеют государственное и какие
местное значение; б) выработка ежегодных сметных предположений о
расходах, потребных на охрану древностей, в пределах сего Положения;
в) заключения по представлениям и ходатайствам о расходах из средств
государственного казначейства в пособие историческим, этнографиче
ским, археологическим и археографическим обществам, музеям, до
ступным публичному обозрению собраниям и т.п., кроме тех, которые
существуют на основаниях, в особых о них положениях означенных; г)
изменение числа и распределение археологических округов, их прост
ранство и избрание обществ и учреждений, коим может быть предо
ставлено заведывание теми округами; д) составление инструкций мест
ным учреждениям, принявшим на себя заботу по охранению древнос
тей, рассмотрение отчетов о деятельности таковых учреждений, назна
чение им воспособлений из имеющихся в распоряжении Комитета
сумм, и вообще все дела, относящиеся к руководству, согласованию и
направлению деятельности учреждений, подведомственных Комитету;
е) разрешение разномыслии, возникающих по охране древностей меж
ду учреждениями и лицами, подведомственными Комитету и теми ли
цами и учреждениями различных ведомств, в ближайшем заведывании
или управлении коих означенные древности находятся; ж) разрешение
всех вопросов относительно реставрации и ремонта памятников древ
ности, признанных имеющими государственное значение; з) рассмот
рение по жалобам заинтересованных лиц всех дел о производстве рас
копок или о выдаче разрешений на производство таковых; и) снаряже
ние ученых командировок для освидетельствования особо важных па-
|
|
295
мятников древности, а равно снаряжение археологических и археографических экспедиций; и) распространение в обществе сведений относительно находящихся в империи древностей; к) наблюдение за тем, чтобы соблюдались правила, изложенные в сем Положении.
12. Всякое предположение правительства, требующее разрешения в
законодательном порядке или в порядке верховного управления, от ка
кого бы ведомства ни исходило, в той части, в какой относится к зада
чам Комитета по охране древностей, получает дальнейшее движение не
иначе, как по предварительном рассмотрении в Комитете.
13. Работы по сломке и перестройке древних зданий и сооружений,
признанных подлежащими охране, а также отчуждение и переделка
признанных подлежащими охране предметов, производится не иначе,
как по предварительном соглашении с Центральным комитетом — по
памятникам, имеющим государственное значение, и с окружным — по
памятникам местного значения. В случае, если кто либо приступит к оз
наченным в сей статье работам без такового соглашения, Комитет не
медленно принимает меры к прекращению работ, а в случае распоряже
ний об отчуждении или переделке предметов принимает меры к немед
ленной отмене означенных распоряжений.
14. Комитету принадлежит возбуждение вопросов об отчуждении в
пользу государства находящихся в частном владении мест, особо замеча
тельных в историческом отношении или дающих повод рассчитывать на
открытие исключительной важности древностей. Означенное отчуждение
производится в общем порядке, законами гражданскими определенном.
15. В Комитете дела решаются по большинству голосов, а при ра
венстве их, председатель дает перевес тому мнению, к коему он присо
единится.
Обыкновенные сессии заседаний Комитета должны быть не менее 4 раз в году; в экстренных же случаях созываются чрезвычайные заседания для решения дел, не терпящих отлагательства. Иногородние члены Комитета, не позже как за две недели, извещаются о дне сессии Комитета с перечислением назначенных к слушанию дел.
Примечание. Для признания собрания законно состоявшимся необходимо присутствие не менее половины членов, имеющих право решающего голоса.
16. Председатель Комитета периодически докладывает министру
внутренних дел о работах Комитета.
17. В случаях, когда по делу, рассмотренному Комитетом, имеется
заявление кого-либо из его членов о несогласии его с решением Коми
тета, то это заявление прилагается к протоколу и решение Комитета по
этому делу представляется на утверждение министра внутренних дел.
18. Комитет руководствуется в своей деятельности наказом, проект
которого, составляемый Комитетом на основаниях, в сем Положении
296
означенных, министр внутренних дел вносит на суждение Совета министров.
19. Комитет имеет печать с изображением Государственного герба и
с своим наименованием.
20. Комитет составляет ежегодно отчет о своей деятельности, кото
рый по утверждении его министром внутренних дел, публикуется во
всеобщее сведение.
Глава третья
Об окружных органах, ведающих охрану древностей
21. Российская Империя разделяется на 15 округов, во главе кото
рых стоят местные окружные археологические комитеты, в составе,
каждый, следующих губерний и областей:
1. С.-Петербургский.
С.-Петербургская.
Новгородская.
Олонецкая.
Псковская.
Тверская.
Смоленская.
Архангельская.
Вологодская.
2. Московский. |
Московская.
Костромская.
Калужская.
Владимирская.
Тульская.
Ярославская.
Рязанская.
Нижегородская.
3. Киевский. |
Киевская.
Подольская.
Волынская.
Минская.
Могилеве кая.
Черниговская.
Полтавская.
4. Виленский. |
Виленская.
Ковенская.
Гродненская.
5. Прибалтийский. |
Эстляндская.
Лифляндская.
Курляндская.
297
6. Казанский. |
Казанская.
Пермская.
Вятская.
Симбирская.
Оренбургская.
Уфимская.
Самарская.
7. Саратовский. 8. Харьковский. |
Саратовская.
Тамбовская.
Пензенская.
Харьковская.
Орловская.
Курская.
Воронежская.
Область Войска Донского.
9. Варшавский. 10. Одесский. |
Губернии Привислянского края.
Херсонская.
Бессарабская.
Екатеринославская.
Таврическая.
11. Кавказский. |
Губернии и области, входящие
в состав Кавказского наместничества
и Ставропольская губерния.
12. Оренбургский. |
Оренбургская.
Уральская.
Астраханская.
13. Сибирский. 14. Минусинский. 15. Туркестанский. |
Губернии Северной Сибири.
Губернии Южной Сибири.
Туркестанский край.
Примечание. В зависимости от дальнейшего хода дела, число и объемы округов могут изменяться.
22. Обязанности окружного археологического комитета, по соглаше
нию с Центральным комитетом, возлагаются на местные археологичес
кие или исторические общества и учреждения. Эти комитеты избирают
из своей среды, на три года, двух лиц: одного специалиста по доистори
ческой археологии и одного специалиста по памятникам искусства для
постоянных занятий по делам окружного археологического комитета.
23. В местностях, где не имеется соответствующих учреждений, или
же почему-либо не может быть достигнуто Комитетом указанное в
ст. 22 соглашение, Комитет образовывает на основаниях, им вырабо
танных, местные о древностях попечительства.
24. К предметам ведения местных учреждений, принявших на себя
заботу по охранению древностей (ст. 21 и 22), а равно образованных Ко-
298
митетом попечительств (ст. 23), относятся: а) приведение в известность, обследование и регистрация местных памятников древности; б) наблюдение за сохранностью местных древностей, признанных в порядке сего Положения требующими охраны (ст. 1); в) разрешение всех вопросов, связанных с ремонтом и реставрацией памятников местного значения; г) производство археологических раскопок и исследований, причем отчеты о раскопках должны быть представляемы в императорскую дрхеологическую комиссию в С.- Петербурге и в императорский Российский Исторический музей в Москве; д) забота об охране актов и других памятников письменности и сношения по сему предмету с губернскими учеными архивными комиссиями тех губерний, которые входят в состав данного археологического округа.
25. Центральному комитету принадлежит право отменять всякое, ка
сающееся охраны древностей, распоряжение местного учреждения,
равно как на Комитете лежит обязанность наблюдать, дабы все дейст
вия местных учреждений касающиеся охраны древностей, были согла
сованы с законами.
26. Исчисленные в ст. ст. 21—23 учреждения получают ежегодное
пособие из сумм, находящихся в распоряжении Комитета по охране
древностей, в размере, определяемом названным Комитетом для каж
дого из сих учреждений. Пособия эти могут расходоваться местными
учреждениями на регистрацию, охрану, обследование памятников и
производство раскопок, в чем Комитет удостоверяется из подробных
по сему предмету отчетов, ежегодно представляемых Комитету в сроки,
им указанные.
Глава четвертая
О порядке и пределах охраны древностей
27. Признание памятников древности (ст. 1.) подлежащими охране производится путем внесения в списки (регистрации), составляемые местными по охране древностей учреждениями и утверждаемые Центральным комитетом по охране древностей.
Примечание 1. Регистрация священных предметов церковной старины, поскольку таковые представляют собой предметы религиозного почитания и служат для удовлетворения религиозных потребностей или состоят в обиходе церковного богослужения, происходит по сношении с местным епархиальным начальством, причем все разномыслия, предварительно решения дела Комитетом, вносятся на уважение святейшего Синода, определение коего приводится в исполнение обер-прокурором святейшего Синода, по соглашению с министром внутренних дел в порядке ст. 16-17 сего Положения.
299
Примечание 2. Означенные в настоящей статье списки, по утверждении их Центральным комитетом, представляются министром внутренних дел в правительствующий Сенат для распубликова-ния в установленном порядке.
Примечание 3. Правила о составлении, ведении и хранении означенных списков издаются Центральным комитетом.
28. Все жалобы и заявления по поводу списков (ст.27) разрешаются
Центральным комитетом, но не иначе, как по сношении с соответст
венным местным по охране древностей учреждением.
29. Ремонт и реставрация древностей, признанных подлежащими
охране (ст. ст. 1 и 27) не могут быть производимы иначе, как по указа
нию и заключению Центрального или окружного комитетов по принад
лежности (ст. ст. 11 и 24). Реставрация и ремонт памятников государст
венного значения производятся Центральным комитетом при непре
менном участии местных окружных комитетов.
Запрещается разрушать, разбирать и видоизменять, без указанного разрешения, памятники церковной, гражданской и военной архитектуры со всеми их художественными принадлежностями, или их остатки, находящиеся на казенных, общественных, церковных и частных землях, под ответственностью, как тех властей, так и лиц, в заведывании или владении которых те памятники или земли находятся.
Памятник старины, находящийся в частном владении, если принадлежит к недвижимости, может быть отчужден, согласно ст. 575 и последующих т. X, ч. 1, при признании за ним государственного или общественного, а также особо художественного или археологического значения.
За перемещение, снесение, разрушение или изменение памятников старины, без надлежащего разрешения, виновные в том, сверх уголовного наказания, обязаны восстановить на свой счет уничтоженные части памятников, когда это окажется возможным по заключению окружного археологического комитета или Центрального комитета, при чем возбуждение преследования предоставляется окружным археологическим комитетам.
30. Все предметы, принадлежащие к собраниям правительственных
мест, музеев, хранилищ, церковных ризниц и архивов, библиотек всех
без исключения ведомств и правительственных учреждений, признают
ся подлежащими охране (ст. 1), хотя бы и не были в отдельности внесе
ны в означенные в ст.27 списки.
31. Означенные в предшедшей (ст.ЗО) статье предметы, не могут быть
отчуждаемы, обмениваемы и вообще каким-либо образом из своих со
браний изъемлемы иначе, как на точном основании существующих для
сего или особо устанавливаемых соответствующим главным начальст
вом правил. Посему, всякий предмет, изъятый вопреки этих правил, воз
вращается в собрание, из которого он изъят, причем расходы по обрат-
300
ной его доставке падают на виновного в таком изъятии, или на наследство, им оставленное, если изъятый из собрания предмет будет обнару-лсен в составе означенного наследства. Независимо сего, лица, виновные в незаконном изъятии предмета, подлежат уголовной ответственности, а приобревшие такой предмет, как непосредственно от виновных, так и от третьих лиц, лишаются права требовать от управления указанных в ст.ЗО собраний, музеев, церковных ризниц и архивов, хранилищ и библиотек какое-либо вознаграждение за означенный предмет.
Примечание. Упомянутые в настоящей статье предметы не подлежат действию земской давности.
32. Если по условиям места и иным обстоятельствам, какое-либо из
упомянутых в ст. 30 мест и учреждений признает себя не в состоянии
обеспечить означенным в той статье предметам надлежащую сохран
ность от повреждений, гибели и расхищений, а равно если наличность
сего рода обстоятельств будет установлена определением Центрального
комитета по охране древностей, то заботы об охранении соответствую
щего собрания возлагаются на центральные установления надлежащего
ведомства, действующие в сих случаях по соглашению с Центральным и
окружными археологическими комитетами.
33. Порядок уничтожения старых дел, принадлежащих к архивам
Государственного совета, Государственной думы, святейшего Синода,
правительствующего Сената, Совета министров, всех министерств,
главных управлений и Государственного контроля и вообще казенных и
общественных учреждений, определяется соответствующими законо
положениями и изданными на сей предмет особыми правилами, но при
непременном условии, чтобы в разрешении вопроса о признании дел
подлежащими уничтожению, участвовали представители от император
ской Академии наук и императорской Археографической комиссии, а
также лицо, назначаемое к тому Комитетом по охране древностей.
34. Вывоз за пределы России предметов старины, признанных по
постановлению Центрального или окружного комитета имеющими
особо важное или государственное или археологическое и художествен
ное значение, безусловно воспрещается, под страхом конфискации в
пользу государства.
Примечание. Всякий владелец, желающий продать коллекцию древностей, или отдельный предмет, обязан заявить об этом окружному археологическому комитету и только если правительство откажется от приобретения таковых, то владелец может ходатайствовать через окружной комитет перед Центральным комитетом о разрешении на вывоз тех коллекций или предмета за границу.
35. На землях казенных, принадлежащих различным установлениям
|И общественных, а равно перешедших в частную собственность, на ос-
301
новании правил закона 14 июня 1910 года, право производить археологические раскопки в местностях замечательных в историческом отношении или дающих повод на открытие древностей, принадлежит Центральному и окружным археологическим комитетам, равно как и императорской Археологической комиссии. Исключительные права императорской Археологической комиссии в отношении раскопок сим отменяются.
36. На землях, составляющих собственность частных лиц, произ
водство археологических раскопок принадлежит Центральному и ок
ружным комитетам, равно как и императорской Археологической ко
миссии, которые, об условиях производства означенных раскопок, каж
дый раз входят предварительно в соглашение с владельцами сих земель.
37. Частное лицо, желающее производить на принадлежащей ему
земле археологические раскопки, лично или при посредстве третьих
лиц, обязано исходатайствовать каждый раз особое на то разрешение от
Центрального или окружного комитета или же от императорской Архе
ологической комиссии.
38. Все случайно открытые в недрах земли клады или древности,
должны быть представляемы, в установленном порядке, местным влас
тям, а этими последними немедленно доставляются в императорскую
Археологическую комиссию, которая, в случае если пожелает оставить
найденные предметы в своем распоряжении, уплачивает владельцу зем
ли, на которой эти предметы найдены, определяемое, по соглашению с
ним, вознаграждение. Сверх того, если предметы найдены не самим
владельцем земли, случайно нашедшему выдается Комиссией особая,
по усмотрению ее, награда.
Примечание. Предметы, а равно и клады, добываемые из раскопок на государственные субсидии, делятся на два разряда: величайшие по своей ценности и историко-археологическому достоинству должны принадлежать императорскому Эрмитажу и императорскому Российскому Историческому музею в Москве; остальные должны быть передаваемы местному музею, если таковой имеется, но в том или другом случае обязательно во всей полноте находки без какого бы то ни было ее расчленения или изменения.
Заключение
I. Порядок и правила охраны древностей установить на основании
прилагаемого при сем проекта Положения.
II. Установить, что с открытием действий центрального и окруж
ных археологических комитетов по охране древностей, другие учреж
дения, ныне имеющие отношения к сему предмету, не располагают ре
шающим голосом по соответствующим вопросам, поскольку это прямо
302
не указано в упомянутом (отд. 1) Положении (ст.ЗЗ, 35 и 38 Полож. и его примечания).
III. Отпускать в распоряжение Центрального комитета по охране
древностей, в первые три года по утверждении настоящего узаконения,
|суммы на выдачу местным учреждениям, принявшим на себя охрану [древностей (ст. 22, 23 и 24 Положения), на основании и в пределах упо-|мянутого (отд.1) Положения — всего 75 000 руб.; на вознаграждение чле-|нов окружных комитетов, избираемых для постоянных занятий по делам (округов (ст. 22 Полож.), всего 30 человек — в столицах по 2 000 руб. на •каждого: 4x2000=8000 руб., и по 1500 руб. каждому в провинциях — [26x1500=39 000 руб., всего же 47 000 руб., а всего на округа 122 000 руб.
IV. Отпускать в распоряжение центрального комитета по охране
древностей, в первые три года по утверждении настоящего узаконения:
|на ремонт и реставрацию памятников и на производство археологических раскопок 100 000 руб., кроме особо важных случаев, где ассигновка испрашивается особо в законодательных установлениях; на неотложное приобретение древностей от частных лиц — 25 000 руб., делопроизводство — 10 000 руб. и разъезды членов Комитета — 5 000 руб., а всего по сей статье 140 000 руб.
V. Установить, что означенные в предыдущем (IV) отделе суммы на
приобретение древностей от частных владельцев, равно как и ежегод
ные остатки их не могут быть расходуемы Центральным комитетом на
иные надобности, кроме указанной, а равно установить, что вознаграж
дение правителя дел Центрального комитета по охране древностей мо
жет быть определено Комитетом не свыше 3 000 руб. в год.
VI. Означенные в отделе Ш и 1У расходы вносить в смету Минис
терства внутренних дел, начиная с 1 января следующего за утверждени
ем настоящего узаконения года.
VII. Предоставить Министерству внутренних дел осуществить объ
ясненную (отд.1) меру в течение года утверждения настоящего узаконе
ния, если необходимый для сего расход, сколько его по расчету придет
ся, окажется возможным отнести на остатки по соответствующей смете
того года, а при недостаточности оных — на общие по государственной
росписи того же года сбережения, по ближайшему о сем соглашению с
Министерством финансов и Государственным контролем.
VIII. По истечении первых трех лет по издании упомянутого в отд.1
Положения, размер означенных в отд. III и IV расходов на охрану древ
ностей определять в сметном порядке.
IX. В дополнение надлежащих узаконений установить:
1. За умышленное повреждение древностей и письменных документов и дел, виновные в том подвергаются заключению в тюрьме на время от двух до четырех месяцев, или аресту на время не свыше трех недель. В случае, если предмет древности или письменный памятник
303
истреблен или поврежден настолько, что не может быть уже восстановлен в прежнем виде, виновные в таком истреблении или повреждении подвергаются заключению в тюрьме на время от 8-ми месяцев до одного года и 4-х месяцев и, сверх того, денежному взысканию в размере стоимости истребленного или поврежденного предмета.
Примечание. Взыскиваемые при сем деньги поступают на усиление средств Центрального комитета по охране древностей, для приобретения им за счет правительства древностей от частных владельцев.
2. За взятие без соблюдения установленных правил предметов и
письменных памятников, принадлежащих к собраниям музеев, ризниц,
архивов, хранилищ и библиотек все правительственных и обществен
ных учреждений, виновные в том, если по свойству учиненного ими де
яния они не подлежат более строгому наказанию, подвергаются заклю
чению в тюрьме на время от двух до 8-ми месяцев.
Примечание. Взыскиваемые с виновных деньги поступают на усиление средств центрального комитета по охране древностей для приобретения им за счет правительства древностей от частных владельцев, а также в распоряжение названного Комитета поступают и возвращенные виновным в Россию древности.
3. За вывоз за границу древностей и письменных памятников без со
блюдения условий, указанных ст. 34 и прим. Положения об охране древ
ностей, виновный в том, если он до постановления судебного пригово
ра возвратит в Россию в неповрежденном виде древности, подвергается
денежному взысканию не свыше 300 руб. Если же вывезенные за грани
цу древности не будут возвращены виновным в Россию до постановле
ния судебного приговора, то он подвергается заключению в тюрьме на
время от 2-х до 4-х месяцев и, сверх того, денежному взысканию в раз
мере двойной стоимости вывезенных им за границу древностей.
4. За производство археологических раскопок вопреки установлен
ных правил, а равно за кладоискательство, виновные в том подвергают
ся аресту не свыше трех недель. Виновные же в утайке случайно найден
ных или открытых в недрах земли древностей подвергаются тюремному
заключению на время от 4-х до 8-ми месяцев.
РГИА, ф. 1278, оп. 6, д. 94, л. 35-39 об.
№ 179. 7972 г. января 27.
Замечания комиссии Академии художеств на проект Положения об охране древностей
В императорскую Академию художеств.
Собранием императорской Академии художеств, состоявшимся 25 апреля 1911 года, избрана была комиссия в составе Б.И.Ханенко,
304
I
П-Ю-Сюзора, М.Т.Преображенского, Н.П.Кондакова, Г.И.Котова и В. В.Суслова для представления заключения о составленном Министерством внутренних дел проекте Положения об охране древностей.
Комиссия, подробно рассмотрев означенный проект, нашла его далеко не отвечающим положенной в основание цели, не полным и не разрешающим задачу охраны памятников.
Для полной его оценки комиссия считала необходимым выяснить положение охраны памятников в других государствах, где уже давно этот вопрос получил правильное решение. С этой целью и просила секретаря Академии войти с ходатайством в Министерство внутренних дел о предоставлении лишь на некоторое время имеющихся в министерстве со-, бранных по сему предмету материалов. К сожалению, Министерство не | признало возможным удовлетворить настоящее ходатайство комиссии. Ввиду сего секретарь Академии, не удовольствуясь подобным отве-|том Министерства внутренних дел, обратился непосредственно в Ми-нистерство иностранных дел с просьбой дипломатическим путем предоставить Академии вышеупомянутые иностранные законоположения. Вслед за сим стали постепенно поступать затребованные данные.
Такое независящее от комиссии и Академии замедление в получе-; нии материалов вызвало и в свою очередь соответствующее промедле-в занятиях комиссии.
Ознакомление с законоположениями по охране памятников в Италии, Пруссии, Бельгии, Саксонии, Швеции, Вюртемберге, Великом герцогстве Гессенском и собранный членами комиссии материал по другим государствам — Франции, Австрии, Швейцарии и проч. — подтвердило первоначальное мнение комиссии о неполноте, несовершенстве проекта Министерства внутренних дел и о несоответствии его во многих отношениях как поставленной задаче, так и местным условиям, при которых он должен быть осуществлен.
Новое Положение об охране древностей, мало чем отличаясь от прежде вырабатывавшихся положений об охране памятников в России и признанных неудачными, а потому даже и не дошедших до законодательного их обсуждения, представляет, уже с первого взгляда, ту основную односторонность направления, которая препятствует признать за ним прежде всего практическую пригодность. Охрана памятников древностей, как ясно с первого взгляда, должна производиться на местах, и положение о таковой охране должно, прежде всего, озабочиваться именно этою стороною дела и подробно разработать ее, тогда как в настоящем положении 3-я глава его «О местных учреждениях», называя случайно привлекаемые к этому делу: епархиальные комитеты, архивные комиссии, ученые общества и т.п., видимо, считает это делом второстепенным и задачею будущего. Действительно, именно эта сторона Дела и наиболее трудная, но нельзя же не отдавать себе отчета в том, что,
305
будучи трудною, она самая главная, вернее сказать, единственно важная, и если она не разрешена, то и положение составлять об охране, очевидно, преждевременно.
Когда-то, при обсуждении этого вопроса и в том же Министерстве внутренних дел, тоже ограничивались краткими указаниями в ответ на вопрос о местной охране, что достаточно дать по тысяче рублей архивным комиссиям и охрана может считаться организованной. В настоящем случае Положение находит даже возможным ограничить пособия, выдаваемые местным учреждениям, ведающим охрану, 500 рублями. Спрашивается, что можно сделать на эти средства, если понадобится в течение года осмотреть в уездах какой-либо губернии две-три церкви, о которых получится сведение, что оне нуждаются хотя бы в усиленном ремонте.
Не говоря о ничтожной сумме субсидирований местных ученых учреждений, надо признать, что самые учреждения по своему составу членов в большинстве далеко не компетентны в вопросах искусства. Местная охрана памятников может быть обеспечена не только достаточными денежными средствами, но усилением местных ученых учреждений лицами с художественным образованием или единичными лицами с таковым образованием, заявивших себя в изучении русского искусства и могущими всецело посвятить себя задачам охраны художественной старины.
Из всего построения вопроса о наблюдении за сохранностью местных древностей на месте ясно, что памятники древности будут по-прежнему, при действии этого Положения, ждать целыми годами сведущего архитектора или художника и подвергаться постепенному разрушению от течи в крышах, переделки печей, переписки древних икон и т.
Положение имеет целью, как значится в § 1, «охрану памятников зодчества, ваяния, живописи и иного искусства, равно как первобытной древности, а также акты и рукописи, имеющие значение источников познания и любви к отечественной истории «.
Несомненно первенствующее значение занимает охрана памятников зодчества, ваяния, живописи и всякого промышленного искусства, между тем, Положение ставит весь вопрос на административно-археологическую почву, совершенно игнорируя, что вышеупомянутые памятники представляют собой именно и прежде всего произведения зодчих, скульпторов, живописцев и других художников.
Акты и рукописи имеют совершенно особое историческое значение и охрана их в государственных или специальных архивах составляет давно уже предмет заботы правительства, создающего для этой цели самостоятельные архивы и хранилища, равно рукописные отделения в библиотеках.
Изучение, исследование и оценка актов и рукописей производится учеными, которые посвятили себя этой специальности и не могут, в то
306
же время, быть компетентны в области зодчества, скульптуры, живописи и других отраслей искусства.
Таким образом, все построение настоящего Положения нельзя не назвать книжным и мало практичным, так как, за исключением архивных комиссий, единственных специалистов, к делу местного наблюдения здесь не привлечены ни архитекторы, ни живописцы, хотя вещественные памятники древности русской старины должны бы считаться им столь же близкими, как архивистам и историкам. Такой образец настойчиво предлагается нам и западной практикой и указывается вообще внимательным отношением к нуждам церковной старины.
Та же самая сторона настоящего дела заставляет обратить особенное внимание на то, что в данном случае не приняты в расчет страны и более богатые древностями, как-то — Кавказ и Средняя Азия. Спрашивается, будет ли распространяться положение на эти части России, так как в них нельзя найти ни епархиальных комитетов, ни архивных комиссий, ни ученых обществ, за исключением, быть может, местных кружков. Очевидно, при составлении подобного положения законодательным путем, является необходимость хотя бы оговорить особенно положение таких частей. Предполагаемые по § 23, гл. 3 «местные попечительства» будут неизбежно составляться из некомпетентных лиц и мало помогать делу охранения.
В противоположность слабо обработанной местной стороне дела охраны, широко разработано положение о центральном комитете, ведающем охрану древности по всей империи. Но и здесь самое построение будущего комитета представляется со всеми недостатками бюрократического устройства. Прежде всего, Комитет, в составе почти 30 лиц, является слишком громоздким орудием для того, чтобы исполнять назначенные ему обязанности: разрешение всех вопросов относительно реставрации и ремонта памятников, обсуждать и установлять способы регистрации древностей, вырабатывать сметные предположения, делать
; какие-либо заключения по делам, образовывать местные учреждения, составлять инструкции, разрешать вопросы и проч. проч., что значится
1 в § 11.Совершенно ясно, что все эти обязанности и занятия для.большо-го комитета явятся тяжкой обузой, которая или должна быть сложена
, быстро на плечи правления или потребует большего количества времени для прохождения каждого пункта.
Кроме того нельзя не заметить, что в числе 30 членов комитета 1редставителей искусства всего два художника, и если предположить, [1то еще один будет назначен Министерством внутренних дел согласно 5, то понятно, что при таком составе «охрана памятников зодчества,
'ваяния, живописи и иного искусства» едва ли вверена будет компетентному учреждению.
307
Ни в одном государстве не встречается подобного состава учреждения, на которое возложены заботы и попечение об охране памятников в широком значении этого слова.
В общем нельзя не пожелать хотя бы выделения из этого комитета особого специального комитета или правления, которое бы занималось всеми предметами ведения самого комитета.
Нельзя не заметить также, что вся организация комитета в главе 2-й является неудачным подражанием тем предварительным комитетам, которые составляются на несколько недель или самое большее на месяц для устройства или временного съезда или, хотя бы постоянного учреждения, но затем, по окончании этой временной надобности, распускаются. В такого рода комиссии или предварительные комитеты приглашаются представители, по мере возможности, от всех ведомств и компетентные лица, по возможности из всех желающих, с целью отбора от них посильных сведений и указаний. В настоящем же случае участие представителей всех ведомств можно считать совершенно излишним, так как комитет находится в одном из них и, следовательно, имеет возможность через посредство своего высшего начальства получать все нужные сведения и указания из других ведомств.
Далее, комитет получает определенные суммы на свои предприятия, а потому со стороны других ведомств нельзя ожидать ни возражений, ни разъяснений по делу использования средств. Ассигнования же новых и чрезвычайных средств возводится на утверждение г. министра внутренних дел и, следовательно, не может быть разрешаемо в заседаниях комитета. Таким образом участие представителей различных ведомств в заседаниях комитета, в случае, если эти заседания будут часты — явится для них самих тяготою, а в случае, если подобные заседа- ', ния будут сведены к немногим общим — бесполезным.
На основании вышеизложенного комиссия полагает: возбудить хо-; датайство о возвращении проекта закона об охране старины из Государ- ] ственной думы в Министерство внутренних дел для обстоятельной его разработки в особой комиссии из компетентных лиц с художественным образованием и с тем, чтобы были приняты во внимание все задачи предстоящей охраны древностей и, в особенности, охраны художественных произведений и памятников старины, о каковом заключении комиссия имеет честь представить на усмотрение Академии.
Подписал: председатель комиссии, почетный член Академии академик гр. Сюзор.
27 января 1912 года.
Охрана памятников истории и культуры
в России. XVIII — начало XX вв.
Сборник документов. М., 1978. С. 285-290.
308
№180. 1912г. января 28.