Глава 20. Отдельные виды конфликтов 181
Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
В сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. Они образуют основные конфликтные диады.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми является обычной составной частью реальности. По мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
|
|
• конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий и проявляющиеся в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда и неудачное замечание учителя;
• конфликты поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее. Один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах; • конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Они приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
|
|
Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:
• контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;
• не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-вы-сказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
• не оскорблять ученика (все последующие «компенсирующие» действия могут не исправить ситуацию);
• стараться не выгонять ученика из класса;
• по возможности не обращаться к администрации;
• не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личность, семью, давать оценку только его конкретным действиям; • независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения (высказать сожаление по поводу конфликта);
• не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
182 _________ Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействи я