20 апреля 1920 г.
1. Все находящиеся в пределах Лавры историко-художественные здания и ценности обращаются в музей, находящийся в ведении Народного комиссариата просвещения.
400
2. Отдел по делам музеев и охраны памятников старины и искусства
вырабатывает инструкции и вводит в действие положение об управлении
зданиями и ценностями, имеющими художественно-историческое зна
чение, для использования в целях демократизации художественно-исто
рических зданий, путем превращения этих зданий и коллекций в музей.
3. Жилые помещения, хозяйственные постройки, инвентарь, нахо
дящиеся в пределах старых и новых стен Лавры и не имеющие художест
венного или исторического значения, а также хотя и имеющие художе
ственно-историческое значение, но использование которых в хозяйст
венном или культурно-просветительном отношении не может нанести
ущерба первому их назначению, передаются в ведение местного испол
нительного комитета для рациональной утилизации в интересах города
и района, преимущественно в целях социального обеспечения и народ
ного просвещения.
|
|
Примечание. Всякая перестройка или ремонт зданий, имеющих историческое и художественное значение, производится с ведома Народного комиссариата просвещения.
4. Для передачи художествен но-исторических зданий и ценностей в
ведение Народного комиссариата просвещения составляется комиссия
из представителей Народного комиссариата просвещения (два), Народ
ного комиссариата юстиции (один) и губернского исполнительного ко
митета (один), с правом вызова экспертов.
5. Поручить этой комиссии в месячный срок выделить для передачи
в ведение Народного комиссариата просвещения все ценные в художе
ственном и археологическом отношении имущество и здания, вырабо
тать правила по охране их и составить инвентарную опись всего ценно
го в художественном и археологическом отношении имущества, а также
всего имущества Лавры вообще.
Подписали:
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Влад. Бонч-Бруевич. Секретарь Л. Фотиева.
СУ, 1920, №27, ст. 133.
№ 217 Постановление Народного комиссариата юстиции.
О ликвидации мощей
25 августа 1920 г.
По почину и настойчивому требованию самих трудящихся масс в губерниях: Архангельской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Псковской, Тамбовской, Тверской, Саратовской и Ярославской произведено 58 вскрытий такна-
401
зываемых «нетленных» мощей. Вскрытия эти в присутствии трудящихся масс, духовенства, экспертов-врачей и представителей Советской власти раскрыли целый ряд мошеннических действий, при помощи коих служители культа обманывали народные массы. Серебряные гробницы, блистающие драгоценными камнями, содержат в себе или истлевшие, превратившиеся в пыль, кости, или имитацию тел с помощью железных каркасов, обмотанных тканями, чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т.п. Вот то, чему архиереи и монахи заставляли поклоняться загипнотизированные массы, почитать за нетленные (т.е. неразрушенные от времени) тела, и во имя чего приносить свои трудовые копейки в церковные карманы. Вместо воображаемых мощей Митрофана Воронежского обнаружен череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и мешок, набитый разной трухой. В гробе Тихона Задонского обнаружены: череп, истлевшие кости, картон, чулки, ботинки, перчатки; вместо груди — железный каркас. В Александро-Свирском монастыре Олонецкой г., в серебряной массивной гробнице, весящей более 40 пудов, была обнаружена восковая кукла. В Суздале Владимирской г., «мощи» так называемой Ефросиний Суздальской оказались матерчатой куклой с обломками небольшого количества разрозненных костей. В Тамбове в гробнице Питирима была обнаружена серебряная кукла-футляр, в которой было заключено незначительное количество костей, причем череп оказался искусно сделанным восковым слепком. Мощи Артемия Веркольского в Архангельской г. оказались смесью обыкновенного угля, ржавых гвоздей и мелкого кирпича. В Жабынской пустыни Тульской г. массивная серебряная гробница, в которой, якобы, находилось, по уверениям церковников, нетленное тело Макария, оказалась совершенно пуста. В соборе Василия Блаженного в Москве обнаружены «мощи» отрока Гавриила, оказавшиеся состоящими из воска и небольшой, размером в 1/2 вершка, гнилой кости. Мощи эти были привезены из Польши и открыты для публичного почитания известным черносотенцем протоиереем Восторговым еще в 1915г. в целях человеконенавистнической антисемитской пропаганды, а в 1912 г., находясь еще в Польше, дали царизму, в тех же целях, религиозное обоснование к гнусной инсценировке процесса Бейлиса. В большинстве остальных случаев обнаружены были обложенные ватой и тканями полуистлевшие, рассыпающиеся в порошок, кости, причем: в одних случаях были найдены лишние кости, по своим размерам, плотности, свежести, белизне — отличные от остальных костей; в других случаях, наоборот, многих костей от скелетов не хватало; иногда в раках были обнаружены посторонние, по-видимому, не имеющие никакого отношения к культу, предметы, как-то: брошки, ломаные серьги, гайки, пуговицы, недавнего времени денежные марки и т.п.
|
|
402
Эти и золоченые гробницы с предполагаемыми в них нетленными телами старым правящим классам были необходимы, как аппарат одурманивания на религиозной почве темных гипнотизируемых масс. Означенные раки и гробницы имели целью также придавать «религиозное освящение» тем или иным административным, торговым и промышленным центрам. Такова, например, была роль «мощей» Сергия Радонежского в московский период России и «мощей» Александра Невского в период петербургский. По плану представителей низвергнутой династии тиранов Романовых «мощи» должны были отвлекать народ от «внутренних настроений», почему в последнее царствование Николая Романова были инсценированы, одно за другим, прославления мощей: Феодосия Углицкого, Серафима Саровского, Анны Кашинской, Иосифа Белгородского, Питирима Тамбовского и Иоанна Тобольского. Произведенное Народным комиссариатом юстиции судебное расследование по делу игумений Алевтины, купчихи Лабзиной, и др. застало инсценировку культа мощей в самом лабораторном ее процессе. Группа московских миллионеров (Лабзиных, Грязновых и др.) совместно с синодскими чиновниками фабриковала мощи и подготовляла канонизацию известного бандита с большой дороги, а за сим купца 1 гильдии Василия Ивановича Грязнова, даже не взирая на то, что он, как показало расследование, принадлежал к секте скопцов.
|
|
Судебное расследование по делу иеромонаха московского Донского монастыря Досифея и др. показало, что мощи так наз. виленских угодников Иоанна, Антония и Евстафия, пересланные гр. Белавиным (в монашестве патриархом Тихоном) из Вильно в Москву при царизме, представляют из себя мумифицированные трупы, в чем ныне может удостовериться всякий, осмотрев эти мумии в музее Народного комиссариата здравоохранения (Москва, Петровка, д. 14).
Уже после Октябрьской революции, в 1918 г., церковники, в целях политического воздействия на отсталые массы, канонизировали митрополита Иосифа Астраханского, одного из видных деятелей по подавлению восстания эпохи Степана Разина.
В недрах теперешней патриаршей канцелярии подготовляется инсценировка канонизации сибирских церковных сановников Сафрония и Павла, а также Василия Мангазейского. Государственная власть и правящие классы поручали церковникам приспособлять «мощи», как надежный, рекомендованный еще Иоанном Златоустом, аппарат для затемнения сознания народа, для укрепления в нем религиозных предрассудков, а вместе с сим и своего влияния на темные массы. Кроме того: сооружение драгоценных гробниц и культ вокруг них для церковников, в свою очередь, служат средством извлечения последними для себя огромных доходов путем сборов денег, продажи свечей, «цельбоносно-
403
го» масла, воды, служения молебнов, акафистов и иных манипуляций, имеющих магическое значение в глазах темных людей.
Революционное сознание трудящихся масс протестует против того, чтобы мумифицированные трупы или останки трупов, или имитация трупов в Советской России могли быть представляемы для эксплуатации масс церковным организациям в их свободное распоряжение, в нарушение самых элементарных порядков общежития и к оскорблению чувств всех сознательных граждан. Мероприятия местных исполнительных комитетов, в некоторых случаях выразившееся только в акте вскрытия, и не доведших дело уничтожения обмана до полной ликвидации варварского пережитка старины, каким является культ мертвых тел и кукол, дают церковникам возможность дальнейшей эксплуатации, которая продолжается и до настоящего времени, даже у вскрытых гробниц, принеся, например, патриарху Тихону и монахам Троице-Сергиевой лавры за 9 месяцев 1919 г., хотя и меньший сравнительно с прошлым временем, но все же значительный доход от служения молебнов и продажи свечей (более 1.400.000 р., по признанию самих церковников).
|
|
Помещение мощей в музеи является наиболее рациональным способом ликвидации дальнейшей эксплуатации предрассудков и суеверий. Подобные реликвии, относящиеся к другим религиям (например, египетские мумии), уже давно находятся в музеях, наряду с другими остатками старых культур, что, конечно, не является ни оскорблением религиозной совести, ни гонением на ту или иную веру.
Посему Народный комиссариат юстиции предлагает к исполнению следующее:
1) Местные исполкомы при соответствующей агитации последова
тельно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на
революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой не
решительности и половинчатости при проведении своих мероприятий.
2) Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т.п. осуще
ствляется путем передачи их в музеи.
3) Во всех случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества,
фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуата
ции темноты как со стороны отдельных служителей культа, так, равно,
и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, — от
делы юстиции возбуждают судебное преследование против всех винов
ных лиц, причем ведение следствия поручается следователям по важ
нейшим делам при отделах юстиции или Народном комиссариате юс
тиции и самое дело разбирается при условиях широкой гласности.
Подписал: народный комиссар юстиции Курский. 25 августа 1920 г.
СУ, 1920, № 73, ст.336.
404
№ 218 Декрет Совета Народных Комиссаров.