Глава восемнадцатая - о поносительных писмах бранных и ругателных словах

Артикул 149.Кто паскивли, или ругательный письма тайно сочинит, прибьет и распространит, и тако кому непристойным образом какую страсть или зло причтет, чрез что его добро­му имени некакой стыд причинен быть может, онаго надле­жит наказать таким наказанием, каковою страстию он обру­ганного хотел обвинить. Сверх того палач такое письмо имеет зжечь под виселицею.

Толкование. Например, ежели кто кого в пасквиле бранил изменником, или иным злым делом, то оный пасквилотворец, яко изменник или каких дел делатель, о которых описал, на­казан будет.

Пасквиль есть сие, когда кто писмо изготовит, напишет или напечатает, и в том кого в каком деле обвинит, и оное явно прибьет или прибить велит, а имени своего и прозвища в оном не изобразит.

Ежели же дело, в котором будет в пасквиле обруганный обвинен, весьма о том будет доказано, то правда, хотя обыкновенное наказание не произведено будет, но однакож пасквилант по разсмотрению судейскому, тюрмою, сосланием на катаргу, шпицрутеном и протчим наказан быть имеет, понеже он истинным путем не пошел, дабы другаго погрешение объ­явить.

Ежели кто советом, помощию и делом к таким ругатель­ным писмам вспоможет, оные тайно прибьет, кому в дом или на улице подбросит и протчая: онаго не инако, яко пасквиланта самого, наказать, однакож по разсмотрению обстоя­тельств против оных иногда наказание легче чинитца.

Артикул 150.Ежели невозможно у ведать пасквиланта, од­накож надлежит пасквиль от палача сожжен быть под висе­лицею, а сочинителя оного за безчестнаго объявить.

Артикул 151.Ежели офицер о другом, чести касающияся или поносныя слова будет говорить, дабы тем его честное имя обругать и уничтожить, оный имеет пред обиженным и пред судом обличать свои слова и сказать, что он солгал, и сверх того посажен быть на полгода в заключение.

Толкование. Ежели оный поупрямитца, который пригово­рен себя обличить, то может он денежным наказанием и за­ключением к тому принужден быть, и ему иной срок ко исполнению приговора положить. И ежели сему учинитца про­тивен, то тюрмою крепчае, а дачею денежною в двое прибавить, и иный срок назначен будет. И ежели уже и в сем учи­нитца противен, то может профос в присутствии упорнаго, именем его отзыв учинить, и последующее наказание над вин­ным исполнить.

Артикул 152.Ежели кто другаго не одумавшись с сердца, или не опамятовась, бранными словами выбранит, оный пред судом у обиженнаго христианское прощение имеет чинить и просить о прощении. И ежели гораздо жестоко бранил, то сверх того наказанием денежным и сносным заключением на­казан будет.

Толкование. Ежели оный, который имеет просить о прощении, в том поупрямитца, то можно оного чрез потребные спо­собы к тому принудить.

Артикул 153.А ежели кто против бранных слов, боем или иным своеволством отмщать будет, оный право свое тем по­терял, и сверх того с соперником своим в равном наказании будет. Також и оный право свое потерял, кто противно бра­нит, когда он от другаго бранен будет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: