Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций
87
Конфликтное поведение прежде всего состоит из противоположно направленных действий участников конфликта, в которых реализуются процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в конфликтной ситуации в большой степени влияют друг на друга, а также вытекают из предыдущих действий оппонента, т. е. взаимообусловливаются, то в любом конфликте они обязательно приобретают характер взаимодействия.
Конфликтное поведение, как особый тип поведения, вполне естественно имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы).
Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют:
• концентрацию сил;
• координацию сил; • нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника;
|
|
• экономию сил и времени и др.
Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле», т. е. определяющей мотивации руководителя, ориентированного либо на решение стоящих перед ним задач, например на производство, либо на человека-производителя. Первая «силовая линия» (на производство) ведет к максимально высоким объемам прибыли и рассматривается как напористость. Вторая — направлена на человека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность.
Соперничество (конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.
Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
Компромисс предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон.
Приспособление (уступка) ориентируется на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента.
При избегании (бездействии) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.
Как правило, в конфликте мы не встретим случаев, когда используется только лишь одна стратегия. Скорее можно говорить о доминировании одной из них. И достаточно часто приходится сталкиваться с целыми комбинациями стратегий.
|
|
Соперничество — наиболее часто применяемая стратегия (более чем в 90 % конфликтов). Собственно конфликт и заключается в противоборстве, поэтому личность или группа идут на конфликт, не имея других способов договориться с оппонентом. Соответственно тактические приемы соперничества наиболее разнообразны и в большей степени совершенствовались.
88___________________________________ Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Основные способы разрешения противоречий в социальном
взаимодействии
Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций 89
Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость урегулирования конфликтов, а не подавления их. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем этот способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество».
Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным показало, что одна треть этих конфликтов завершается компромиссом, две трети — уступкой (преимущественно подчиненного) и только 1-2 % конфликтов завершаются путем сотрудничества.
Объяснение такого разброса в применении способов разрешения конфликтов по вертикали кроется в стереотипах мышления, поведения, а также особенностях этого вида конфликта. Большинство из нас ориентированы на противоборство. Десятилетия такой принцип преобладал во взаимодействии с теми, кто был не таким, как мы, был не согласен с нами. Да и в конфликтах между «руководителем и подчиненным» в 60 % ситуаций начальник прав в требованиях к подчиненному.
Рассмотренные способы разрешения конфликта на практике реализуются силовым подавлением одной из сторон или ненасильственным путем: переговоры (компромиссами, сотрудничество, а иногда и уступка). Силовое подавление — это продолжение применения стратегии соперничества. В этом случае сильная сторона достигает своих целей, добивается от оппонента отказа от первоначальных требований. Уступившая сторона выполняет требования оппонента или приносит извинения за допущенные недостатки в деятельности, поведении или общении. Если же стороны понимают, что проблема важна для них и стоит того, чтобы ее решить с учетом обоюдных интересов, то они используют путь переговоров.
|
|
Важно нормализовать отношения оппонентов в преддверии переговорного процесса. Одним из приемов, позволяющим сделать это, является техника ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения — С. Линдскольд и др.). Метод ПРИСН предложен социальным психологом Ч. Осгудом и успешно применяется при разрешении конфликтов разного уровня: международных, межгрупповых, межличностных (Б. Бете, В. Смит). Он включает в себя следующие правила:
• делать искренние, публичные заявления о том, что одна из сторон конфликта хочет остановить эскалацию конфликта;
• объяснять, что примирительные шаги обязательно будут осуществлены; сообщить, что, как и когда будет сделано;
• выполнять обещанное; • побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать их в качестве условия выполнения собственных обещаний;
• уступки должны осуществляться в течение достаточно длительного времени и даже в том случае, если другая сторона не отвечает взаимностью; они не должны приводить к увеличению уязвимости стороны, их осуществляющей;
|
|
• расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона.