Об обращении в музей историка-художественных ценностей Троицко-Сергиевской лавры

20 апреля 1920 г.

1. Все находящиеся в пределах Лавры историко-художественные здания и ценности обращаются в музей, находящийся в ведении Народ­ного комиссариата просвещения.

400


 

2. Отдел по делам музеев и охраны памятников старины и искусства
вырабатывает инструкции и вводит в действие положение об управлении
зданиями и ценностями, имеющими художественно-историческое зна­
чение, для использования в целях демократизации художественно-исто­
рических зданий, путем превращения этих зданий и коллекций в музей.

3. Жилые помещения, хозяйственные постройки, инвентарь, нахо­
дящиеся в пределах старых и новых стен Лавры и не имеющие художест­
венного или исторического значения, а также хотя и имеющие художе­
ственно-историческое значение, но использование которых в хозяйст­
венном или культурно-просветительном отношении не может нанести
ущерба первому их назначению, передаются в ведение местного испол­
нительного комитета для рациональной утилизации в интересах города
и района, преимущественно в целях социального обеспечения и народ­
ного просвещения.

Примечание. Всякая перестройка или ремонт зданий, имеющих истори­ческое и художественное значение, производится с ведома Народного комиссариата просвещения.

4. Для передачи художествен но-исторических зданий и ценностей в
ведение Народного комиссариата просвещения составляется комиссия
из представителей Народного комиссариата просвещения (два), Народ­
ного комиссариата юстиции (один) и губернского исполнительного ко­
митета (один), с правом вызова экспертов.

5. Поручить этой комиссии в месячный срок выделить для передачи
в ведение Народного комиссариата просвещения все ценные в художе­
ственном и археологическом отношении имущество и здания, вырабо­
тать правила по охране их и составить инвентарную опись всего ценно­
го в художественном и археологическом отношении имущества, а также
всего имущества Лавры вообще.

Подписали:

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Влад. Бонч-Бруевич. Секретарь Л. Фотиева.

СУ, 1920, №27, ст. 133.

№ 217             Постановление Народного комиссариата юстиции.























О ликвидации мощей

25 августа 1920 г.

По почину и настойчивому требованию самих трудящихся масс в губерниях: Архангельской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Псковской, Тамбовской, Тверской, Саратовской и Ярославской произведено 58 вскрытий такна-

401



 


зываемых «нетленных» мощей. Вскрытия эти в присутствии трудящих­ся масс, духовенства, экспертов-врачей и представителей Советской власти раскрыли целый ряд мошеннических действий, при помощи ко­их служители культа обманывали народные массы. Серебряные гробни­цы, блистающие драгоценными камнями, содержат в себе или истлев­шие, превратившиеся в пыль, кости, или имитацию тел с помощью же­лезных каркасов, обмотанных тканями, чулок, ботинок, перчаток, ва­ты, окрашенного в телесный цвет картона и т.п. Вот то, чему архиереи и монахи заставляли поклоняться загипнотизированные массы, почитать за нетленные (т.е. неразрушенные от времени) тела, и во имя чего при­носить свои трудовые копейки в церковные карманы. Вместо вообра­жаемых мощей Митрофана Воронежского обнаружен череп с прилеп­ленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и мешок, набитый разной трухой. В гробе Тихона Задонского обнаружены: череп, истлевшие кости, картон, чулки, ботинки, перчат­ки; вместо груди — железный каркас. В Александро-Свирском монас­тыре Олонецкой г., в серебряной массивной гробнице, весящей более 40 пудов, была обнаружена восковая кукла. В Суздале Владимирской г., «мощи» так называемой Ефросиний Суздальской оказались матерча­той куклой с обломками небольшого количества разрозненных костей. В Тамбове в гробнице Питирима была обнаружена серебряная кукла-футляр, в которой было заключено незначительное количество костей, причем череп оказался искусно сделанным восковым слепком. Мощи Артемия Веркольского в Архангельской г. оказались смесью обыкно­венного угля, ржавых гвоздей и мелкого кирпича. В Жабынской пусты­ни Тульской г. массивная серебряная гробница, в которой, якобы, нахо­дилось, по уверениям церковников, нетленное тело Макария, оказалась совершенно пуста. В соборе Василия Блаженного в Москве обнаруже­ны «мощи» отрока Гавриила, оказавшиеся состоящими из воска и не­большой, размером в 1/2 вершка, гнилой кости. Мощи эти были приве­зены из Польши и открыты для публичного почитания известным чер­носотенцем протоиереем Восторговым еще в 1915г. в целях человеконе­навистнической антисемитской пропаганды, а в 1912 г., находясь еще в Польше, дали царизму, в тех же целях, религиозное обоснование к гнус­ной инсценировке процесса Бейлиса. В большинстве остальных случа­ев обнаружены были обложенные ватой и тканями полуистлевшие, рас­сыпающиеся в порошок, кости, причем: в одних случаях были найдены лишние кости, по своим размерам, плотности, свежести, белизне — от­личные от остальных костей; в других случаях, наоборот, многих костей от скелетов не хватало; иногда в раках были обнаружены посторонние, по-видимому, не имеющие никакого отношения к культу, предметы, как-то: брошки, ломаные серьги, гайки, пуговицы, недавнего времени денежные марки и т.п.

402


Эти и золоченые гробницы с предполагаемыми в них нетленными телами старым правящим классам были необходимы, как аппарат одурманивания на религиозной почве темных гипнотизируемых масс. Означенные раки и гробницы имели целью также придавать «религи­озное освящение» тем или иным административным, торговым и промышленным центрам. Такова, например, была роль «мощей» Сер­гия Радонежского в московский период России и «мощей» Александ­ра Невского в период петербургский. По плану представителей низ­вергнутой династии тиранов Романовых «мощи» должны были отвле­кать народ от «внутренних настроений», почему в последнее царство­вание Николая Романова были инсценированы, одно за другим, про­славления мощей: Феодосия Углицкого, Серафима Саровского, Ан­ны Кашинской, Иосифа Белгородского, Питирима Тамбовского и Иоанна Тобольского. Произведенное Народным комиссариатом юс­тиции судебное расследование по делу игумений Алевтины, купчихи Лабзиной, и др. застало инсценировку культа мощей в самом лабора­торном ее процессе. Группа московских миллионеров (Лабзиных, Грязновых и др.) совместно с синодскими чиновниками фабрикова­ла мощи и подготовляла канонизацию известного бандита с большой дороги, а за сим купца 1 гильдии Василия Ивановича Грязнова, даже не взирая на то, что он, как показало расследование, принадлежал к секте скопцов.

Судебное расследование по делу иеромонаха московского Донского монастыря Досифея и др. показало, что мощи так наз. виленских угод­ников Иоанна, Антония и Евстафия, пересланные гр. Белавиным (в мо­нашестве патриархом Тихоном) из Вильно в Москву при царизме, пред­ставляют из себя мумифицированные трупы, в чем ныне может удосто­вериться всякий, осмотрев эти мумии в музее Народного комиссариата здравоохранения (Москва, Петровка, д. 14).

Уже после Октябрьской революции, в 1918 г., церковники, в целях политического воздействия на отсталые массы, канонизировали митро­полита Иосифа Астраханского, одного из видных деятелей по подавле­нию восстания эпохи Степана Разина.

В недрах теперешней патриаршей канцелярии подготовляется ин­сценировка канонизации сибирских церковных сановников Сафрония и Павла, а также Василия Мангазейского. Государственная власть и правящие классы поручали церковникам приспособлять «мощи», как надежный, рекомендованный еще Иоанном Златоустом, аппарат для затемнения сознания народа, для укрепления в нем религиозных пред­рассудков, а вместе с сим и своего влияния на темные массы. Кроме то­го: сооружение драгоценных гробниц и культ вокруг них для церковни­ков, в свою очередь, служат средством извлечения последними для себя огромных доходов путем сборов денег, продажи свечей, «цельбоносно-

403


го» масла, воды, служения молебнов, акафистов и иных манипуляций, имеющих магическое значение в глазах темных людей.

Революционное сознание трудящихся масс протестует против того, чтобы мумифицированные трупы или останки трупов, или имитация трупов в Советской России могли быть представляемы для эксплуатации масс церковным организациям в их свободное распоряжение, в наруше­ние самых элементарных порядков общежития и к оскорблению чувств всех сознательных граждан. Мероприятия местных исполнительных ко­митетов, в некоторых случаях выразившееся только в акте вскрытия, и не доведших дело уничтожения обмана до полной ликвидации варвар­ского пережитка старины, каким является культ мертвых тел и кукол, да­ют церковникам возможность дальнейшей эксплуатации, которая про­должается и до настоящего времени, даже у вскрытых гробниц, принеся, например, патриарху Тихону и монахам Троице-Сергиевой лавры за 9 месяцев 1919 г., хотя и меньший сравнительно с прошлым временем, но все же значительный доход от служения молебнов и продажи свечей (более 1.400.000 р., по признанию самих церковников).

Помещение мощей в музеи является наиболее рациональным спо­собом ликвидации дальнейшей эксплуатации предрассудков и суеве­рий. Подобные реликвии, относящиеся к другим религиям (например, египетские мумии), уже давно находятся в музеях, наряду с другими ос­татками старых культур, что, конечно, не является ни оскорблением ре­лигиозной совести, ни гонением на ту или иную веру.

Посему Народный комиссариат юстиции предлагает к исполнению следующее:

1) Местные исполкомы при соответствующей агитации последова­
тельно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на
революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой не­
решительности и половинчатости при проведении своих мероприятий.

2) Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т.п. осуще­
ствляется путем передачи их в музеи.

3) Во всех случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества,
фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуата­
ции темноты как со стороны отдельных служителей культа, так, равно,
и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, — от­
делы юстиции возбуждают судебное преследование против всех винов­
ных лиц, причем ведение следствия поручается следователям по важ­
нейшим делам при отделах юстиции или Народном комиссариате юс­
тиции и самое дело разбирается при условиях широкой гласности.

Подписал: народный комиссар юстиции Курский. 25 августа 1920 г.

СУ, 1920, № 73, ст.336.

404


№ 218                       Декрет Совета Народных Комиссаров.



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: