Конфликты в педагогической деятельности

 

 

 

Глава 20. Отдельные виды конфликтов                                                                              181

 

Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет со­бой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэто­му именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические усло­вия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

В сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности: уче­ник, учитель, родители и администратор. Они образуют основные конфликт­ные диады.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без проти­воречий и конфликтов. Конфронтация с детьми является обычной составной ча­стью реальности. По мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учени­ком выделяются следующие конфликты:

конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий и проявляющиеся в отказе ученика вы­полнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происхо­дить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда и неудачное замечание учителя;

конфликты поступков, возникающие по поводу нарушения учеником пра­вил поведения в школе и вне ее. Один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных при­чинах;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      • конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Они приобретают личностный смысл, по­рождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:

• контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

• не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-вы-сказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

• не оскорблять ученика (все последующие «компенсирующие» действия мо­гут не исправить ситуацию);

• стараться не выгонять ученика из класса;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

• по возможности не обращаться к администрации;

• не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личность, семью, давать оценку только его конкретным дей­ствиям;                                                                                                                                                                                                                                                                           • независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разру­шить отношения (высказать сожаление по поводу конфликта);

• не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конст­руктивного разрешения.      

 

 

182 _________ Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействи я


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: