Основные стратегии поведения в конфликте (по К. Томасу)

 

 

Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций

87

Конфликтное поведение прежде всего состоит из противоположно направ­ленных действий участников конфликта, в которых реализуются процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование вза­имных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ог­раничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в конфликтной ситуации в боль­шой степени влияют друг на друга, а также вытекают из предыдущих действий оппонента, т. е. взаимообусловливаются, то в любом конфликте они обязатель­но приобретают характер взаимодействия.

Конфликтное поведение, как особый тип поведения, вполне естественно имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы).

Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют:

• концентрацию сил;  

• координацию сил;                                                                                                                                                                                      • нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника;

• экономию сил и времени и др.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведе­ния в ситуации конфликта.

В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле», т. е. опре­деляющей мотивации руководителя, ориентированного либо на решение стоящих перед ним задач, например на производство, либо на человека-производителя. Первая «силовая линия» (на производство) ведет к максимально высоким объе­мам прибыли и рассматривается как напористость. Вторая — направлена на че­ловека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребно­стям и запросам. Она рассматривается как кооперативность.

Соперничество (конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.

Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

Компромисс предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципи­альном для каждой из сторон.

Приспособление (уступка) ориентируется на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента.

При избегании (бездействии) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

Как правило, в конфликте мы не встретим случаев, когда используется только лишь одна стратегия. Скорее можно говорить о доминировании одной из них. И достаточно часто приходится сталкиваться с целыми комбинациями стратегий.

Соперничество — наиболее часто применяемая стратегия (более чем в 90 % кон­фликтов). Собственно конфликт и заключается в противоборстве, поэтому лич­ность или группа идут на конфликт, не имея других способов договориться с оппонентом. Соответственно тактические приемы соперничества наиболее раз­нообразны и в большей степени совершенствовались.

 

 

88___________________________________ Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии

Основные способы разрешения противоречий в социальном

 взаимодействии      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций                                                                          89

 

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость урегулирования конфликтов, а не подавления их. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интегра­цией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сто­рон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем этот способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество».

Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным по­казало, что одна треть этих конфликтов завершается компромиссом, две трети — уступкой (преимущественно подчиненного) и только 1-2 % конфликтов завер­шаются путем сотрудничества.

Объяснение такого разброса в применении способов разрешения конфликтов по вертикали кроется в стереотипах мышления, поведения, а также особенностях этого вида конфликта. Большинство из нас ориентированы на противоборство. Десятилетия такой принцип преобладал во взаимодействии с теми, кто был не таким, как мы, был не согласен с нами. Да и в конфликтах между «руководителем и подчиненным» в 60 % ситуаций начальник прав в требованиях к подчиненному.

Рассмотренные способы разрешения конфликта на практике реализуются си­ловым подавлением одной из сторон или ненасильственным путем: переговоры (компромиссами, сотрудничество, а иногда и уступка). Силовое подавление — это продолжение применения стратегии соперничества. В этом случае сильная сто­рона достигает своих целей, добивается от оппонента отказа от первоначальных требований. Уступившая сторона выполняет требования оппонента или прино­сит извинения за допущенные недостатки в деятельности, поведении или обще­нии. Если же стороны понимают, что проблема важна для них и стоит того, чтобы ее решить с учетом обоюдных интересов, то они используют путь переговоров.

Важно нормализовать отношения оппонентов в преддверии переговорно­го процесса. Одним из приемов, позволяющим сделать это, является техника ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряже­ния — С. Линдскольд и др.). Метод ПРИСН предложен социальным психологом Ч. Осгудом и успешно применяется при разрешении конфликтов разного уровня: международных, межгрупповых, межличностных (Б. Бете, В. Смит). Он включа­ет в себя следующие правила:

• делать искренние, публичные заявления о том, что одна из сторон конфлик­та хочет остановить эскалацию конфликта;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

• объяснять, что примирительные шаги обязательно будут осуществлены; со­общить, что, как и когда будет сделано;

• выполнять обещанное;                                                                                                                                                                                                                     • побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать их в качестве ус­ловия выполнения собственных обещаний;

• уступки должны осуществляться в течение достаточно длительного време­ни и даже в том случае, если другая сторона не отвечает взаимностью; они не должны приводить к увеличению уязвимости стороны, их осуществля­ющей;

• расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: